
Весной 1956 года полк Бижара стоял в Боне. После долго пребывания "на природе" этот город казался парашютистам раем небесным: теплое море, солнце, красивые девушки... Но 13 марта Бижара разбудили в 4 утра и вызвали к генералу Бофру. Как выяснилось, этой ночью взбунтовалась и ушла по направлению к тунисской границе 3 рота 3 Полка алжирских стрелков. Их командир, лейтенант Канон, был в увольнении. Поднявшему мятеж, старшему сержанту Абдеррахману Бенсалему, опытному и храброму солдату, удалось сагитировать и увести с собой бОльшую часть солдат. Несколько европейцев и алжирцев, оставшихся верными Франции, забаррикадировались на складе оружия, тем самым лишив бунтовщиков возможности забрать оружие, там хранящееся. 9 солдат были убиты, еще полтора десятка мятежники увели с собой в качестве заложников. Из французской армии с оружием дезертировала целая рота! Это был позор, который срочно надо было смыть.
Гробы.

Бижар объявил своим солдатам сбор у деревушки Виллар. Прибыв на место он тут же, разложив карту на капоте джипа объяснил командирам рот их задачи: две роты пешком идут на юг, прочесывая долины.


Рота Флореса (Кстати, Флорес- это как раз тот случай, когда легионер-португалец получил французское гражданство и стал офицером.), отправляется на восток к Бесбессе, маленькой деревушке на вершине холма. Рота поддержки на вертолетах доставляется к горам Дифран. Это один из первых (если не первый) случаев использования вертолетов не для вывоза раненых или для наблюдения, но для десантирования.

Сам Бижар прыгает в свой вертолет "Белл", с которого ведет наблюдение за операцией. Операция началась в 14 часов, к 17.00 все было кончено. На мятежную роту наткнулся Флорес. Стрелки сделали большую ошибку: встретив катибу повстанцев, они не ушли к границе, а засели в деревне на старой арабской ферме. Увидев парашютистов, стрелки приготовились "делать Камерун". Они знали, что пощады не будет и дрались храбро. Но шансов у них не было. Бижар, получив информацию, послал на помощь Флоресу парашютистов на вертолетах.

















Бижар у рации.


Итог операции: 126 трупов феллага и дезертиров, 140 единиц оружия (в том числе 3 миномета, 4 пулемета, 18 автоматов) захвачено парашютистами, 15 человек освобождены (или же взяты в плен, тут информация расходится).
Старший сержант Бенсалем с 37 солдатами чуть раньше ушел с фермы. Дело в том, что он разошелся во мнениях с командиром катибы, к которой присоединилась рота алжирских стрелков. Бенсалем, человек с огромным военным опытом (воевал еще в Италии и Индокитае) понимал, что ферма станет ловушкой. Он благополучно пережил этот день и в алжирской армии дослужился до полковника.
Прибывший на вертолете генерал Бофр сказал:
- Снимаю шляпу, Бижар. Но как, черт возьми, вам это удалось?
Что ответить? Солдаты мятежной роты были убиты или взяты в плен ротой парашютистов, чья численность была чуть больше, чем у их отряда. С начала бунта не прошло и суток. Пресса рассказывала об этом случае, захлебываясь от восторга. "Бижар ударил как молния" - писали в "Пари Матч". В заметке, напечатанной в "Фигаро", говорилось о "новой форме боя, примененной в Алжире: десантировании с вертолета".
Фотографии с сайта https://www.gettyimages.com, надеюсь, там не накосячили и их идентифицировали верно.
Journal information