Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Category:

"Сен-Жюст и сила обстоятельств" или 14 лет назад.

Ну, а сегодня выкладываю отзыв о фильме "Сен-Жюст и сила обстоятельств, написанный в 2004 году. Прочитав его, увидела, что кое-какие моменты я отметила и тогда, и теперь.

Предлагаю сразу разграничить объективное и субъективное. Известно, что все мы интересуемся ВФР, и что многие неравнодушны к Сен-Жюсту. Я сама такая. Но будем справедливы. На мой взгляд (и, насколько я понимаю, не только на мой, судя по тому, что Луиза-Антуанетта написала на форуме о реакции общественности) фильм получился никакой. То есть совсем: хвалить вроде особо не за что, охаять - тоже. Конечно, я безмерно рада, что его посмотрела (уже раз пять и еще сколько посмотрю!), но, безусловно, его никак нельзя отнести к числу шедевров мирового кинематографа. Если кто-то с ним не ознакомится, то в принципе не много потеряет. Записав весной «Нюренбергский процесс» Крамера, я просто хватала народ и тащила смотреть этот фильм. Вот его надо бы увидеть всем. Потому что он поднимает общечеловеческие проблемы и пытается дать ответы на многие спорные и сложные вопросы. И потому что это действительно здорово и смотрится на одном дыхании. Хотя, я не слишком люблю фильмы про политику и отнюдь не являюсь поклонницей ни Б. Ланкастера, ни М.Дитрих, ни Т. Спейси, ни М. Клифта. Этот фильм – вечный. Он актуален и сегодня, через 60 лет после войны и через 45 лет после его создания. И еще один пример: я нежно люблю фильм «Битва за Рим», с которого лет 20 назад у меня началось увлечение историей. Но даже в детстве я не пыталась никого уверить, что это – шедевр. Седмак снял исторический боевик. Мне он нравится, несмотря на то, что у нас его показали порезанным ровно наполовину и на то, что с исторической точки зрения там наврали – дальше некуда. Простите эти лирические отступления, но так мне свои мысли удобнее излагать.

Сен-Жюст (П. Александр)

С Ж2.jpg

Еще одна проблема. Человеку, совсем незнакомому с историей ВФР, смотреть эту картину будет крайне трудно. Даже когда я перед прошлогодней игрой в качестве ознакомления с материалом показывала народу «Французскую Революцию» Энрике и Хеффрона, мне приходилось сидеть рядом и комментировать события. Поскольку вопросов было море: «А это кто? А они что хотели? А кто это на трибуну лезет? И т.п.» Здесь – ситуация еще хуже. Мне было крайне интересно наблюдать за тем, какого персонажа как обрисовали. Но я более-менее историю знаю. А посади смотреть фильм человека с улицы, что он там поймет? Возможно, в обоих фильмах надо было сделать больше титров, объясняющих где происходит действие, или что это за персонаж. А то я иных героев в «ФР» определяла либо по актерам, которых я неплохо знаю, либо по каким-то кривым мелочам. Типа: член конвента, ведущий процесс Людовика, - это Барер. Но так это я знаю, что он был председателем Конвента, когда начался этот процесс. А в фильме к нему ни разу не обращаются по имени. Как хотите, так и понимайте.

Сценарий – довольно невнятный. В принципе, Сен-Жюст во многом интересен тем, что это – персонаж в движении. Человек, который нашел в себе силы измениться. Будь я сценаристом, я бы начала повествование задолго до революции. А тут нам показан не то чтобы совсем зрелый герой, нет, он развивается. Но нет противоречия между жизнью до революции и после. Он уже в самом начале стоит за революцию, пишет книгу и т.д. Ничего другого мы не видим. Ну можно было бы хоть пролог создать! Я даже знаю, как это могло выглядеть: исправительный дом в Пикпюсе, герой смотрит в окно (на стену, на портрет Терезы…Ну, в общем, вдаль он смотрит) и вспоминает свою юность.… Я, конечно, понимаю, что Оливье в своей книге всячески старался обойти все то, что, на его взгляд, может очернить героя. Поэтому, видно, и сценарист с размаху проскочил все сцены, которые можно истолковать против Сен-Жюста. А зря. И опять же, герой показан несколько однобоко: как политик, как член Конвента, немного как друг и все. Отношения с матерью, с женщинами – все осталось за кадром. Не то что бы совсем сушеная вобла получилась, но опять мы видим символ, а не человека. В таком ключе мог снимать Вайда в «Дантоне», но здесь – жанр иной. Здесь – все-таки биография. Хотя, это уже претензии к режиссеру.

Робеспьер (П. Ванек)
Роб2.jpg

О режиссере… Порадовало то, что Кардиналь проявляет большое внимание к деталям. (Беседа Елизаветы Дюпле с Леба во время прохода Сен-Жюста по двору и пр.). То есть, сцены строятся довольно продуманно. Кажется, что он долго размышлял и работал над фильмом. Но результат не оправдал ожидание. Нет такой сцены, что схватила бы за душу, которую будешь и ночью вспоминать. Ничего особо такого в памяти не остается. Привели в недоумение повозки, везущие приговоренных на гильотину, на поле боя. То ли я сошла с ума, то ли автор. Если ты снимаешь комедию, не надо убивать героя в конце фильма. Если хочешь создать биографию и весь фильм делаешь в реалистическом ключе, незачем вдруг показывать видения героя. По-моему, я знаю лишь один фильм, в котором перемешаны все жанры, но который, тем не менее, смотрится хорошо. Это «Братство волка» Ганса. В общем, про Кардиналя могу сказать так: «Хороший ты человек, но не орел».

Об операторской работе что-то сказать сложно, поскольку цветной фильм мы смотрим в черно-белом варианте. А приемы работы с цветом и без – разные, и свет устанавливается по-разному. Но, опять-таки никаких особо запоминающихся кадров нет. Нормальная, добротная работа. Но и все.

Безусловно, очень хорош Патрис Александр в роли Сен-Жюста. Не убавить, не прибавить. Действительно его внешность и действительно его характер. Сама не общалась, но историки описывают именно так. Интересно, сколько они этого актера искали и где нашли. Практически все актеры на главные роли подобраны хорошо. Герои более-менее узнаваемы. И, что радует, актеры соответствуют возрасту персонажей. А то мне, конечно, очень нравится Барер во «Французской Революции», но ему (Бареру) на тот момент было под 50, а актеру (Франсуа-Эрику Гендрону) что-то около 35. И, безусловно, А. Винклер – сильная актриса, но она в роли Люсиль Демулен в «Дантоне»… Не буду повторять известную фразу про китайского императора, но хотела бы я знать, кому принадлежит идея взять ее на эту роль. Вернемся к «Сен-Жюсту…» Демулен обрисован бледно и однобоко, а жаль. Хотя, фильм и так длится почти 3 часа. Если снимать про всех подробно, эдак сериал получится. Что касается женских образов… Ну, во-первых, см. выше (о сериале). Во вторых: сколько вложишь, столько и получишь. Телефильмы никогда большим бюджетом не отличались. И если главные и вторые роли все-таки продуманы и актеры, играющие их хоть и не великие, но явно профессионалы, то кого взяли на роли третьего плана остается только гадать. А массовка - классная. Парижская (блеранкурская, страсбургская..) толпа – это что-то. Какие физиономии!

гил.jpg

О переводе говорить не буду. И так все ясно.

По-моему, хороши костюмы. Хотя, насколько я знаю, в то время у очков не было загнутых дужек. Они кончались колечками, а крепились не за ушами, а на затылке завязочками (См. очки Екатерины II). А Робеспьер время от времени так задумчиво теребит свои очки, что поневоле обратишь на них внимание. Очень радует, что герои, не принадлежащие к плебсу, ходят в Конвенте и комитетах в туфлях, а не сапогах. Сапоги – одежда путешественников, появиться в них во дворце, на балу и т. д. (ну, если, конечно, ты не военный и они тебе по форме не полагаются) считалось крайне неприличным. В конце 18 века от этого правила постепенно начали постепенно отходить, но традиция держалась еще долго. Меня немного напрягают открытые воротники рубашек не только у Карно и Лежандра, поскольку в тот период считалось неприличным мужчинам обнажать шею. Существует несколько портретов (Мерлен, Колло, Дантон, сам Сен-Жюст с открытой шеей) но в целом это крайне нетипично. С Колло что взять, актер и есть актер, здесь о приличиях говорить сложно.

Если уж говорить вообще о фильмах про ВФР, то я бы отметила «Дантона» Вайды (Хотя, это по жанру, скорее, политический памфлет), «Шуанов» де Брока (Человек снимал приключенческую развлекалочку на революционную тему, а получился гораздо более глубокий фильм, чем сам автор рассчитывал. Хотя некоторые моменты спорны.) и «Леди и герцог» Ромера (С точки зрения работы художника, костюмера и оператора – это что-то). По пятибальной шкале за эти фильмы я бы поставила 4. Ну а «Сен-Жюст и сила обстоятельств»… Выше 3 - никак.
Tags: Великая французская революция, Кино и немцы, Сен-Жюст
Subscribe

Posts from This Journal “Великая французская революция” Tag

  • Почти комикс или Заговор Кадудаля в картинках

    Я как-то уже выкладывала рисунки Армана де Полиньяка. Но тогда я не знала, что они составляют цикл, повествующий о крахе заговора Кадудаля. Давайте…

  • Шевалье де Сен-Жорж, или История о Черном Моцарте

    Если глядя на этот эстамп вы решили, что художник что-то напутал с цветом, то... вы ошиблись. У этого французского дворянина, жившего в XVIII веке и…

  • В Сен-Лазаре

    Как вы думаете, что происходит на этой картине? Молочницы раздают свой товар узникам Сен-Лазара. Есть, кстати, еще один вариант, вот такой. Он…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

Posts from This Journal “Великая французская революция” Tag

  • Почти комикс или Заговор Кадудаля в картинках

    Я как-то уже выкладывала рисунки Армана де Полиньяка. Но тогда я не знала, что они составляют цикл, повествующий о крахе заговора Кадудаля. Давайте…

  • Шевалье де Сен-Жорж, или История о Черном Моцарте

    Если глядя на этот эстамп вы решили, что художник что-то напутал с цветом, то... вы ошиблись. У этого французского дворянина, жившего в XVIII веке и…

  • В Сен-Лазаре

    Как вы думаете, что происходит на этой картине? Молочницы раздают свой товар узникам Сен-Лазара. Есть, кстати, еще один вариант, вот такой. Он…