Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Categories:

"Горит ли Париж" Рене Клемана.

Фильм Клемана "Горит ли Париж" я смотрела дважды: в конце 1980-х и в этом году. Первый раз мне он не понравился вообще от слова "совсем". Ну ладно, спишем на то, что в ту пору я историю освобождения Парижа в августе 1944 знала плохо и она меня не очень интересовала. Но в этом году? А в этом году тоже не понравился, хотя и уже понимала что это за события и кто все эти люди. И причина не в режиссере (Клеман - мастер своего дела) и не в актерах (там такой цветник звезд кинематографа, что титры как справочник по кино изучать можно), но в исходнике, в книге Доминика Лапьерра и Ларри Коллинза. Не то, что бы она плохая, нет. Но то, что хорошо читается, не всегда можно так же хорошо перенести на экран. Это документальная история с десятками персонажей. Но если отсутствие сюжета как такового в книге можно пережить, то в фильме - увы. Действия рушится, нет драматизма, нет единой линии повествования.

fa.jpg

Огромное число участников событий также играет в минус при постановке: зритель их просто начинает нещадно путать. Да, немного спасает то, что в съемках участвовала куча известнейших актеров. Но, к примеру, представили один раз героя Алена Делона: Шабан-Делмас. Что за персонаж, куда, откуда и зачем - увы. То есть, у французов-то, наверное, проблем нет. Хотя за современных уже не скажу. А представителям других народов что делать?

Шабан-Дельмас (А. Делон) и мадам Лабе (Л. Карон).
Шабан.jpg

Паттон (К. Дуглас)
Паттон.jpg

Вот и получается, что отдельные роли прекрасны по самое не могу. А вместе картина не складывается. Фильм пестр, как лоскутное одеяло. Хотя он вполне себе черно-белый: французы не захотели, чтобы над Парижем снова развевались черно-бело-красные флаги со свастикой. Они сделали их другого цвета, поэтому лента не цветная.

Рене Клеман на съемках.
Клкман на съемках авг 1965.jpg

На съемках.
На съемках.jpg

на съемках.
на съемках2.jpg

На съемках.
Клкман на съемках авг  2.jpg

На съемках. Слева - Брюно Кремер в роли Роль-Танги.
Роль.jpg

Повязка Роль-Танги (реальная, не реквизит).
Повязка Роль Танги Муз арм.jpg

Повязка партизана из FFI.
Повязки ФФИ.jpg

Еще один огромный минус состоит в том, что персонажи одеты и накрашены по моде 1965 года.

лесли.jpg

Вот это недоразумение с начесом, челкой до бровей и голыми коленками - дама, живущая в 1944? Не смешите мои тапочки. Но это, к сожалению, общая беда кинематографа тех лет. Положение усугубляет то, что Клеман включил в фильм кадры кинохроники и они разительно отличаются от художественных съемок. Там все другое: лица, одежда, силуэты, прически. Не спасло даже то, что актеров, в принципе, старались подобрать похожих на исторических деятелей. Вот снимок с премьерного показа фильма.

Премьера.jpg

Покажу поближе. Делона, я думаю, все опознали. А рядом с ним сидит тот самый Шабан-Дельмас, которого он сыграл.

Премьера2.jpg

Еще одна интересная фотография. Увидев ее, я очень удивилась. Роми Шнайдер? Почему я ее в фильме не опознала? Как выяснилось, не опознала потому, что эти кадры полностью вырезали.

роми.jpg

Специально для тех, кто интересуется Французской революцией. Узнаете? Да нет, не Керка Дугласа, а человека, стоящего слева.

ванек.jpg

А так?

роб.jpg

Да, это Пьер Ванек, сыгравший Робеспьера в фильме "Сен-Жюст и сила обстоятельств" в 1975, а десятилетием раньше - Роже Кокто в фильме "Горит ли Париж".

Да, и еще о минусах. Меня добила совершенно идиотская сцена на вокзале, когда героиня Лесли Карон бегает с воплями: "Ты свободен", обращаясь к мужу-заключенному. Вот тут уже у меня конкретные претензии к режиссеру. Я, конечно, верю, что в жизни все может случиться, вплоть до визита зеленых человечков на Землю. Но ситуация, в которой одна глупая курица едва не поднимает бунт среди заключенных, пусть и невольно, при этом оставаясь в целости, сохранности и на свободе... Что-то мне кажется, что в реальности охрана грохнула бы ее при первых же попытках подойти к вагонам. Либо же затолкала в эти же вагоны вместе со всеми, когда она с заключенными смешалась, ибо на ней не написано, что она со стороны. Кстати, в книге сцена встречи мужа и жены описана совершенно иначе: очень тонко, сдержанно.

"Мари-Элен Лефошё догнала поезд. Среди черных, кашляющих существ, выбиравшихся из вагонов, она отыскала глазами Пьера. В этот миг «ничто на свете, даже СС», не могло помешать ей поговорить с мужем. Ведя рядом велосипед, она пересекла разделявшее их небольшое поле маргариток. И тогда, увидев совсем рядом его изможденную фигуру, она сделала первое, что пришло ей в голову: достала из кармана белый платок и вытерла сажу с его век.

По какой-то непостижимой причине шедший за Пьером охранник безразлично пожал плечами и позволил Мари-Элен идти рядом с этим бледным, спотыкающимся человеком, который был ее мужем. Ее юбка слегка шуршала о его истрепанные брюки, ее рука была зажата в его руке. Так она провела с ним два часа. Даже за половину всего этого она готова была гнать свой велосипед хоть в преисподнюю. Из всех тех фраз, которые они шептали друг другу во время этой жестокой прогулки, одна осталась в ее памяти на всю жизнь. Услышав ее, Мари-Элен поняла, что пытки гестапо не сломили этого сильного человека. Чувство юмора не покинуло его.

— Уж одно я могу тебе пообещать, — сказал ей Пьер. — После этой поездки я больше никогда не буду возражать против покупки билетов в спальный вагон."

В общем, я фильм не рекомендую. Вторая часть (точнее, последняя треть фильма), когда речь идет об армии, смотрится лучше. Но в целом - все равно не очень. Увы.

Фотографии с сайтов:
https://www.gettyimages.ae
https://www.kinopoisk.ru/
https://www.photo.rmn.fr
Tags: Вторая мировая война, Кино и немцы
Subscribe

Posts from This Journal “Кино и немцы” Tag

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

Posts from This Journal “Кино и немцы” Tag