Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Categories:

Там, в палатке, дни и ночи черти мерзлые хохочут…

«Красная палатка» – один из самых моих любимых фильмов. Однажды я сформулировала для себя принципы, которым должен соответствовать фильм, чтобы быть шедевром. Лента Калатозова отвечает им на все 100. Принципы таковы:



1. Содержательность. Фильм должен поднимать глобальные общечеловеческие проблемы, заставлять зрителей думать, должен воспитывать их, рассказывать о чем-то новом.
2. Зрелищность. Нельзя снимать кино для узкого круга, только для «своих». Пусть любой человек найдет там что-то свое. Сначала – интересную историю и красивых героев, а потом – что-то большее. Дайте людям трамплин, от которого можно оттолкнуться. Зароните им в душу зерно и пусть оно постепенно прорастет.
3. Эстетичность. Фильмы должны развивать чувство прекрасного.
4. Профессионализм. Это не значит, что у всех режиссеров, актеров и пр. должны быть дипломы ВУЗов, хотя это и желательно. К сожалению, документ о высшем образовании не делает человека умнее и образованнее. Но делать фильмы должны специалисты. Нет ничего ужаснее актеров, которые не умеют играть и художников по костюмов, которые не в курсе, что носили люди в ту эпоху, о которой идет речь в фильме.

Это невозможно? Но Висконти снял «Гибель богов». Пенн – «Погоню», Крамер – «Нюренбергский процесс», Франкенхаймер – «Поезд», Фасбиндер – «Лили-Марлен», Бергман – «Седьмую печать», Стэрджес – «Великолепную семерку», Раш – «Трюкача».

Плакат к фильму.


1968 год. Генерал Умберто Нобиле (П.Финч) не может уснуть. Его тревожат воспоминания о далеком 1928-м годе, когда он был руководителем полярной экспедиции. Снова и снова он спрашивает себя: виновен ли он? И тогда генерал собирает суд, где ответчиком будет он сам, а присяжными и обвинителями – участники тех событий, живые и давно умершие. К нему приходят Амундсен (Ш. Коннери), медсестра Валерия (К. Кардинале), шведский исследователь Арктики Мальмгрен (Э.Марцевич), лейтенант шведских ВВС Лундборг (Х.Крюгер), сержант Бьяджи (М.Адорф,), советский летчик Чухновский (Михалков), руководитель советской экспедиции по спасению Нобиле Самойлович (Г.Гай), итальянский офицеры Дзаппи (Л.Ванукки) и Романья (М.Джиротти).

Суд


В чем же обвиняет себя Нобиле? Что тревожит его сон? Чего он не может простить себе? 40 лет назад на дирижабле «Италия» он отправился покорять Северный полюс. Дирижабль потерпел аварию и часть экипажа погибла, а остальные, 9 человек, оказались на льдине. Полтора месяца провели они в красной палатке, ожидая, что люди услышат слабый сигнал их рации. В конце-концов так и случилось. Советский ледокол «Красин» спас терпящих бедствие. Но руководителя экспедиции, знаменитого генерала Нобиле, среди них не было. Двумя неделями ранее он улетел со шведским пилотом Лундборгом. Как известно, по морским законам капитан покидает судно последним. Нобиле сделал это первым.


Какие же вопросы ставит перед нами этот фильм?

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Что такое «командир»? Это звание дает не только привилегии, но и огромные обязанности. Руководитель должен думать не только о себе, он отвечает за своих людей. У генерала было 50 причин, чтобы остаться и столько же – чтобы улететь. Или… 51 причина? Какая же? Он вспомнил о горячей ванне, что было весьма естественно для человека, который месяц не раздевался. Но дело в том, что, как сказал Амундсен, «Становясь командирам ты теряешь право на человеческие желания. Мы не можем позволить себе такую роскошь. И вряд ли найдется командир без человеческих желаний. ». Люди остаются людьми, но чем выше пост, который занимает человек, тем больше с него спрос. Именно поэтому забывчивость Бьяджи, который не смог сообразить, что сопротивлением в рации может быть графит, вызывает лишь смех, тогда как большинство героев не могут простить Умберто Нобиле его бегства. Он был для своих людей «как отец» и он их бросил.

Нобиле


ДОЛГ. Не всегда человек, делает то, что хочет. Нередко – то, что нужно, что должно.
Когда офицеры Дзаппи и Мариано отправляются на большую землю, чтобы сообщить о катастрофе и привести спасателей, Мальмгрен уходит с ними, хотя не верит в то, что они доберутся до цели. Почему? Они не знают Арктики, он знает. Мальмгрен не может отпустить их одних. В итоге они остаются в живых, а Мальмгрен умирает, перед смертью прося товарищей похоронить его. Мариано, не вынеся зрелища агонии, хочет уйти, но Дзаппи, держа слово, чувствую свою ответственность перед товарищем, говорит: «Будем ждать.» и остается до конца. Чухновский, самолет которого разбился, наотрез отказывается передать на «Красин» свои координаты, пока не спасут Дзаппи и Мариано. Он упрямо сидит на льдине, потому что знает: его Самойлович спасет. Но нужно спасти и итальянцев тоже.
Три героя: Мальмгрен, Дзаппи, Чухновский, как бы передают друг другу эстафету. Каждый из них действует в соответствии со своим пониманием слова «долг».

Мальмгрен


РИСК. Когда он оправдан? Можно ли ставить на карту жизнь одних людей, спасая других?
Самойлович, запретивший на время полеты, спорит с Чухновским, который готовит самолет к полету.
- Ваша машина – это единственное, что у нас осталось и преждевременно рисковать я не имею право. Будем ждать…Я отвечаю за экспедицию и рисковать не буду. И Вам не советую...
-Вы запрещаете мне взлетать? Это убийство. Убийство! Только за него под суд не отдают. Оно оправдано обстоятельствами!
Прав Чухновский: людей надо спасать. Но прав и Самойлович, отвечающий за всех членов экспедиции. У «Красина» сломан винт и положение очень серьезное. Кстати, Самойлович чуть ли не единственный из всех оправдывает Нобиле: «Мы судим человека по его делам, а о делах – по их результатам. Он оставил своих людей, вылетел в Кингсбей, и оттуда радировал мне. Результатом его действий было спасение оставшихся в живых. Так что его действия были правильными.»


ГЕРОИЗМ. Почему мы не считаем героем красавца Лундборга, который нашел экспедицию Нобиле и снял со льдины генерала, но готовы преклониться перед Амундсеном, не достигшем цели и погибшем? Значит, дело не в том, насколько успешно было закончено дело. В чем же? Может быть, мы ориентируемся на то, чем руководствовался человек, совершая тот или иной поступок? Почему рисковал жизнью швед? Потому что хотел получить Валерию, которая обещала заплатить собой, если спасут ее возлюбленного, Мальмгрена? Потому что страховая компания обещала кучу денег, если Нобиле останется в живых? А Амундсен? Чего хотел он, поначалу считающий поиски бесполезными? Славы? Журналистов, толпящихся за спиной? И это тоже. Но… было ли это желание первичным или вторичным? В конце концов, каждый человек хочет признания, но мало кто рискует жизнью только ради этого. В любом случае, тщеславие нам более симпатично, чем сребролюбие.

Лундборг


Амундсен


Это изумительно красивый фильм. Снимали его по бОльшей части действительно в Арктике и почти все айсберги и льдины здесь «всамделишные». Музыку для советского варианта написал Зацепин. Невероятно хороши актеры, являющиеся звездами мирового и советского кинематографа. Кроме уже названных в фильме сыграли Ю.Соломин, Ю.Визбор, Д.Банионис, Б. Хмельницкий. И все же, он не выдавался бы из длинного ряда лент о путешествиях, если бы не темы, затронутые в нем. «Какие разные существа, - скажет Валерия, глядя на Чухновского и Нобиле, - И оба именуются людьми!» Эти слова можно было бы сделать эпиграфом к фильму.

Валерия


P.S. На всякий случай напоминаю: разговор шел о героях фильма, а не об их прототипах, реальных людях.

Вот здесь можно прочитать заметки Ю. Визбора и А. Мартыновского о съемках фильма. http://www.tram11.ru/viz/viz_0155.html Очень рекомендую.

Кадры из фильма я собирала по всему Интернету, уже не помню точно, где какой нашла. Всем, кто их выставил очень благодарна.

Ледокол «Красин» дожил до наших дней и на него можно полюбоваться в Санкт-Петербурге. Правда, в фильме снимался не он, а его собрат «Обь».


Частушки популярны не только в России. Песенки что поет Бьяджи - это итальянский аналог частушки. Этот мотив можно услышать еще в фильме «Солдатские девки» (в советском прокате – «Они шли за солдатами»).

P.P.S. К вопросу о профессионализме. Как мне помнится, в «Седьмой печати» герои, живущие в средние века, собираются съесть какое-то блюдо из картофеля. Мне до сих пор интересно, чей это ляп, сценариста или переводчика. Но в целом фильм хорош. Предлагаю считать картошку случайной ошибкой.
Tags: Кино и немцы
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments