Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Categories:

Жан-Поль Мари "Настоящие цифры потерь".

Дамы и господа, а вы у меня по парашютистам не соскучились? Особенно господа. Но сегодня про парашютистов не будет. А вот про войну в Алжире – да, будет. О ней довольно сложно судить, если речь идет о цифрах. Потому что озвученные алжирским правительством полтора миллиона потерь не имеют к реальности никакого отношения. Если мне надо привести какую-то статистику, я обычно опираюсь на мнения историков (нередко Бенджамена Стора), которые зарекомендовали себя серьезными и честными исследованиями. А тут я на сайте http://www.grands-reporters.com/Guerre-d-Algerie-Les-derniers.html нашла серию статей, посвященных войне в Алжире. Первая из них называется «Настоящие цифры потерь» (Автор – Ж.-П. Мари). Переводить я ее не буду (точнее буду, но местами), а цифры приведу.

Солдаты 8 парашютного полка морской пехоты в Алжире.
парашютисты
Если я выставлю фотографии с трупами, то у меня пол-ленты взвоет. Так что пусть будут парашютисты.

После окончания реальной войны начинается война цифр. Каково число погибших с алжирской стороны? Полтора миллиона - сказал ФНО. 250 тысяч - говорят историки.
«Миллион погибших...» - такое число алжирских мучеников было озвучено в октября 1959 газетой «Эль Муджахед», печатном органом ФНО. В 1963 в алжирской конституции уже говорилось о «более полутора миллионов». В 1968 Высший исламский совет города Алжир, а также президент Бумедьен, говорил о «стране полутора миллионов мучеников». Сегодня ясно, что эта цифра совершенно мифическая.

Что касается цифр, которые дает французская сторона. Известно, что определить число потерь достаточно сложно. Но еще в 1967 году вышли работы Андре Пренана, историка, имеющего репутацию сторонника ФНО и работающего в Алжире. В 1982 профессор Ксавье Яконо опубликовал первые серьезные исследования, посвященные потерям в Алжире. Наконец, есть работа историка Шарля-Робера Агерона. Каковы же реальные цифры?

В ноябре 1968 военный министр признал, что 15 583 французских солдат были убиты в бою или во время терактов. К ним надо прибавить 1 144 человека, умерших от болезней и 7 917 солдат, погибших вследствии неосторожного обращения с оружием или в авариях. Всего число погибших французских солдат приближается к 25 000. Но и гражданские лица, так называемые черноногие, тоже погибали в боях или во время терактов. Число погибших кажется огромным для небольшой популяции в 1 миллион человек. И сейчас еще много черноногих убеждено, что во время резни в Оране было 5 000 жертв. С подсчетом европейцев или черноногих в 1963-1964 годах были трудности поскольку часть из тех, кто числился пропавшим без вести была убита, часть освобождена. В целом с 1954 по 1964 погибло от 4 000 до 4 500 лиц гражданского населения.

Алжирцы также были озабочены подсчетом потерь. В июле 1974 года определили, что из 336 748 муджахеддинов 152 863 военных и гражданских лиц погибло в бою, то есть примерно каждый второй. Нельзя забыть братоубийственную войну между ФНО и МНА, а также чистку рядов ФНО, устроенную французскими спецслужбами (Леже и его синих агентов все помнят? –К-К), которые привели к смерти еще 12 00 муджахеддинов. Тулузский университет попытался вычислить число женщин-солдат, погибших в бою. Таковых оказалось 314 из 1 735. Из женщин, не являющихся солдатами, но участвующих в сражениях, погибло 948 из 10 949.

Что касается мусульман, воевавших во французской армии, то их было 16 процентов от общего число солдат. Из 66 000 «французов северо-африканского происхождения», насчитывающихся в армии в 1961 году, 2/3 были призывниками. 3 500 мусульман погибло в бою (из них 1 168 арки), еще около 1 000 – от неосторожного обращения с оружием и в авариях. (Кстати, хочу отметить, что в этом отношении пропорции у европейцев и мусульман примерно одинаковые – К-К). Ближе к объявлению независимости Алжира участились случаи дезертирства, всего их было 15 000. С другой стороны 6 000 солдат перешли (с оружием и без) на сторону врага.

Самую большую полемику вызывает вопрос о числе арки (в широком смысле слова –К-К). Их число достигает своего максимума в декабре 1961 - 66 000. Некоторые авторы говорят о 160 000 арки за весь период войны. В конце 1962 года 12 000 арки были расквартированы в лагерях на территории Франции, 3 200 завербовались во французскую армию. В ноябре 1963 министр по репатриации объявил, что в лагерях находится около 42 000 алжирцев, но арки были отнюдь не все. Число арки, погибших в Алжире весной-летом 1962, варьируется от 10 000 до 150 000. Скорее всего, более-менее точная цифра – от 15 000 до 30 000 человек. Что касается действий ОАС, но они привели к смерти 2 400 мусульман. 9 марта 1962 года в секретной ноте французские военные власти сообщили, что число мусульман «жертв войны» - 227 000. При дальнейших подсчетах эта цифра составила 250 000, из них гражданского населения – от 50 000 до 100 000.

Вывод делать не буду, думайте сами.

На всякий случай. Я пишу «европейцы» и «мусульмане» потому что эта калька с французского. Да, я знаю, что арабы – европеоиды. Но мне так проще, чем при переводе каждый раз соображать что тут сказать надо.

Картинка с сайта http://www.chemin-de-memoire-parachutistes.org/t2136-peinture-paras-du-8-algerie.
Tags: Война в Алжире
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments