Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Category:

Французы и французы-мусульмане или Еще раз о статусе народов Алжира.

Я тут на днях озадачилась тем, как выглядели документы французских недограждан, то есть тех мусульман Алжира, кто сохранил свой персональный статус в ту пору, когда Алжир был частью Франции. Найти бумаги французов (пусть даже их звали Ахмед или Джамиля) труда не составило.

01 паспорт.jpg

А вот со вторым вариантом пришлось повозиться. Полагаю, дело в том, что до 1950-х у огромного количества народа документов просто не было. Это уже когда началась гражданская война, власти озадачились и выдали бумаги всем. Происходило это обычно следующим образом: дуар окружается солдатами, население сгоняется на площадь, где всех жителей фотографируют и тут же выписывают документы. В арабских деревнях этот процесс сопровождался криками и воем женщин. В отличие от берберок они с открытом лицом не ходили. А фотографироваться в аджаре было запрещено. Но все-таки я нашла. Обратите внимание на то, что оба документа выданы мусульманам в примерно одно и то же время, 1950-е.

фр мус.jpg

Что написано всем видно? "Француз-мусульманин". В ту пору, как я понимаю, эта формулировка особо не напрягала. Но в наши дни можно найти немало статей, в которых авторы задаются вопросом: как можно было в светском государстве в графе "национальность" (сама национальность во Франции никого не интересовала, так обозначали гражданство) обозначать религиозную принадлежность?

Как пишут исследователи, камнем преткновения (точнее, камнями, ибо их насчитали пять), мешающим мусульманам принять гражданство, были следующие явления:
полигамия,
право джебра (отец мог женить сына до определенного возраста),
теория "заснувшего ребенка" (признание ребенка, рожденного через 10 месяцев - 5 лет после завершения брака),
привилегия мужчин в имущественных отношениях, а именно в праве наследования,
возможность развода, если муж не может обеспечить жену.

На всякий случай на французском:
Pour expliquer le nombre très faible de musulmans d’Algérie demandant l’accession à la pleine nationalité, la raison la plus couramment invoquée est le souhait d’une très large majorité d’entre eux de conserver le statut personnel dicté par le Coran. Il est vrai que le sénatus-consulte de 1865 oblige le musulman d’Algérie non pas à renier sa religion musulmane – il peut continuer de la considérer en tant que code moral et comme recueil de prescriptions religieuses –, mais à respecter le Code civil français, c’est-à-dire à ne plus pratiquer les cinq coutumes qui lui sont incompatibles : la polygamie ; le droit de djebr, qui permet à un père musulman de marier son enfant jusqu’à un certain âge ; le droit de rompre le lien conjugal à la discrétion du mari ; la théorie de « l’enfant endormi » qui permet de reconnaître la filiation légitime d’un enfant né plus de 10 mois et jusqu’à cinq ans après la dissolution d’un mariage ; enfin le privilège des mâles en matière de succession.
(Patrick Weil "Le statut des musulmans en Algérie coloniale Une nationalité française dénaturée".)

P.S. Кстати, интересно еще то, что в документах, несмотря на наличие фотографии, указаны и приметы: рост, цвет волос и глаз, форма носа и пр.
Tags: Алжир
Subscribe

Posts from This Journal “Алжир” Tag

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments

Posts from This Journal “Алжир” Tag