Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Categories:

Александр I и технический прогресс или Об идее бомбардировки французской армии с воздуха.

В 1812 русское правительство решило использовать в борьбе с Наполеоном последнее достижение технического прогресса. Для бомбардировки французской армии с воздуха задумано было построить управляемые воздушные корабли. Надо сказать, что в конце XVIII – начале XIX века воздушные шары периодически использовали в военных целях. Впервые это сделали в 1794 году в битве при Флерюсе. Французские революционные войска применили это изобретение для того, чтобы следить за передвижением противника.

В 1812 году задача была усложнена. Механику Францу Леппиху поручено было построить за 3 месяца 50 воздушных кораблей, каждый из которых мог поднять 12 000 фунтов и 40 человек. Как пишет В.В.Данилевский в книге «Русская техника», «Сохранившиеся документы показывают, что изобретатель решил соорудить управляемые аэростаты, перемещаемые в воздухе вручную при помощи крыльчатых весел, устанавливаемых либо на раме при баллоне, либо в гондоле. На верхнюю половину оболочки должна была набрасываться сетка, прикрепленная к обручу, опоясывающему аэростат в его экваториальной плоскости. Этот обруч при помощи подкосин соединялся с жестким килем. Это — проект дирижабля полужесткой системы.».

Вроде бы, Леппиху удалось построить действующую модель этого сооружения. По крайней мере, приглашение в Россию возникло не на пустом месте. Весной 1812 года император получил следующее сообщение: « Ныне сделано открытие столь великой важности, что оно необходимо должно иметь выгоднейшие последствия для тех, которые первыми оными воспользуются… Механик Леппих после многих поисков нашел, что птицы маханием крыльев своих делают пустоту в атмосфере, которая принуждает их стремительно расширяться в облегченном пространстве. Он приноровил начало их к шару … и какое же было его восхищение, когда невступно в три часа он в различных направлениях, как вперед, так и назад, по ветру и против ветра, подымаясь и опускаясь по своему произволу, сделал 45 французских миль… Леппих, видя, что мы готовимся к борьбе с французами, предложил машину и дарования свои для ниспровержения их.».

Воронцово. Въезд в усадьбу.


В мае 1812 года Леппих обосновался в подмосковном селе Воронцово, принадлежащем княгине Волконской, и взялся за работу. На создание чудо-кораблей выдали огромную сумму денег, а для охраны производства выделили 160 человек пехоты и несколько драгун. Власти возлагали большие надежды на это чудо технического прогресса. Генерал-губернатор Москвы Ф.В. Ростопчин несколько раз писал об этом государю. Сначала – с оптимизмом: «Я подружился с Леппихом, который меня также полюбил; а машину его люблю, как мое собственное дитя...», «Леппих собирает теперь в одно целое части машины; тафта уже сшита... Он много тратит денег; ему выдано уже 130 000 руб., но если б удалось его предприятие, то можно бы не пожалеть и миллиона»...

Воронцово. Церковь Троицы.


В конце лета готовились к испытанию воздушного корабля. Ростопчин опубликовал в "Московских ведомостях" объявление: «Здесь мне было поручено от Государя сделать большой шар, на котором 50 человек полетят, куда захотят, и по ветру и против ветра, а что от чего будет, узнаете и порадуетесь. Если погода будет хороша, то завтра или послезавтра ко мне будет маленький шар для пробы. Я вам заявляю, чтобы вы, увидя его, не подумали, что это от злодея, а он сделан к его вреду и погибели».
Российский главнокомандующий, М.И.Кутузов был в курсе происходящего. За 4 дня до Бородинской битвы он писал Ростопчину: «Государь говорил мне об еростате, который тайно готовится близ Москвы. Можно ли будет им воспользоваться, прошу мне сказать, и как его употребить удобнее. Надеюсь дать баталию в теперешней позиции, разве неприятель пойдет меня обходить, тогда должен буду и отступить, чтобы ему ход к Москве воспрепятствовать… и ежели буду побежден, то пойду к Москве и там буду оборонять столицу».

М.И. Кутузов. 1813. Волков.


Но… Наполеон подходил к старой столице, а детище Леппиха готово не было. Тон писем Ростопчина заметно изменился. «…С прискорбием извещаю ваше величество о неудаче Леппиха. Он построил шар, который должен был поднять 50 человек, и назначил час, когда должен был подняться… Прошло 5 дней, и ничего не готово. Вместо 6 часов он употребил целых 3 дня, чтобы наполнить газом шар, который не поднимал и двух человек… Большая машина не готова, и? кажется, надо отказаться от возможности извлечь из нее ту пользу, которую ожидали. Я принял свои меры, и если князь Кутузов потерпит неудачу и двинется то ли в Москву, то ли в сторону, я отправлю Леппиха в Нижний Новгород без эскорта, вместе с шелковой оболочкой шара. Менее всего можно пожалеть об 148 тысячах рублей, потраченных на изготовление шара. Леппих – сумасшедший шарлатан».

Ф.В. Ростопчин. 1809. Кипренский.


Тогда незаконченное изобретение, а также рабочие и материалы на 130 подводах были эвакуированы в Нижний Новгород и Ориниенбаум. Когда Наполеон занял Москву, он отправил специальную комиссию в Воронцово. Та обнаружила следующую картину: «12 сентября 1812 года. Подробное описание разных вещей, найденных в строении на даче Воронцово, близ Москвы, принадлежащих воздушному шару или «адской машине», которую Российское правительство велело сделать какому-то, по имени Шмидту (Так в России называли Леппиха. Чтоб враг не догадался. –К-К.), англичанину без сумнения, но называемому себя немецким уроженцем, имевший служить будто бы для истребления французской армии и ее амуниции. Лодка, которая должна была быть подвешена к оному шару, но которая была сожжена днем прежде вступления французских войск в Москву. Оная лодка находилась около 100 шагов от помянутого строения, имела около 50 футов длины, в ней находилось много остатков винтов, гаек, гвоздей, крючей, пружин и множество прочих железных снарядов всякого рода. Большой отруб дерева, по виду шара, который, верно, имел служить для образца… В двух горницах упомянутого строения находится еще 180 бутыль купоросу; сверх оного назади и спереди дому – 70 бочек и 6 новых чанов необыкновенного сложения. В самом доме есть столярная и слесарная мастерские и некоторые нужные к оному инструменты. Примечены в маленьком белом домике, стоящем недалече и впереди большого, следы разбросанного и растоптанного пороху...».

Чертеж воздушного корабля.

Спасибо nikyvob.

Комиссия, изучив ситуацию, вынесла решение: "план постройки большого шара был придуман лишь для того, чтобы произвести впечатление, и в Воронцовском дворце не занимались ничем, кроме приготовления горючих и зажигательных снарядов; известно, что расходы на постройку шара и машин покрыты русским правительством». Хотя, были и другие мнения. Например, граф де Сегюр, адъютант Наполеона, записал следующее: «В то же время далеко от Москвы, по приказанию Александра и под руководством одного германского фейерверкера сооружали чудовищный воздушный шар. Этот громадный аэростат, снабженный крыльями, должен был парить над французской армией и, выбрав какого-нибудь командира, выбросить на него дождь из огня и железа. Сделано было несколько проб, и они потерпели неудачу, так как постоянно ломались пружины, приводящие в движение крылья.»

На этом история не кончилась. Леппих обосновался близ Ориенбаума, где опять было развернуто производство. Верил наш император в технический прогресс! Изобретатель был полон надежд: «…воспользовавшись первым благоприятным случаем совершенного наполнения баллона, не теряя ни малейшего времени, я прилечу в Санкт-Петербург, где и постараюсь опуститься в саду Таврического дворца». Но время шло, а результатов не было. Наконец даже у императора кончилось терпение. К Леппиху послали проверочную комиссию. Генерал-майора Вындомский присутствовал на испытании и сообщил: «Опыты над управлением противу ветра воздушных шаров, по сие время предполагаемого им действия произвести не мог, хотя и делал несколько раз опыты и поднимался в шару на привязах не свыше 5-6 саженей от земли… Лететь противу ветра не мог… Главное его средство, состоящее из тафтяных крыльев, оказалось недостаточным… Прожект его – летать противу ветра с их помощью, – был неудачен». В 1814 году изобретателя выслали из России.

Император Александр I. Конец 1800-х – начало 1810-х гг. Частная коллекция.


А как же Воронцово? С досады французы сожгли деревню. Об этом можно прочитать в письме великой княгини Екатерины Павловны брату, императора Александру (4 февраля 1813 года) «У княгини Волконской есть имение под Москвой, которое называется Вороново, наследство князя Репнина (Волконская, в девичестве Репнина, была дочерью князя – К-К.), которое губернатор Обрезков прошлой весной арендовал как будто для проживания, вместо этого, не говоря ни слова, он устроил там производство огромного шара, то есть склад с порохом и другими горючими материалами, что противоречило контракту простой аренды, условиям землевладения и т.д. Французы, оккупировав Москву, сразу же начали поиски лаборатории, где создавалась эта адская машина, и, для того, чтобы полностью уничтожить оставшиеся материалы, дотла сожгли деревню: Вы знаете, что в других деревнях они ограничивались лишь грабежом.» (Оригинал на французском, перевод мой -К-К.).

Воронцово. Флигель.


Княгиня Волконская потребовала компенсации, о чем великая княгиня и сообщила брату. Но шла война, денег в казне было мало и император не был склонен платить. Вот его ответ от 23 февраля «Что касается имения княгини Волконской, могу Вам ответить что, если оно и было сожжено, то не из-за шара, ибо там его уже не было. Французы уничтожили таким способом множество деревень, например, Марфино графа Салтыкова, Вяземы Дмитрия Голицина и множество других. Что касается Вороново, то сарай, в котором строился этот шар, как это всегда бывает, был уничтожен до прибытия врага». (Письмо на французском, перевод мой –К-К.)

Воронцово. Пруды.


Интересную версию выдвинул А.А.Аракчеев: создание шара было предпринято для отвода глаз и для поднятия боевого духа. По свидетельству А.П.Языкова, который однажды посетил в Грузино Аракчеева, тот лично показывал гостю свои реликвии.
«Потом указал на маленький сафьяновый ящик, где находились 4 ружейные чугунные пули эллиптической формы, совершенно подобной голубиному яйцу, и сказал: «Я сохраняю эти пули для того, что человек должен зазнаваться и помнить, что всегда может сделать глупость. Вот в чем дело: в 1812 году, когда Наполеон приближался к Москве и страх был всеобщий, Император Александр мне сказал: «Ко мне явился некто, предлагающий мне вылить подобные пули, наверно попадающие, дай ему средство делом заняться». Я, осмотрев пулю, позволил себе сказать: «Вы, верно, хотите похристосоваться с вашею армией и подарить каждому солдату по чугунному яйцу; поверьте, Государь, этот изобретатель — обманщик: пуля по своей форме далеко и метко лететь не может!» На это Император мне сказал: «Ты глуп!» Я замолчал, дал прожектеру средство что-то делать и забыл о том. Вскоре за тем Император вновь меня призвал и сказал: «Явился человек, который хочет строить воздушный шар, откуда можно будет видеть всю армию Наполеона; отведи ему близь Москвы удобное место и дай средство к работе» Я вновь позволил себе сделать возражение о нелепости дела и вновь получил в ответ: «Ты глуп!» Прошло немного времени, как мне поднесли, что прожектер шара бежал; с самодовольным лицом предстал я пред Императора и донес о случившемся; но каково было мое удивление, когда Император с улыбкою сказал мне: «Ты глуп!» Тогда только мне все прояснилось: для народа подобные меры, в известных случаях, нужны; такие выдумки успокаивают легковерную толпу, хотя на малое время, когда нет средств отвратить беду. Народ тогда толпами ходил из Москвы на расстояние 7 верст к тому месту, где готовили шар; это было на уединенной даче, окруженной забором, куда внутрь никого не пускали, но народ, возвращаясь домой, рассказывал, что видел своими глазами, как готовится шар на верную гибель врагу, и тем довольствовался. Часто после того Император со мною говорил об этом случае, удивлялся, что я в первый же раз его не понял, и я сознавался, что точно «был глуп», возражая намерениям, придуманным для спокойствия толпы».
Во внутренности футляра на крыше сделана надпись: «Пули чугунные, отданные Государем Императором Александром 1-м, при получении коих сделан был графом неосторожный ответ, за который Его Величество изволил показать свое неудовольствие, почему граф Аракчеев, сознаваясь в своей ошибке, в память сего сохранил эти пули».

Не прошел мимо этой истории и Л.Н.Толстой. В «Войне и мире» мы можем прочитать: «В этот день Пьер, для того чтобы развлечься, поехал в село Воронцово смотреть большой воздушный шар, который строился Леппихом для погибели врага, и пробный шар, который должен был быть пущен завтра. Шар этот был еще не готов; но, как узнал Пьер, он строился по желанию государя.»

P.S. Москвичи могут посетить усадьбу Воронцово, которая сейчас находится в черте города. Проезд (точнее, проход) от метро Калужская или пр.Вернадского.
Tags: Войны и сражения русской армии, Москва и окрестности
Subscribe

  • Портреты эмира Абделькадера

    Как известно, изображения людей в исламе не приветствуются. Но эмир Абделькадер был слишком крупной фигурой, поэтому этим правилом немножко…

  • Русская красавица?

    Попался мне вот такой портрет, напечатанный в "Истории Французской Революции" Блана. Ой, - думаю, - что за русская красавица? Оказалось, что ни…

  • Ху из ху, так сказать...

    Персонаж опознаете? Ага, я бы тоже сказала: "Венера". А на самом деле это леди Гамильтон. Гравюра по картине У. Уорда, принадлежит музею Орсе.…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments

  • Портреты эмира Абделькадера

    Как известно, изображения людей в исламе не приветствуются. Но эмир Абделькадер был слишком крупной фигурой, поэтому этим правилом немножко…

  • Русская красавица?

    Попался мне вот такой портрет, напечатанный в "Истории Французской Революции" Блана. Ой, - думаю, - что за русская красавица? Оказалось, что ни…

  • Ху из ху, так сказать...

    Персонаж опознаете? Ага, я бы тоже сказала: "Венера". А на самом деле это леди Гамильтон. Гравюра по картине У. Уорда, принадлежит музею Орсе.…