?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Выкладываю еще кусок из книги ГДР-овского журналиста Клауса Полькена, который в конце 1960-х годов посетил Алжир, уже ставший независимым. Этот текст посвящен Мзабу, долине, расположенной на севере Сахары, где проживает народ с очень интересными обычаями. На всякий случай предупреждаю, что всех тараканов Полькена не смогли отловить ни редакторы издательства «Наука», ни я. То, что мзабиты – «исламские пуритане» и то, что именно они в основном вели торговлю в пору, когда Алжир был частью Франции, - верно. Насчет остального ничего не могу сказать.

Гардая – первый камень в ожерелье.
01 Гардайя

«Мзаб — ожерелье из семи городов, в которых в настоящее время проживает около четырнадцати тысяч человек, — отличается своеобразным ландшафтом. Города как будто цепляются за склоны гор. На расстоянии многих километров пальмовые рощи, высаженные террасами, обрамляют уэд. «Мзабитские города, состоящие из домов кубической формы, подобно сахарным головкам, заостряются по мере приближения к мечетям, — пишет Георг Герстер. — Улицы и переулочки кольцами или спиралями обвиваются вокруг горы. Мечеть — духовный и архитектурный центр поселения… С высоты мечети можно обозреть как бы соскальзывающий со всех сторон в пропасть город. Никто не в состоянии различить, где дом, а где голый камень. Среди выкрашенных в белый цвет домов попадаются нежно-голубые и светло-зеленые, а охра на дне долины и по косогорам светится ярче, чем в наших краях самый насыщенный желтый цвет».

Геррара - второй.
02 Герара 2

Эль-Атёф - третий.
03 Эль Атёф

История Мзаба изобилует многими бурными страницами. Наряду с ожесточенной борьбой приверженцев различных религиозных течений происходили кровавые столкновения между жителями городов. Так, недалеко от Гардаи была сооружена дамба в сухом уэде Мзаба. Хотя паводки здесь очень редки, водоспуск тем не менее засоряется, и течение реки, которое продолжается всего несколько часов, задерживается, а вода уходит в подземные слои. Однако часто она направляется непосредственно на поля. Если же Гардая искуственно запруживала реку, с тем чтобы дать воду только собственным полям, то между городами начинались военные действия. Попытка возделывания новых садов другим городом также могла вызвать столкновения, ибо каждый вновь заложенный сад становился жизнеспособным лишь при условии, если он отнимал часть драгоценной влаги у других садов.

Бу-Нурра – четвертый.
04 Бу Нурра

Бени-Исген - пятый.
05 Бени Исген 2

Однако подобные стычки отступали на задний план, когда общине в целом грозила опасность извне. Территория пяти городов считалась святой землей («хурм»). Лишь здешняя религия признавалась истинной, поэтому мзабитский купец, перед тем как отправиться на чужбину, должен был подвергнуться религиозной процедуре «осквернения», а при возвращении он вновь «посвящался» в веру. Мзабиту непременно надлежало быть похороненным в «святой» земле Мзаба.

Мелика - шестой.
06 Мелика гор ворота

Берриан – седьмой.
07 Берриан

Несмотря на то что колониальные завоевания нанесли караванной торговле смертельный удар, мзабиты очень быстро оправились от него. Они завладели большей частью торговли в Северной Африке. В Алжире и Тунисе во всех крупных городах можно встретить мзабитов — хозяев промтоварных или продовольственных магазинов. В период между 1917 и 1942 годами из Мзаба эмигрировали двадцать четыре тысячи человек, причем бывали случаи, когда из одной семьи одновременно уезжали несколько братьев, с тем чтобы потом по очереди навещать родину. Дело в том, что у мзабитов есть закон: если муж не возвращается домой в течение трех лет, жена имеет право подать на развод. Жили мужчины очень скромно и остаток заработанных денег отсылали своим семьям в Мзаб.

Константина. Мзабитские торговцы.
Константина Мзабитские торговцы

С тех пор как отменили рабство, а обслуживание колодцев и вычерпывание из них воды стали выполнять наемные рабочие, насаждения в Мзабе можно было сохранить лишь благодаря этому постоянному притоку денег. Женщины никогда не покидают свою родину. В алжирских городах встречаются только мзабиты-мужчины. Официальным приказом от 1928 года, имеющим силу закона, было предписано: «Мы категорически запрещаем жене или дочери мзабита покидать Мзаб или мзабиту приводить в Мзаб какую-либо женщину извне». Считают, что, если хотя бы одна жена мзабита последует за своим мужем в эмиграцию, «святые города» будут обречены на гибель.

Если мзабит, живущий на чужбине, чувствует, что настал его последний час, он всеми силами старается успеть вернуться в Мзаб. Часто можно встретить мчащееся на юг, к Мзабу, такси, в котором сидит умирающий мзабит, а его угасающую жизнь поддерживают лекарствами. Иногда мзабит все же не успевает добраться до родины. Поскольку французские законы запрещали перевозку мертвецов, бывали случаи, когда умершего мзабита всовывали в старую бочку из-под масла и с грузовым транспортом отправляли в Гардаю. Не удивительно поэтому, что многие умершие не были учтены в официальной статистике.

Мзабиты.
Мозабиты

Анри Дюверье говорил о жителях Мзаба: «Бенимзабы — довольно высокие, здоровые мужчины с сильными руками и ногами. Их жены, напротив, отличаются миниатюрностью. Они все очень крепкие люди, однако несколько суровее, чем хотелось бы добропорядочному путешественнику».

Теперь к этому можно было бы добавить: они более консервативны, чем хотелось бы алжирскому правительству. Разумеется, новые времена не могут обойти Мзаб. Однако такие мероприятия, как, например, постепенная национализация торговли, и в первую очередь крупной торговли, вызывают недовольство. Если мзабиты не смогут извлечь прежней прибыли от торговли с севером, что тогда станет с пальмовыми насаждениями в Бени-Исгене и Гардае, которые зависят от финансовых субсидий торгующих отцов семейств?

Мзаб. Колодец.
Мзаб Колодец

Мзаб вовлечен в кризис, переживаемый всеми оазисами. Цены вообще, а также цены на финики на мировом рынке колеблются. Крестьянин получает за килограмм обычных фиников по произведенному пересчету тридцать пфеннигов, за килограмм деглет-нур — шестьдесят пфеннигов. Крестьянин в Суфе зарабатывает на каждой пальме в зависимости от обстоятельств от двух до пятнадцати марок. Однако тот, кто владеет пятьюдесятью пальмами (и таким образом при благоприятных обстоятельствах имеет ежегодный доход семьсот пятьдесят марок), считается крупным землевладельцем. В Суфе семья имеет в среднем лишь двадцать деревьев. В других местах эта средняя цифра выше, в Туггурте — около ста семидесяти деревьев, в Уаргле — около четырехсот, из которых половина не плодоносит.

Мзабит.
Мозабит

А что станет с молодым поколением Мзаба? Возможно ли согласовать некапиталистический путь развития с мзабитским образом жизни?
В последние девятилетия в Мзабе — особенно в Гардае — поселилось очень много людей племени шаамба, которым удалось на очередных муниципальных выборах избрать мэром Гардаи представителя своего племени. Это привело к обострению разногласий. Мзабиты решили начать наступление на экономическом фронте. Многие шаамба нашли себе работу в качестве помощников пекарей в маленьких хлебопекарнях Гардаи. Зажиточные мзабиты сложились и купили за границей почти полностью автоматизированный хлебозавод с единственной целью — лишить шаамба работы.
Когда мзабиты потребовали государственных субсидий на развитие школ, правительство выразило готовность удовлетворить их просьбу, однако при условии, что мзабитские школы станут руководствоваться государственными учебными планами и что дети шаамба будут иметь возможность учиться в этих школах наравне с детьми мзабитов. Правоверные мзабиты отказались выполнить эти условия.
Теперь для детей шаамба создана в Гардае своя школа.»
(К. Полькен «В плену Сахары».)

Выше я цитировала книги Клауса Полькена, вышедшую в 1969 году в ГДР и в1973 году в СССР. А ниже привожу текст Николая Николаевича Непомнящего из книги «100 великих загадок Африки», изданной в 2008 году. Как говорится, найдите 10 отличий. Стыдно, господин Непомнящий. Это не просто цитата, это прямой плагиат. Ни фамилии Полькена, ни фамилии людей, переводивших его книгу, в издании «100 великих загадок Африке» НЕТ.

В плену Сахары

«Мзаб – ожерелье из семи городов, в которых в настоящее время проживает около четырнадцати тысяч человек, – отличается своеобразным ландшафтом. Города как будто цепляются за склоны гор. На расстоянии многих километров пальмовые рощи, высаженные террасами, обрамляют уэд. «Мзабитские города, состоящие из домов кубической формы, подобно сахарным головкам, заостряются по мере приближения к мечетям, – пишет Георг Герстер. – Улицы и переулочки кольцами или спиралями обвиваются вокруг горы. Мечеть – духовный и архитектурный центр поселения… С высоты мечети можно обозреть как бы соскальзывающий со всех сторон в пропасть город. Никто не в состоянии различить, где дом, а где голый камень. Среди выкрашенных в белый цвет домов попадаются нежно-голубые и светло-зеленые, а охра на дне долины и по косогорам светится ярче, чем в наших краях самый насыщенный желтый цвет».
Если мзабит, живущий на чужбине, чувствует, что настал его последний час, он всеми силами старается успеть вернуться в Мзаб. Часто можно встретить мчащееся на юг, к Мзабу, такси, в котором сидит умирающий мзабит…»

100 вел загадок

Открытки с сайтов:
http://www.vitaminedz.com/constantine-marchands-mozabites-algerie-marche-mzab-mzbi/Photos_20155_156505_25_1.html
http://mtouhami.fr/touhami-moualek-edilivre-entretien-au-sujet-de-la-la-dechirure/
http://s1.zetaboards.com/anthroscape/topic/5168172/3/
http://www.cparama.com/forum/berriane-t19352.html
http://birkadem.free.fr/ghardaia.htm
http://www.cartespostales-afriquedunord.com/algerie_ghardaia.html
http://www.delcampe.fr/
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 15 комментариев — Оставить комментарий )
jack_kipling
20 мар, 2014 18:39 (UTC)
Тихо "свистнул"и ушел, называется "нашел". )))
jack_kipling
20 мар, 2014 18:43 (UTC)
То есть, он так думал. Что никто не будет искать сходства со старым изданием книги, да еще и восточнонемецкого журналиста.
catherine_catty
20 мар, 2014 18:45 (UTC)
Да мне лень было текст распознавать, я решила его в сети поискать по цитате. Нашла и офигела.
Ну вы, блин, даете!


Edited at 2014-03-20 18:46 (UTC)
fvl1_01
20 мар, 2014 18:47 (UTC)
его уже ловили сколько раз - все божья роса.
fvl1_01
20 мар, 2014 18:46 (UTC)
Товарищ Непомнящий это ксерокс известный - он раньше все больше по загадочным животным типа морского змея и чупакабры копипастил - а теперь вишь, в этнографию попер :-)
catherine_catty
20 мар, 2014 18:48 (UTC)
Ну, я раньше с его трудами не была знакома.
Очень точно определение - "ксерокса".
fvl1_01
20 мар, 2014 18:51 (UTC)
>Ну, я раньше с его трудами не была знакома.

Ну он раньше по псевдонаучному трешу работал, но сейчас раскрутился:

http://flibusta.net/a/19481

72 произведения. СВЕТИЛО
catherine_catty
20 мар, 2014 18:52 (UTC)
СВЕТИЛО
И не говорите!
jack_kipling
20 мар, 2014 18:48 (UTC)
Рецидивист, стало быть.
morra_winter
20 мар, 2014 20:42 (UTC)
Да он энциклопедист, все науки превзошел.
Но году так в 1990 его книга о кошках, незатейливая, скорее всего компиляторская, оказалась для меня очень полезной. В Союзе литературы по кошкам не было совсем, только-только появились тонюсенькие брошюрки. Информацию приходилось добывать по крупицам - а он дал букварь. Позже я видела книжонку, где кусок текста сперли уже у Непомнящего.
catherine_catty
20 мар, 2014 20:47 (UTC)
Вор у вора дубинку украл.
morra_winter
20 мар, 2014 20:51 (UTC)
Щепку от дубинки - та книжонка была намного тоньше.
livejournal
22 мар, 2014 07:11 (UTC)
Ссылки
Пользователь dok_zlo сослался на вашу запись в записи «Ссылки» в контексте: [...] 15. Про ожерелье Сахары, исламских пуритан и плагиат. Тыц [...]
livejournal
22 мар, 2014 07:35 (UTC)
Ссылки
Пользователь vasily_sergeev сослался на вашу запись в записи «Ссылки» в контексте: [...] 15. Про ожерелье Сахары, исламских пуритан и плагиат. Тыц [...]
( 15 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

комментарии
catherine_catty
Екатерина

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com