Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Categories:

Шуаны!

На первый взгляд «Шуаны» де Брока ничем не выделяются среди множества фильмов о Великой Французской революции, рисующих нам картины кровавого якобинского террора (чаще всего), или прославляющих Первую французскую республику (иногда бывает и такое). Но это только на первый взгляд. Если присмотреться внимательнее, то этот фильм, несмотря на авантюрную канву, заставляет о многом задуматься.

00Обложка

Режиссер стоит несколько в стороне от своих персонажей, показывая и шуанов не ангелами (распятый солдат республики, главари, презирающие крестьян-повстанцев, грабежи и насилия, убийство присягнувшего священника), и республиканцев отнюдь не белыми и пушистыми. Тут он как раз посередине. И революционный фанатизм ("Если существование республики невозможно без казней… Половина населения Франции… Мы всех их предадим мечу. Мы устроим на западе республики большое национальное кладбище.") стоит фанатизма религиозного ("Нас хранит Господь. Пули пролетят сквозь нас, мы ничего не почувствуем.")

Замечательно подобраны типажи, хотя 100-процентно положительных или отрицательных персонажей нет в принципе. Таркен, пламенный революционер. Граф де Карфадек, ученый и философ. Орель, истинный дворянин. Олимпия, царица амазонок. Генерал, солдафон и пьяница. Ивон, простой сельский парень. Селин, истинная француженка, которая никак не может выбрать одного из двух поклонников.

Итак, начнем с Таркена. То, что за этим образом стоит Сен-Жюст, никаких сомнений. Ну, правда, труба пониже и дым пожиже. Вместо члена Комитета Общественного Спасения – комиссар Республики. Но тоже не последний человек во Франции. Параллелей очень много. И тот, и другой - бывшие адвокаты. Оба хороши собой и склонны к щегольству. Можно заметить сходство в характере, в образе мышления этих людей, периодически в уста Таркена вложены слова Сен-Жюста.

Таркен (Л.Вильсон)
01таркен 2

Интересно, режиссер или сценарист специально назвали его так по-римски: Тарквиний? Если подумать, скорее всего жизнь у него была не так слишком легка. Сын священника, как знать, не страдал ли он от сплетен, слухов и тому подобного. Мальчик, учащийся в семинарии и ненавидящий ее, отрицающий бога. Думаю, там тоже было не сладко. Представитель 3-го сословия, которому мало что светило при королевской власти.

Достаточно мрачный персонаж. Человек разума, решительный, деятельный. (Не могу удержаться и не поехидничать… Нельзя не обратить внимание, на то, что Вильсона, играющего Таркена, накрасили по полной программе. Краска лежит просто слоями. Я долго ломала голову: зачем это надо было делать, поскольку он и так молодой и красивый. Правда, несколько старше своего персонажа, но не настолько, чтобы изводить грим тоннами. Поразмыслив и сопоставив другие фильмы с его участием, я пришла к выводу, что гримеру хотелось сделать его довольно простое лицо более трагическим, возвышенным, что ли… Что получилось – видите сами.)

Наверное, многие прогрессивные люди мыслили так же, как и он: «Жизнь – это движение вперед. И все писатели хотели подняться над скукой повседневной жизнью, взлететь над окружающими….», но вот продолжение разговора:
- Конвенту требуются стальные люди. Война за свободу не знает пощады. – Таркен.
- Значит, вам нужен террор. – граф де Карфадек
- Мне нужна сила и я получу ее.
- Ты получишь власть над бессловесными баранами.
Но эти «бараны» – лишь пешки в его игре. А ставки в ней очень высоки: судьба Франции, будущее Республики. А тут какие-то людишки. Право, такие мелочи не стоят внимания.

Свобода, равенство, братство… Таркен готов умереть за эти святые идеалы, готов не есть, не спать, работать ночи напролет, если это необходимо. Он мечтает о торжестве Республики, о победе Разума… Но ради этого он без колебаний пошлет или обречет на смерть сотни людей. Фанатик, он будет пинками загонять своих соотечественников в светлое будущее, даже если они этого не хотят. Но разве можно сделать людей счастливыми вопреки их собственной воли?
Недаром граф де Карфадек, воспитавший Таркена и как никто другой хорошо знающий его, говорит однажды: «Вы готовите нам бойню». Но комиссара это не пугает. Он много думал о смерти, она не страшит его, скорее притягивает, в чем он сам не раз признается: «Смерть – моя подруга». Можно вспомнить, что в основном, комиссар одевается в черное. Это - цвет 3-го сословия, но и траура тоже. Недаром, увидев Селин с пистолетом, Таркен раскрывает руки, как для объятия и говорит ей «Я ждал тебя». Почему? Смерть – как выход из безвыходной ситуации? Когда идеалы рухнули, война – это грязь и народ не понимает его? Или…Он не умеет, да и не хочет жить? Простые человеческие радости не для него, его ждет более высокая судьба. В своей «возвышенности» Таркен не видит очевидного, мирского, «низкого», обычного. Уж если делать что-то, то на века. Скамья для стариков – так из гранита. И установить их на берегу реки. И никого не волнует то, что старым косточкам будет холодно на камнях, под ветрами, дующими с берега.

Он заранее настроен на неудачу в личной жизни. Много лет любя Селин, он добивается наконец ее взаимности (какие чувства двигали ей, когда она пришла к комиссару – другой вопрос), но все время не доверяет ей, отталкивает ее. После смерти Ивона заявляет: «Ты, конечно, не сможешь меня больше любить.», потом «Ты меня больше не увидишь. Может, ты и составишь счастье другого, но не такого странного человека, как я.» (Прямо так и вижу, как Сен-Жюст в апреле 1794 года, после гипотетической помолвки, заявляет Анриетте Леба: «Меня ждет другая судьба…»). Ну, знаете, в конце концов, нельзя так обращаться с любимой женщиной. Так любая сбежит.

Таркен и Селин
02Селин и Таркен2

При всем том, а может, именно поэтому, он – сильный человек. Недаром Селин, услышав от него “Мне страшно”, удивляется: “Тебе? Страшно?” – с отчетливой паузой между двумя этими словами. Неужели этот железный человек тоже может испытывать страх?

На определенном этапе Таркен начинает понимать, что в чем-то он не прав, но остановиться уже не может. Он скажет: “Я сам себе ненавистен», но пойдет до конца, признав свою неправоту только перед смертью: «Да здравствует жизнь!»
Но ведь он думает не о себе, о нет! Вначале, когда еще есть надежда, Таркен утверждает, что «Мы трудимся во имя счастья грядущего поколения. Вот они (дети) в один прекрасный день узнают счастье и будут прославлять нас.» Но проходит время, и оптимизма в его словах поубавилось. Очень показателен разговор с Селин:
- Я знаю, что умру молодым от руки тех, кого хотел спасти. Кто хочет изменить мир, тот должен страдать, Селин. Надо действовать быстро, вытравить из сознания народа рабский дух, надо заставить их возненавидеть равнодушие. Путь к счастью лежит через кровь.
- Ты сам утонешь в крови.
- Я приношу в жертву свою жизнь, свою память. Меня не простят. Даже ты, даже ты предашь.
- Ты сомневаешься во мне?
- Во всем. А ведь счастье я познал только с тобой. Такое яркое, что я…
- Что? Говори! (последняя надежда Селин на теплое чувство)
- Я хотел бы умереть с тобой вместе.
- Ты с ума сошел!
- Если бы мы умерли вместе, то навсегда были бы связаны историей.
- Селин, куда ты?
- К Орелю де Карфадеку, Потому что он – жизнь, а ты смерть.

Итак, жизнь и смерть, личное и общественное, Орель и Таркен.

Орель. Аврелий. Это тоже римское родовое имя, означающее «золотой». Олицетворение жизни, радости, любви. Легкомысленный, ветреный, живой. Очень «дворянский», истинный сын старого режима. Богатый и знатный, перед которым были открыты все двери. Дитя любви, рожденное в законном браке. Человек сердца, горячий, не умеющий смирять свои порывы и желания. Он жил так, как жили в то время все дворяне: «Я только делал прически, пудрился, танцевал, презирал золото, но собрал его целую кучу. Любил женщин.». Сначала он искренне не понимает, почему сейчас «не до смеха». Что изменилось? Вот его замок, вот отец, вот жена. В чем же дело? Что случилось? А случилась – Революция. Мир изменился, а он Орель совершенно не готов к этому. Он случайно вляпался в шуанерию, не знает, как выпутаться из нее и увязает все больше и больше, сам не желая этого. Орель пытается даже в такой ситуации жить по законам чести. Предлагает Таркену дуэль, но получает отказ. Сообщает ему же «Найдешь трупы своих солдат на перекрестке у холма с распятьем». Что это: глупая бравада (Не поймаешь!), или уверенность дворянина в том, что его не арестует друг детства, что Таркен не совершит бесчестный поступок. Но в том то и дело, что понятия о чести у Ореля и Таркена разные. И каждый прав на свой лад. Прав Орель, по-дворянски предупреждающего соперника «Берегись!». Прав Таркэн, готовый поступить по-римски и поставить общественное выше личного. Мораль аристократа против морали республиканца.

Орель (С.Фрисс)
03Орель

Когда Селин говорит, что синие идут на лагерь шуанов, младший де Карфадек не колеблется ни секунды:
-Поеду туда.
-К чему? Слишком поздно.
-Да, но я должен ехать.
И опять это - понятие дворянской чести: пускай бесполезно, но я должен. Истинный аристократ и человек слова. Но вот… положительный ли он герой? Легкомысленный щеголь, вертопрах и эгоист. Пропадал много лет, ни строчки не написав жене. А приехав домой и ни в чем не разобравшись, с ходу называет ее «шлюхой». А представим, что Революции не было бы… Так что же? Что бы делал Орель? Все так же пудрился, завивался, танцевал, путешествовал, волочился за женщинами…Хотя, возможно, повзрослев, Орель стал бы похож на своего отца.

Граф де Карфадек. Спокойный, все понимающий и мудрый. Ученый, несколько не от мира сего, но более зоркий, более человечный, чем его молодые воспитанники. Он живет по законам совести и пытается остаться человеком даже в этом безумном мире. Революция не сразу приходит в эти места. Да, уже казнили короля, да, уже идет война, но когда солдаты приходят за его сыном, граф сообщает: «Тебя хочет видеть Пьеро, сын кузнеца.» Так, просто знакомый пришел повидать товарища. И Орель искренне радуется «Привет, Пьеро!» Они еще не видят друг в друге непримиримых врагов. Когда солдата убьют, виконт никак не может понять: за что? «Это же Пьеро, муж Жанетт!»

Граф Савиньян де Карфадек (Ф.Нуаре)
04Карфадек

Граф пытается остаться в стороне, ему одинаково чужды и белые, и синие: «Идите сражайтесь за бога, за народ, или за короля, или за свободу, или за диких уток.». Но, к сожалению, по Франции гуляет смерчь и в нем нельзя уцелеть, он настигает каждого. И графа – тоже. Гибель служанки Вивиан случайная и героическая, ломает его хрупкий домашний мирок. А объявление о заложниках заставляет действовать. Нет, он не берет в руки пистолет или шпагу и не идет сражаться. Он идет умирать, чтобы выжили другие. Граф с сыном одевают эмблемы «сердца христова» и идут сдаваться, чтобы смертей больше не было.

Итак, Таркен, человек, не умеющий жить, Орель, не умеющий создавать, и де Карфадек, безусловно самый положительный персонаж этого фильма.
Возможно, поэтому так символичны последние сцены: после спасения Селин граф, оставшийся на башне, завершает дело, начатое ранее солдатом Республики, которого убил Орель. Граф поднимает трехцветный флаг. Даже падая убитым, де Карфадек продолжает сжимать в руках веревку и флаг Республики полощется по ветру. (Кстати, примерно через полминуты показывают его же, но уже красиво лежащем на этом же самом флаге. Так что возникает вопрос: а кто же его подстелил-то?)

Женские образы на мой взгляд менее интересны. Хотя, возможно, мужчины со мной не согласятся. Все-таки Софи Марсо в образе Селин смотрится очень правдоподобно. Сирота, выросшая в замке и воспитанная вместе с сыном хозяина. Виконтесса по браку. Затем – ярая республиканка. Селин уверена в справедливости казни короля ("Его же приговорили!"). Она с восторгом принимала декреты Республики, поет Марсельезу, учит детей новым словам… Она еще может понять расстрел дезертира, хотя это Ивон, простоватый крестьянский парень, которого она знала с детства. А потом постепенно наступает прозрение. Гильотина, появившаяся в городе и разговор с Таркеном убеждают ее в том, что синие готовы победить любой ценой. Республика, построенная на крови…Нет, этот путь не для нее. Кроме того… Похоже, что сердцу не прикажешь. Любит-то она Ореля. Он – ее муж. А Таркен…Что же бросило Селин в его объятия? Общие идеи о счастье народа? Некоторое тщеславие? Желание отомстить неверному мужу? Кто знает…

Селин (С.Марсо)
05Селин

К вопросу о неверном муже. Следует отметить, что он сдался не сразу. Но когда собственная жена от тебя отворачивается, зато другая дама откровенно делает авансы, то как удержаться? Соперница Селин – Олимпия де Сен-Жильдас. На Руси про таких дам обычно говорили «бой-баба». Бесстрашная охотница, она храбро сражается с республиканцами, сама выбирает любовников, но… остается пленницей предрассудков 18 века. Вести в бой должен мужчина. И отважная, гордая, умная Олимпия вынуждена подчиниться. Ничего не поделаешь. Только гильотина в конце концов уравняет всех, только ей безразличен пол казнимых.

Хотелось бы отметить еще один образ – море, стихия, не подвластная никому. Символ революции, войны, народа? Фильм начинается с бурного штормового моря, и кончается безбрежной водной гладью.

06Трио

Со здравым смыслом в фильме более-менее в порядке. Хотя, возможно, проще и быстрее было бы привезти пушку из Ренна, чем отливать ее на месте. Зато какая красивая сцена получилась: колокол падает, металл плавится … И все это под пенье Карманьолы.

Несколько смущает история с заложниками. «Пускай все сдадутся. Иначе… каждый день падет по 20 голов.» Что-то уж очень отдает 20-м веком. Так и хочется спросить режиссера: «Вы ничего ни с чем не перепутали? И вообще-то Гитлер жил чуть позже. Века на полтора.». Сами французы в отношении заложников пишут только о законе 24 мессидора 7 года: в случае бунтов администрация департамента может выбрать заложников среди аристократов и родителей эмигрантов и выслать из страны 4-х заложников за каждого убитого патриота.

Что касается изобретений де Карфадека и полета в Америку через океан… Несколько утопично, конечно, но нельзя же было бросить героев на произвол судьбы. Кроме того, в истории есть похожий случай. Сын почтмейстера Друэ был заключен в австрийскую тюрьму и пытался бежать оттуда на воздушном змее. Но тот спускался слишком быстро, в результате чего бывший драгун упал и сломал ногу. Неудачу Карлейль объясняет тем, что он взял с собой 20 фунтов продовольствия. Судя, по всему, прославленный историк считал, что в ином случае побег удался бы. Хотя, чего в жизни не бывает. Известна пара случаев, когда парашютист оставался в живых, хотя парашют не раскрывался. Но это уж кому как повезет.

Очевидно внимание режиссера к деталям. Простой пример: письмо от Ореля к Селин. Мы видим, как виконт пишет его, как Вивиан передает письмо ребенку, как мальчик бежит, спотыкается, потом теряет записку, возвращается за ней, приносит письмо Селин… Все очень жизненно, а ведь это даже не проходной эпизод, а просто минутная сценка. Или процесс открывания дверей в это опасное время: служанка кладет половник, берет пистолет, взводит курок и только потом идет открывать. Кстати, если смотреть невнимательно, можно многое пропустить. Например, то, что аббат не столько исповедует Селин, сколько выведывает, где именно ее содержат.

Очень хорош перевод, что в наше время большая редкость. Просто слушать приятно. «Аббат, как известно, принадлежит к ордену созерцателей…» или «Может он дальше своего носа и не видит, зато носом чует верно». Очень живо перевели, очень по-русски. Вместо дословного «дорогой сосед» - «соседушка». По-моему, единственный огрех, это: «Сын генерала Мурье …»Но тут уже проблема с «du» и «de».

P.S. Этот текст уже довольно давно лежит на сайте «Вив-Либерта», но, поскольку в моем ЖЖ есть рубрика «Кино и немцы», думаю, он и здесь лишним не будет.
Tags: Великая французская революция, Кино и немцы
Subscribe

  • Со всемирным днем кошек!

    Бони. На подоконнике. В более непринужденной позе. На спинке кресла, ибо на спинке стула кот уже не умещается. Скоро, видимо, переберется на…

  • Пути людей -2

    Еще фотографии с игры "Пути людей", проходившей в 1999 году. Для истории. В Хараде пишут письмо. А вот его вручают. Мой игровой муж, харадский…

  • Пути людей -1

    Посмотрев на то, как летит время, я опять взяла с полки фотоальбом и начала сканировать фотографии с игр. Игра "Пути людей" проходила в 1999 году.…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments

  • Со всемирным днем кошек!

    Бони. На подоконнике. В более непринужденной позе. На спинке кресла, ибо на спинке стула кот уже не умещается. Скоро, видимо, переберется на…

  • Пути людей -2

    Еще фотографии с игры "Пути людей", проходившей в 1999 году. Для истории. В Хараде пишут письмо. А вот его вручают. Мой игровой муж, харадский…

  • Пути людей -1

    Посмотрев на то, как летит время, я опять взяла с полки фотоальбом и начала сканировать фотографии с игр. Игра "Пути людей" проходила в 1999 году.…