Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Category:

Гяур, Москов, козак яицкий, Пугачев, индейский петух, павлин, кот заморский, фазан золотой и пр.

Поскольку моя юность пришлась на постперестроечные годы, трудовая биография отличается крайней пестротой. Где я только не работала! Библиографом в Исторической библиотеке, библиотекарем в школе «Марина», редактором на телевидении, старшим хранителем фондов в РГАДА… К счастью, профессия «историк-архивист» соответствует достаточно большому числу должностей. Только на телевидении я оказалась исключительно по большому нахальству. Но, поскольку тексты я писала приличные, наш главный редактор был свято убежден, что все его подчиненные закончили факультет журналистики. Как честный человек, раз в полгода я его разубеждала, но он тут же об этом забывал…

Надо сказать, что архив я сейчас вспоминаю все чаше. К сожалению, все в моей жизни случается не вовремя. Работать в ЦГАДА (тогда он назывался именно так) и… увлекаться Толкиеном. Такое только со мной может случиться! Тем не менее, кое-что я тогда успела подержать в руках, рассмотреть и запомнить. Это была тяжелая работа. Огромные фолианты с описями фондов, которые мы могли поднять разве что вдвоем. Тяжеленные своды летописей, один из которых я ухитрилась уронить себе на ногу. До сих пор помню, это была Никоновская летопись, в которой впервые была упомянута Москва. Безумное количество листов в документах приказов, которые надо было посчитать, прежде чем выдавать исследователям. Вечный холод и ветер, свободно гуляющий по трем этажам здания, поскольку вместо перекрытий сделаны решетки. Для сохранности документов оно, того, помогает… А людям как? И все-таки, хорошо, что это было. Одно дело - читать опубликованные источники и совершенно другое – держать в руках сами документы. Помню, меня совершенно очаровали письма Екатерины II к Потемкину. Я не могу показать вам подлинники, но все же предлагаю ознакомиться с некоторыми из них.

Портрет генерал-фельдмаршала князя Г.А.Потемкина-Таврического. Неизвестный художник. 1820-е гг. Третьяковская галерея.


Этот портрет долгое время находился в галерее Прянишникова, потом в Третьяковке и считался эскизом к портрету Лампи. В 1990-х годах была проведена экспертиза и переатрибутация. Сейчас доказано, что картина эта не эскиз, а копия. То есть, писалась не ДО портрета Лампи, а ПОСЛЕ.

Ну, Госп[один] Богатырь, после сей исповеди могу ли я надеяться получить отпущение грехов своих. Изволишь видеть, что не пятнадцать, но третья доля из сих: первого по неволе да четвертого из дешперации я думала на счет легкомыслия поставить никак не можно; о трех прочих, естьли точно разберешь, Бог видит, что не от распутства, к которому никакой склонности не имею, и естьли б я в участь получила смолоду мужа, которого бы любить могла, я бы вечно к нему не переменилась. Беда та, что сердце мое не хочет быть ни на час охотно без любви. Сказывают, такие пороки людские покрыть стараются, будто сие произходит от добросердечия, но статься может, что подобная диспозиция сердца более есть порок, нежели добродетель. Но напрасно я сие к тебе пишу, ибо после того взлюбишь или не захочешь в армию ехать, боясь, чтоб я тебя позабыла. Но, право, не думаю, чтоб такую глупость зделала, и естьли хочешь на век меня к себе привязать, то покажи мне столько же дружбы, как и любви, а наипаче люби и говори правду.
Екатерина II — Г. А. Потемкину. 21 февр. 1774 г.


Что же пишет всесильная императрица своему любовнику? 45-летняя женщина оправдывается: нет, вовсе не 15, как судачат люди, было у нее в жизни мужчин до него, всего 5. Самодержавная владычица ничуть не отличается от обычной влюбленной женщины и боится, как бы возлюбленный ее не бросил.

Почитайте еще несколько писем, не пожалеете. Обратите внимание на то, что Екатерина, про которую многие наши современники думают, что она открыто устраивала оргии, чуть ли не тайком пробирается в покои фаворита, поворачивая назад, если встречает по дороге посторонних лиц. Вслушайтесь, сколько любви, сколько надежды на взаимность в этих строчках. «Гришенька», «миленький, «душенька», - каких только ласковых прозвищ мы тут не встретим. Посмотрите, как старается любящая женщина сгладить острые углы, избежать ссор и размолвок. Читаем дальше?

Благодарствую за посещение. Я не понимаю, что Вас удержало. Неужели, что мои слова подавали к тому повод? Я жаловалась, что спать хочу, единственно для того, чтоб ранее все утихло и я б Вас и ранее увидеть могла. А Вы тому испужавшись и дабы меня не найти на постели, и не пришли. Но не изволь бояться. Мы сами догадливы. Лишь только что легла и люди вышли, то паки встала, оделась и пошла в вивлиофику к дверям, чтоб Вас дождаться, где в сквозном ветре простояла два часа; и не прежде как уже до одиннадцатого часа в исходе я пошла с печали лечь в постель, где по милости Вашей пятую ночь проводила без сна! А нынешнюю ломаю голову, чтоб узнать, что Вам подало причину к отмене Вашего намерения, к которому Вы казались безо всякого отвращения приступали. Я сегодня думаю ехать в Девичий монастырь, естьли не отменится комедия тамо. После чего как бы то ни было, но хочу тебя видеть и нужду в том имею.
Екатерина II — Г. А. Потемкину. 26 февр. 1774 г.

Голубчик, буде мясо кушать изволишь, то знай, что теперь все готово в бане. А к себе кушанье оттудова отнюдь не таскай, а то весь свет сведает, что в бане кушанье готовят.
Екатерина II — Г. А. Потемкину. 27 февр. 1774 г.

Нет, Гришенька, статься не может, чтоб я переменилась к тебе. Отдавай сам себе справедливость: после тебя можно ли кого любить. Я думаю, что тебе подобного нету и на всех плевать. Напрасно ветренная баба меня по себе судит. Как бы то ни было, но сердце мое постоянно. И еще более тебе скажу: я перемену всякую не люблю.
Екатерина II — Г. А. Потемкину. После 19 марта 1774 г.

Миленькая милюшичка, здравствуй. Я к Вам прийти не могла по обыкновению, ибо границы наши разделены шатающимися всякого рода животными. И так мысленно только Вам кланяюся и желаю Вам здоровия, а нам — любви и дружбы Вашей. А мы к Вам сегодня, как вчерась и завтра. А, например, как Вам казалось, что мы были вчерась?
Екатерина II — Г. А. Потемкину. После 10 апреля 1774 г.

Голубчик, я приходила в осьмом часу, но нашла Вашего камердинера, с стаканом противу дверей стоящего. И так к Вам уже не вошла. Я сие к Вам пишу, дабы Вы знали, коей причины ради я нарушила установленный милый порядок. Аdieu, mon faisan d`or. Je vous aime beaucoup, beaucoup.
Екатерина II — Г. А. Потемкину. После 10 апреля 1774 г

Фуй, миленький, как тебе не стыдно. Какая тебе нужда сказать, что жив не останется тот, кто место твое займет. Похоже ли на дело, чтоб ты страхом захотел приневолить сердце. Самый мерзкий способ сей непохож вовсе на твой образ мысли, в котором нигде лихо не обитает. А тут бы одна амбиция, а не любовь, действовала. Но вычерни сии строки и истреби о том и мысли, ибо все это пустошь. Похоже на сказку, что у мужика жена плакала, когда муж на стену повесил топор, что сорвется и убьет дитятю, которого на свете не было и быть не могло, ибо им по сту лет было. Не печалься. Скорее ты мною скучишь, нежели я.
Екатерина II — Г. А. Потемкину. После 22 апреля 1774 г.

Гришенок безценный, безпримерный и милейший в свете, я тебя чрезвычайно и без памяти люблю, друг милой, цалую и обнимаю душою и телом, му[ж] доро[гой].
Екатерина II — Г. А. Потемкину. После 8 июня 1774 г.

Миленький, душа моя, любименький мой, je n`ai pas le sens commun aujurd`huy. Любовь, любовь тому причиною. Я тебя люблю сердцем, умом, душою и телом. Всеми чувствами люблю тебя и вечно любить буду. Пожалуй, душенька, я тебя прошу — и ты меня люби, зделай милость. Вить ты человек добрый и снисходительный. Приложи старанье у Гри[гория] Александровича], чтоб он меня любил. Я умильно тебя прошу. Также напиши, каков то он: весел ли он и здоров? Я сегодня думала, что моя собака сбесилась. Вошла она с Татьяною, вскочила ко мне на кровать и нюхала, и шаркала по постели, а потом зачала прядать и ласкаться ко мне, как будто радовалась кому-то. Она тебя очень любит, и потому мне милее. Все на свете и даже собака тебя утверждают в сердце и уме моем. Рассуди, до какой степени Гришенька мил. Ни минуты из памяти не выходит. Право, радость, ужасть, ужасть, как мил.
Екатерина II — Г. А. Потемкину. До 28 июня 1774 г.

Сударка, я тебя люблю, как душу.
Екатерина II — Г. А. Потемкину. 18 августа 1774 г. Царское Село.

Сударушка, ангел мой, ты можешь быть здоровейший человек в свете, буде здоровье твое зависит от моей к тебе любви. Милой м[уж], душа бесценная.
Екатерина II — Г. А. Потемкину. После 18 августа 1774 г.

Батинька, мой милой друг. Прийди ко мне, чтоб я могла успокоить тебя безконечной лаской моей.
Екатерина II — Г. А. Потемкину. Март—декабрь 1774 г.

Бог видит, голубчик, я не пеняю, что не выйдешь, а только сожалею о том, что недомогаешь и что тебя не увижу. Останься дома, милуша, и будь уверен, что я тебя очень, очень люблю.
Екатерина II— Г. А. Потемкину. Март—декабрь 1774 г.

Душенька, разчванист ты очень. Изволишь ли быть сегодни и играть на бильярды? Прошу прислать сказать на словах — да или нет, для того, что письма в комедьи без очков прочесть нельзя. Мррр, разчванист ты, душенька.
Екатерина II — Г. А. Потемкину. Март—декабрь 1774 г.

Екатерина II— Г. А. Потемкину. Март—декабрь 1774 г.
Воля твоя, милюша милая Гришифушечка, а я не ревную, а тебя люблю очень.
Екатерина II — Г. А. Потемкину. Март—декабрь 1774 г.

Гришенька, знаешь ли ты, вить тебе цены нету. Только, пожалуй, пришли сказать, каков ты после мыленки.
Екатерина 11 — Г. А. Потемкину. Март—декабрь 1774 г.

Мамурка, здоров ли ты? Я здорова и очень, очень тебя люблю.
Екатерина II— Г. А. Потемкину. Март—декабрь 1774.

Душа моя милая, безценная и безпримерная, я не нахожу слов тебе изъяснить, сколько тебя люблю. А что у тебя понос, о том не жалей. Вычистится желудок. Но надлежит беречься, милой м[уж], сударка.
Екатерина II — Г. А. Потемкину. Март—декабрь 1774 г.

Сударинька, могу ли я прийти к тебе и когда? Умираю, хочу тебя видеть, Гришатка мой собственный.
Екатерина II — Г. А. Потемкину. Март—декабрь 1774 г.

Миленький, я иду спать и двери запрут. Но естьли приидешь паче чаяния и оне заперты будут, то ей-ей плакать буду завтра.
Екатерина II — Г. А. Потемкину. Март—декабрь 1774 г.

Нет, уж и в девять часов тебя неможно застать спящего. Я приходила, а у тебя, сударушка, люди ходят и кашляют, и чистят. А приходила я за тем, чтоб тебе сказать, что я тебя люблю чрезвычайно.
Екатерина II— Г. А. Потемкину. Март—декабрь 1774г.

Сердце мое, я пришла к вам, но, увидав в двери спину секретаря или унтер-офицера, убежала со всех ног. Все же люблю вас от всей души (фр.).
Екатерина 11 — Г. А. Потемкину. Март—декабрь 1774 г.

Ныне вить не апрель первое число, что прислать бумагу и в ней написать ничего. Знатно сие есть следствие Вашего сновидения, чтоб лишней ласкою не избаловать. Но как я лукавству худо выучилась, то статься может, что иногда и я не догадываюсь, что безмолствие значит. Но, как бы то ни было, как я ласкова, то от Вас зависит платить нас неравной монетою. Гяур, Москов, козак яицкий, Пугачев, индейский петух, павлин, кот заморский, фазан золотой, тигр, лев в тростнике.
Екатерина II — Г. А. Потемкину. 1775 г.

Душенька, я взяла веревочку и с камнем, да навязала их на шею всем ссорам, да погрузила их в прорубь. Не прогневайся, душенька, что я так учинила. А буде понравится, изволь перенять. Здравствуй, миленький, без ссор, спор и раздор.
Екатерина II— Г. А. Потемкину. 1775г.

Ну а теперь – еще немного о портретах. В каталоге Третьяковки указано, что оригинал приведенного мною портрета, то есть, картина Лампи, висел в Романовской галерее Зимнего дворца и не сохранился. Я уже в очередной раз приготовилась петь дифирамбы копиистам, но сначала решила проверить, а так ли это. Как должен выглядеть оригинал, я примерно знала, поскольку по нему была сделал гравюру Уокер (в старом написании Валькер). Обшарила каталоги музеев, заглянула в Интернет и… нашла оригинал. Вот он, тот самый портрет Потемкина кисти Лампа, 1790.


К сожалению, нашелся он не на музейном сайте, поэтому 100-процентной уверенности у меня нет. Возможно, это копия с оригинала. Но то, что это та самая картина, сомнений не вызывает. Д.А.Ровинский в своем «Подробном словаре русских гравированных портретов» приводит рисунок, гравированный по этому портрету Лампи.


В Эрмитаже точно есть еще один портрет кисти Лампи и тоже 1790 года.


Так сохранился подлинник из Романовской галлереи или нет? Детектив прямо-таки!

P.S. Все картинки кликабельны.
Tags: Екатерина II
Subscribe

  • О "речных девушках"

    glueckwunsch дал наводку на автобиографические книги Э. Кочергина. Правда, он рекомендовал "Крещённые "Крестами", а я влипла в "Ангелову…

  • Новости Древнего Рима

    Любите ли вы Древний Рим? Если да, то у меня две новости. Возможно, многие их уже знают, но, если нет, то вот: Художник Гарун Бинус с помощью ИИ и…

  • Опять о Дюма и истории

    Продолжаю ругаться на Дюма. Рассказывает он в книге "Луиза Сан-Феличе" о встрече готского короля Тотилы и святого Бенедикта. Тотила (Р. Хоффманн) в…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • О "речных девушках"

    glueckwunsch дал наводку на автобиографические книги Э. Кочергина. Правда, он рекомендовал "Крещённые "Крестами", а я влипла в "Ангелову…

  • Новости Древнего Рима

    Любите ли вы Древний Рим? Если да, то у меня две новости. Возможно, многие их уже знают, но, если нет, то вот: Художник Гарун Бинус с помощью ИИ и…

  • Опять о Дюма и истории

    Продолжаю ругаться на Дюма. Рассказывает он в книге "Луиза Сан-Феличе" о встрече готского короля Тотилы и святого Бенедикта. Тотила (Р. Хоффманн) в…