Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Categories:

Из жизни Орловской губернии. "Испанский" крепостной хор.

Еще один отрывок из книги «Былые чудаки в Орловской губернии» А.К. Юрасовского

«В Болховском уезде в начале прошлого столетия славился крепостной певческий хор Александры Денисовны Юрасовской, которая возила также иногда свой хор в Орел, где он пел по разным церквам и у архиерея. Все певцы хора Юрасовской обращали на себя всеобщее внимание между прочим двумя следующими оригинальностями: во-первых, они носили вместо общепринятых певческих кафтанов какие-то испанские черные плащи, в которые они и кутались к изумлению всех. Иногда среди этого хора появлялась и сама Александра Денисовна с лирою в руках, на которой она играла в совершенстве, в какой-то древнеримской тоге, с лавровым венком на голове. Второю оригинальностью было то, что все без исключения хористы были брюнеты без отметин, т. е. окрашены в черную краску

Бывало, рассказывал нам один из болховских старожилов, появится несколько таких певчих на улицах Болхова, моментально бог весть откуда только вырастает толпа кричащих вдогонку странным певчим: угольщики! угольщики! Те вместо всяких возражений засучивают рукава, и пошла потеха: разумеем кулачный бой, устраиваемый иногда прямо на улице, иногда же на какой-либо из болховских площадей. Среди этих певчих особенно отличался Фомка Саутин, который раз пристававшего к нему известного тульского бойца Никитку Долговяза так двинул, что тот из кабака вылетел, словно котенок. Появление Саутина в стенке бойцов производило обыкновенно панику среди дерущихся. В таких случаях он бил не щадя и останавливался лишь только тогда, когда лоб его упирался во что-либо несокрушимое.

Накануне праздников этих певчих водили в баню, где они и мылись. Раз как-то перед одним из больших праздников, когда в бане от тесноты и повернуться было негде, над певчими Юрасовской, принявшими от мытья мылом свой первоначальный цвет, начали бывшие здесь мещане потешаться. Не вытерпели певчие такой обиды и бросились гурьбою на обидчиков. Мещане вздумали было защищаться шайками, ну и раскаялись, — всех их выгнали на улицу, где и грянул бой... кулачный бой; к певчим присоединились случайно проезжавшие мимо бани конюхи П.Д. Юрасовского, за мещан заступились некоторые городские, а другие поспешили оповестить, что там-то, мол, идет уже потеха, и моментально к участию в созерцании восхитительного и грандиозного зрелища поспешила буквально со всего Болхова масса любителей воинственных ощущений, состоявшая преимущественно из купеческой плутократии и интеллигенции, которая, придя на место боя, была действительно поражена невиданным зрелищем. Болховские жители зачастую видели до этих пор дерущихся, одетых в испанские плащи, видели и одетых в жокейские костюмы (конюхи П. Д. Юрасовского), теперь же бой изображал собою действительно невиданное до сих пор зрелище: большинство бойцов было вовсе без костюмов!.. Вместо же гранат и разрывных снарядов в воздухе свистали шайки, тазы, обломанные скамейки, кирпичи.

По окончании боя певчие обыкновенно прямо отправлялись в
кабак пить мертвую. Здесь пьянство принимало вид как бы особого спорта, где, точно на скачках, все поголовно, сделав предварительно два-три фальстарта, взапуски один перед другим бросались в погоню за сивухой. Так как эта скачка продолжалась иногда несколько дней, то улицы Орла или Болхова покрывались массою валявшихся тел, особенно рьяных ездоков, закинувшихся и сошедших с круга. Предельного возраста здесь не было, и в этом диком ристалище на равных правах состязались все певчие. Последние деньжонки, испанские плащи, шляпы, сапоги — все исчезало. Проспавшись, все хватались за головы и начинали опохмеляться. Это длилось несколько дней подряд. Александра Денисовна долго не могла разыскать своих певчих. Наконец полиция сообщала помещице, что ее певчие найдены в кабаке, причем оказались почти поголовно в костюмах прародителей, без верхнего платья и сапог, почему и посажены в съезжем дворе в холодную в ожидании дальнейшего распоряжения. Барыня посылала немедленно выкупленное платье в полицию, а далее дело обходилось для певчих довольно благополучно — хотя они и не пускались на глаза, но им было приказано отправиться немедленно в Болховский Оптин Монастырь говеть, раскаяться в грехах и вернуться не иначе, как с запискою от настоятеля, что певчим грехи, за их полным раскаянием, отпущены. Это было в самый период религиозного настроения Александры Денисовны. Певчие в точности исполняли приказ барский, отправлялись в Оптин монастырь, говели и привозили от настоятеля записку, что грехи им отпущены, после чего певчие допускались на глаза барыне.»

Судя по всему автор пишет про свою пра-прабабку.
P.S. Еще кусочек из этой книги можно увидеть здесь: http://catherine-catty.livejournal.com/27554.html.
P.P.S. По просьбе почтенной публики шрифт сделан крупнее. Так удобнее?
Tags: Как жили в старину
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments