?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Можно сказать, что Михаил Семенович Воронцов (Тот самый, «гонитель Пушкина» и «полумилорд».) первый раз увидел Россию в мае 1801 года. Было ему 19 лет от роду. Дело в том, что его отец, наш полномочный министр (то есть, посол) в Лондоне, покинул родину, когда Михаилу и полутора лет не было. Тем ее менее, молодой человек быстро нашел общий язык с родственниками, подружился со сверстниками и занял свое место при дворе. Еще в 1798 году ему был пожалован чин камергера (4 в Табели о рангах). Однако, при дворе он пробыл недолго. Через несколько месяцев Воронцов попросился в Преображенский полк, пожелав начать службу поручиком, и 2 октября 1801 года просьба его была удовлетворена. Казалось бы, ничего странного. Хочется молодому человеку сделать военную карьеру и гвардейский мундир нравится ему больше, чем придворный. Флаг в руки, барабан на шею. Так оно так, если бы не одно «но». В XVIII веке камергеры, переходя в армию, становились генерал-майорами, это как раз армейский чин 4 класса Табели о рангах. Воронцов не счел себя вправе делать это и стал поручиком. Граф поступил в гвардию, которая имела преимущества в 2 чина, то есть, пожелав перейти в армию, он стал бы штабс-капитаном. Но все же это 10 чин, а не 4. Вот так юноша из хорошей и очень богатой семьи, крестник императрицы Екатерины II, камергер, будучи сыном посла Российской империи и племянником канцлера, добровольно отказался от очень нехилого чина. Вот тебе, казалось бы, и связи, и протекция, и возможности. Не захотел. И, кстати, устроил тем самым не самую счастливую жизнь своим товарищам. Когда через некоторое время камергеры Л.А.Нарышкин и А.П.Апраксин захотели перейти в армию, император Александр I подумал-подумал и, указав на Воронцова, заявил, что впредь придворные, задумавшие совершить военную карьеру, будут получать обер-офицерские чины, то есть, не выше капитана.

М.С.Воронцов. Неизвестный художник. 1800-е годы.

Положа руку на сердце, скажу, что Воронцов в 40 лет мне нравится больше, чем в 20. Это тот самый случай, когда мужчина с возрастом становится интереснее.

P.S. Для особо любопытных. Еще через пару лет граф перейдет в армию и отправится воевать на Кавказ. Генерал-майором он станет в 1810 году, в 28 лет
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 44 комментария — Оставить комментарий )
a_dedushkin
2 июл, 2008 04:26 (UTC)
Да, читал о нём. Никаким "полуподлецом" он не был - просто "наше всё" его не любил:)
catherine_catty
2 июл, 2008 19:11 (UTC)
Вот поэтому я не очень люблю "наше все". Точнее. не люблю тех, кто о современниках Пушкина судит единственно по эпиграммам поэта.
(без темы) - a_dedushkin - 2 июл, 2008 19:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pan_kotsky - 3 июл, 2008 07:38 (UTC) - Развернуть
skeily_ramires
2 июл, 2008 04:57 (UTC)
Возможно я прошу о непосильном
Вы не хотели бы написать про эту знаменитую "табель о рангах" и комментарии к ней? Уж как бы я (и не я одна, точно!) порадовалась. Конечно, это очень трудная работа, но Вы находитесь в "теме", Вам это было бы проще, чем многим.
haspar_arnery
2 июл, 2008 05:57 (UTC)
Re: Возможно я прошу о непосильном
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%85

Ай-я-яй! Это школьная программа между прочим!
haspar_arnery
2 июл, 2008 05:56 (UTC)
Хорошо что ему Апраксин с Нарышкиным темную не устрили :-))
catherine_catty
2 июл, 2008 19:34 (UTC)
Наверное, поймать трудно было. Все время в армии, а армия в походе.
cocomera
2 июл, 2008 06:14 (UTC)
Долгое время мнила себя хоть дальней, но родственницей этого человека... а посему очень интересовалась судьбой "предка"...

а потом папа рассказал мне об истории нашей фамилии (он несколько лет изучением этого вопроса занимался):)и выяснилось, что Воронцовы - совсем не наша фамилия, хотя, за 4 поколения сроднились мы с нею :)
catherine_catty
2 июл, 2008 19:35 (UTC)
Обидно, но род Воронцовых угас. Это точно.
(без темы) - cocomera - 2 июл, 2008 19:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 2 июл, 2008 19:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - baronet65 - 2 июл, 2008 20:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 2 июл, 2008 20:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 2 июл, 2008 20:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - baronet65 - 2 июл, 2008 20:50 (UTC) - Развернуть
prime12
2 июл, 2008 06:25 (UTC)

после его кончины у тех, кто служил на Кавказе, была в ходу присказка:"До Бога высоко, до царя далеко, а Воронцов умер".

и еще показательный факт:
"По некоторым данным, Михаил Семенович, будучи на посту командира оккупационного корпуса (во Франции), был вынужден продать полученное по наследству имение, чтобы расплатиться с французскими кредиторами за кутежи офицеров и гусар, которые, как правило, кутили в долг"

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%BE%D0%B2%2C_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
catherine_catty
2 июл, 2008 18:53 (UTC)
За поговорку спасибо.

Что касается оплаты долга русских офицеров, то это очень известный факт, мимо которого я, безусловно, пройти не могла:
http://catherine-catty.livejournal.com/48092.html
(без темы) - prime12 - 2 июл, 2008 19:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 2 июл, 2008 20:24 (UTC) - Развернуть
mysea
2 июл, 2008 06:58 (UTC)
Честно говоря, он ,действительно, с годами стал привлекательнее. Говорят, что в молодости внешность показывает лишь юность, а с возрастом становится видна душа.
catherine_catty
2 июл, 2008 19:36 (UTC)
Наверное, это правда. На поздних портретах совершенно другие глаза.
(Удалённый комментарий)
catherine_catty
2 июл, 2008 19:36 (UTC)
Ага. Мне тоже очень понравилось.
baronet65
2 июл, 2008 07:38 (UTC)
А ты знаешь историю связанную с М.С. Воронцовым и мятежным князем Петром Долгоруковым, автором "Российской Родословной книги"? Князь Долгоруков в 1856 писал родословную Воронцовых для и попросил у старого уже князя документы о его рода происхождении от древних бояр. Князь выслал требуемые документы, но позднее Долгоруков прислал ему письмо в котором выражал сомнения в их подлинности и просил выслать ему дополнительные документы. И внутри этого письма лежала записка, написанная неизвестным почерком :"Его светлость, кн Воронцов имеет верное средство к тому, что бы его родословная была напечатана в "Российской Родословной книге"....[] Это средство состоит в том, что бы подарить кн.Петру Долгорукому 50 рублей серебром...".
Князь ответил Долгорукому и выразил свое недоумение и по поводу документов, и по поводу записки. Долгоруков открестился от записки.
Почти сразу же старый князь умер от болезни сердца. Долгоруков уехал в Англию и в 1860 написал сатью в журнал , где в частности упомянул о том, что кн. Воронцов "не переставал заискивать и просить меня, что бы []я сказал, что теперешние Воронцовы происходят от древних бояр Воронцовых, род которых прекратился в 16 веке" и пересказал историю в выгодном для себя свете, обвиняя Воронцова в фабрикации анонимной записки.
Сын князя С.М. Воронцов подал на клеветника в суд. Французские специалисты установили, что шантажная записка Воронцову написана Долгоруковым. Дело получило громаднейший резонанс.
Интересно, что историк Щеголев считал кн.Долгорукова автором пушкинского "Диплома рогоноца". Правда это так и не доказано.
Вся история о Воронцове и Долгорукове взята из книги "Русские уголовные процессы" т.2 Любавского СПб 1867.
baronet65
2 июл, 2008 07:42 (UTC)
ошибка "50 тыс. рублей серебром"
(без темы) - il_ducess - 2 июл, 2008 19:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 2 июл, 2008 19:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - baronet65 - 2 июл, 2008 20:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 2 июл, 2008 20:37 (UTC) - Развернуть
3hvost
2 июл, 2008 17:17 (UTC)
Выдающийся человек был Михаил Семенович!!! И как военный, и как губернатор Новороссии. Достоен того, чтобы о нем помнили не только как о персонаже пушкинских эпиграмм (совершенно незаслуженных, кстати)
catherine_catty
2 июл, 2008 19:40 (UTC)
Хорошо, что сейчас вспомнили.
il_ducess
2 июл, 2008 19:14 (UTC)
Ну я в этом не согласна с Пушкиным. Мне он нравится. Редкий тип был для совего времени.
alisal
6 июл, 2008 10:00 (UTC)
какие мы гордые) немножко лицемерно все таки. знал он прекрасно что карьера быстрая и блестящая ему обеспечена по любому)
catherine_catty
7 июл, 2008 18:43 (UTC)
Да, но быть генерал-майором или поручиком - это очень разные вещи. А если ухлопают до того, как ты заслужишь высокий чин?
(без темы) - catherine_catty - 7 июл, 2008 21:21 (UTC) - Развернуть
rayne_minstrel
12 май, 2009 22:20 (UTC)
Я в восторге! Михаил Семенович Воронцов - лучший российский государственный администратор 19 века! Таких сейчас нет...
Портрет в штатском... небанальный, по крайней мере, первый раз вижу.
А с Пушкиным он поступил совершенно правильно - с мужской позиции.
И еще приятное дополнение - граф Воронцов и граф Бенкендорф были хорошими друзьями и активно переписывались. Вот такой дуэт моих любимых персонажей из российского 19 века.
catherine_catty
13 май, 2009 15:35 (UTC)
С Бенкендорфом? Вы не ошибаетесь? Если уверены, можно взглянуть на источник?

Была большая дружба между Мариным, Суворовым, Арсеньевым и Воронцовым.
(без темы) - rayne_minstrel - 13 май, 2009 17:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 13 май, 2009 17:13 (UTC) - Развернуть
( 44 комментария — Оставить комментарий )

Profile

комментарии
catherine_catty
Екатерина

Latest Month

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Метки

Разработано LiveJournal.com