Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Category:

Иван Петрович Кулибин

Известный изобретатель Иван Петрович Кулибин был личностью оригинальной, при этом острым на язык и не трусливым.

«Славный механик Кулибин никак не хотел разстаться с бородою своею, несмотря на предложение ему чинов и титлов. Наконец, по усиленному настоянию князя Григория Григорьевича Орлова, решается выбриться, если точно узнает, что сие непременно угодно императрице. Князь докладывает государыне, но мудрая царица сия велела сказать Кулибину, что она еще больше его уважает за его почтение к обычаю предков; не только позволяет но приказывает остаться в бороде, и если чины и титлы нейдут к его костюму, то знает чем его отличить и жалует ему для ношения золотую медаль с выбитым его именем, чего никто никогда не получал.» (Исторические рассказы и анекдоты, записанные со слов именитых людей П.Ф. Карабановым.)

Вот пожалуйста: и сам механик, и его борода.

И.П.Кулибин. 1818 П.А.Веденецкий (Веденцов). Третьяковка.



Послушаем еще? Рассказывает графиня Варвара Головина.

В бальном зале было два ряда окон, выходивших на набережную.
Мы сидели около; взошла луна. Государыня (Екатерина II) замети л а это и сказала мне:
— Луна очень красива сегодня, и стоит на нее посмотреть в телескоп Гершеля. Я обещала шведскому королю показать ее, когда он вернется.
Ее Величество напомнила мне по этому случаю ответ Кулибина. Это был крестьянин с бородой, самоучка, которого приняли в Академию за его выдающиеся способности и очень остроумные машины, изобретенные им. Когда английский король прислал Государыне телескоп Гершеля, она велела принести его из Академии в Царское Село Кулибину и одному немцу-профессору. Его поставили в салоне и стали смотреть на луну. Я стояла за креслом Ее Величества, когда она спросила профессора, открыл ли он что-нибудь новое с помощью этого телескопа.
— Нет никакого сомнения, — отвечал он, — что луна обитаема; там видны долины, леса и постройки.
Государыня слушала его с невозмутимой серьезностью, и, когда он отошел, она подозвала Кулибина и тихо спросила:
— Ну а ты, Кулибин, видел что-нибудь?
— Я, Ваше Величество, не настолько учен, как господин профессор, и ничего подобного не видал.
Государыня с удовольствием вспоминала этот ответ.»

На всякий случай. Биографические данные.

Кулибин Иван Петрович (10.4.1735-30.7.1818), механик-самоучка. Из семьи мелкого торговца. В юношеский годы увлекался изучением часовых механизмов. В 1764-1767 при финансовой поддержке купца М.А. Костромина создал часы в форме яйца, представлявшие собой сложное механическое устройство. В 1769 преподнес их императрице Екатерине II, которая назначила Кулибина руководителем механических мастерских Санкт-Петербургской Академии наук. В обязанности Кулибина входило «иметь главное смотрение над механическими и оптическими мастерскими, чтобы все работы с успехом и порядочно производимы были, и делать нескрытное показание академическим художникам во всем том, в чем он сам искусен». В мастерских изготовлялись астрономические оптические трубы, электростатические устройства, навигационные приборы, в конструировании которых участвовали ученые Академии наук. Работая в Академии наук, Кулибин сконструировал «планетные» карманные часы, в которых применил компенсационное устройство новой системы; кроме часов, минут и секунд, они показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы луны. Создал также проекты башенных часов, миниатюрных «часов в перстне» и др. Разработал новые способы шлифовки стекол для изготовления микроскопов, телескопов и других оптических приборов. В 1770-х гг. спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву с длиной пролета 298 м (вместо применявшихся ранее 50-60-метровых пролетов), предложив использовать оригинальные фермы с перекрестной решеткой. В 1776 построенная Кулибиным модель этого моста в 1/10 натуральной величины испытана специальной академической комиссией; проект был одобрен, но не осуществлен. С 1801 Кулибин работал над вариантами мостов (разработал 3 варианта деревянных и 3 варианта металлических мостов). В 1779 сконструировал фонарь (прожектор), дававший при слабом источнике мощный свет. Это изобретение использовано в промышленных целях - для освещения мастерских, судов, маяков и пр. В 1791 Кулибин изготовил педальную повозку-самокатку, в которой применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения, а также разработал конструкцию «механических ног» (протезов). В 1792 принят в члены Вольного экономического общества. В 1793 построил лифт, поднимавший кабину с помощью винтовых механизмов. Создал оптический телеграф для передачи условных сигналов на расстоянии (1794). В 1801 Кулибин был уволен из Академии наук и вернулся в Нижний Новгород. В 1804 построил «водоход», работу над которым начал еще в 1782 («судно шло противу воды, помощью той же воды, без всякой посторонней силы»). К этому же времени относятся работы Кулибина по применению паровой машины для движения судов. Разработал также приспособление для расточки и обработки внутренних поверхностей цилиндров, машины для добычи соли, сеялки, различные мельничные машины, водяное колесо оригинальной конструкции и др.
(Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I. – М., 2005)

Интересно, что прожектор, изобретенный Кулибиным, упоминает Г.Державин в стихотворении «Афинейскому витязю» (1796)

Тогда кулибинский фонарь,
Что светел издали, близ темен,
Был не во всех местах потребен;

Что же это был за фонарь? 19 февраля 1779 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось сообщение: «Санкт-Петербургской Академии наук механик Иван Петрович Кулибин изобрел искусство делать некоторою особою вогнутою линиею составное из многих частей зеркало, которое, когда перед ним поставится одна только свеча, производит удивительное действие, умножая свет в пятьсот раз противу обыкновенного свечного света и более, смотря по мере числа зеркальных частиц, в оном вмещенных».
Tags: Деды и прадеды
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments