?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда-то я обещала пост на эту тему b_a_n_s_h_e_e, но все никак не могла собраться с мыслями. Не то, что бы я особенно увлекалась подобной тематикой, но мне интересен быт в принципе. Я пытаюсь понять, как жили люди 200 лет назад, а туалеты, как ни крути, – тоже одна из сторон жизни. Всегда думала: как хорошо будет нашим потомкам. Изобретение кинематографа практически не оставило тайн в повседневной жизни. Реклама прокладок, туалетной бумаги и тампонов, конечно, достанет кого угодно, но зато наглядно покажет нашим потомкам и как выглядели эти предметы, и как они использовались.

А что же мы можем узнать о предках? К сожалению, источников не так много.
На определенные темы писать было не принято. Да, кроме того, людям и в голову не приходило описывать какие-то повседневные действия. Мы же не будем заносить в дневник: «Сегодня я, как только проснулся, заглянул в туалет, то есть каморку, что расположена рядом с кухней. Выглядит она следующим образом. Посреди стоит фаянсовый унитаз размером…» Вот и мемуаристы не писали. И все же кое-что мы можем узнать. Вопреки довольно распространенному мнению о дикости наших предков, по углам они не гадили.


1. Ночные вазы, они же ночные горшки.
Начнем с вещественных источников. Краса и гордость Богородицкого дворца-музея ночная ваза XVIII века в футляре. Футляр видно, вазу не очень.


Честно предупреждаю: пост у меня получился на грани фола. Так что особо нервным и целомудренным особам под кат лучше не заглядывать.

Английский ночной горшок и бурдалу (о них речь ниже). Начало XIX вв.


Ночные горшки, равно как и способ их употребления мало изменились за 200 лет. Но для особо любопытных могу предложить карикатуру начала XIX века: Доктор Бони, европейские монархи, маящиеся животами и бравый английский моряк.

По-моему, второй слева в первом ряду – наш император.

Моя подруга работает в центре коррекции людей с отставанием умственного развития. Так вот, одна ее ученица, увидев в Оружейной палате коронационные платья императриц, изумленно воскликнула: «А как же они в туалет ходили? Им кто-то помогал?» Устами младенца… А действительно, как? Юбку на фижмах особо не задерешь. Но выход был найден. В XVII веке во Франции был известен своими проповедями некий священник Бурдалу. Говорить он мог много часов подряд. И как говорить! Чтобы не отвлекаться и не терять нить происходящего, дамы брали с собой вот такие горшки «бурдалу», вырезанные по форме тела, если так можно выразиться. Служанки аккуратно подсовывали их под юбки госпожам. Если учесть, что женские панталоны того времени не были сшиты в шагу, то, наверное, особых затруднений не было. Хотя, кто знает. Говорят, сейчас в некоторых антикварных магазинах эти посудинки выставлены под названием «соусник».



Уже в 1820-х годах (а, может, и раньше) люди знали, что ночные вазы лучше использовать сугубо индивидуально. А.О Смирнова-Россет вспоминает: «Я заметила, что у Зубовой появилось несколько прыщей на губах и вокруг шеи, но она была здорова и весела. Доктор Арендт меня встретил и сказал: «Пожалуйста, барышня, будьте осторожны, не пейте из одного стакана с ней и, главное, не садитесь на ее горшок». О том, что сифилис может передаваться бытовым путем, уже было известно.

2. Ретирадные кресла.
Были и более устойчивые конструкции, выполненные в форме стула, с которого снималось сидение.

Ретирадное кресло Николая I.


Ретирадное кресло XVIII в., предположительно из семьи Хомяковых.


Думаю, всем понятно, как ими пользовались. Но, на всякий случай, иллюстрирую.


3. Нужные чуланы, они же нужники, они же потаенные комнаты.
В господских и городских домах существовали стационарные туалеты, так называемые нужные чуланы. По свидетельствам мемуаристов, обычно две такие каморки (для господ и для слуг) располагались у самого входа. То есть, гость сразу же по прибытии мог облегчиться и привести себя в порядок. К отрицательным моментам нужно отнести не слишком приятный запах в прихожей.

Для любителей источников можно процитировать слова Ф.Ф.Вигеля: "Описав расположение одного из сих домов, городских или деревенских, могу я дать понятие о прочих: так велико было их единообразие. Невысокая лестница обыкновенно сделана была в пристройке из досок, коей целая половина делилась еще надвое, для двух отхожих мест: господского и лакейского. Зажав нос, скорее иду мимо и вступаю в переднюю, где встречает меня другого рода зловоние."

В книге К.Писаренко «Повседневная жизнь русского двора в царствование Елизаветы Петровны» есть несколько абзацев, посвященных нашей проблеме. Некий Иван Посников собирался арендовать дом, пока не будет готов его собственный, но обнаружил, что
«в верхних сенях не точию нужника, но и места, где б судно поставить, нет. Разве на то займется последняя полата, отделенная от других глухою стеною, и в которую из сеней особые двери. А в протчем со всем уже умещатся в первых четырех палатах. В сенях же нижних, хотя також нужника нет, но где судно поставить, на то место найти можно будет».
«Внутреннее убранство домашнего клозета, понятно, отличалось от общеизвестной и незамысловатой модели уличного. Помещение обклеивали какими-нибудь бумажными обоями, «столчаки» использовали и простые, и из красного дерева с кожаными подушками. Основной стандартный набор включал в себя несколько стульчаков с медными горшками, фонарь и при желании два-три «писпода каменных». Подобного рода инвентарь дорогим удовольствием не являлся. Любой более или менее состоятельный человек мог купить и установить в собственном нужнике пару простых крашеных «столчаков» с кожаной подушкой за три рубля (из красного дерева стоил двенадцать рублей) и необходимое количество «писподов» за двадцать копеек. А для освещения каморки неплохо было приобрести и подвесить на крючке двухрублевый хрустальный фонарь.»

Извините, картинка несколько более позднего периода. И еще раз извините, приличной не нашлось. Ну, не принято было рисовать сии заведения. Предлагаю посмотреть не на милующуюся пару, а на то, где они этим делом занимаются.



Японский путешественник Кацурагава, побывавший в России в конце XVIII века оставил нам драгоценные сведения о русских туалетах того времени.
«Уборные называются [по-русски] нудзуне, или нудзунти [нужник]. Даже в 4-5-этажных домах нужники имеются на каждом этаже. Они устраиваются в углу дома, снаружи огораживаются двух-трехслойной [стенкой], чтобы оттуда не проникал дурной запах. Вверху устраивается труба вроде дымовой, в середине она обложена медью, конец [трубы] выступает высоко над крышей, и через нее выходит плохой запах. В отличие от дымовой трубы в ней посредине нет заслонки, и поэтому для защиты от дождя над трубой делается медный навес вроде зонтика. Над полом в нужнике имеется сиденье вроде ящика высотой 1 сяку 4-5 сунов [сяку. 30,3 см или 37,8 см ; I сун. 3,03 см].
В этом [сиденье] вверху прорезано отверстие овальной формы, края которого закругляются и выстругиваются до полной гладкости. При нужде усаживаются поудобнее на это отверстие, так чтобы в него попадали и заднее и переднее тайное место, и так отправляют нужду. Такое [устройство] объясняется тем, что [в России] штаны надеваются очень туго, так что сидеть на корточках, как делают у нас, неудобно. Для детей устраиваются специальные сиденья пониже. Нужники бывают большие с четырьмя и пятью отверстиями, так что одновременно могут пользоваться три-четыре человека. У благородных людей даже в уборных бывают печи, чтобы не мерзнуть Под отверстиями сделаны большие воронки из меди, [а дальше] имеется большая вертикальная труба, в которую все стекает из этих воронок, а оттуда идет в большую выгребную яму, которая выкопана глубоко под домом и обложена камнем. Испражнения выгребают самые подлые люди за плату.
Плата с людей среднего сословия и выше — по 25 рублей серебром с человека в год. Очистка производится один раз в месяц после полуночи, когда на улицах мало народа. Все это затем погружается на суда, отвозится в море на 2-3 версты и там выбрасывается»
Цитировано по Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века).

Итак, вполне себе приличный туалет, с освещением, местами даже с отоплением. Кстати, отверстие в сиденье закрывалось крышкой. Об этом говорит исторический анекдот о графе Остермане.
«Граф Остерман, брат вице-канцлера, …славился своею рассеянностью…
В другой раз приехал он к кому-то на большой званый обед. Перед тем как взойти в гостиную, зашел он в особую комнатку. Там оставил он свою складную шляпу и вместо нее взял деревянную крышку и, держа ее под руку, явился с нею в гостиную, где уже собралось все общество.»

4. В дороге.
А что же делали наши предки, если вдруг приспичит в пути? Некоторые, особенно мужчины (не обижайтесь, но вам с этим делом на порядок легче) искали ближайшие кустики или заходили за угол. Вот как этот молодой человек, к примеру.


Впрочем, существовали кареты с отверстием в сидении, о чем писали мемуаристы, в частности Ф.Юсупов, видевший карету своего предка: "Во флигеле помещалось собранье старинных экипажей. Особенно помню карету резного дерева с позолотой, с боками, расписанными Буше, и пурпурными бархатными диванами. Под одной из подушек был стульчак. Князь Николай заказал его себе, когда, больной, отправился на коронацию Павла I."

Карету Екатерины II я уже показывала, но давайте посмотрим еще раз.


В городах... Не знаю, как наши соотечественники, а французы в конце XVIII века выкручивались из ситуации следующим образом. Послушаем Мерсье, автора книги «Картины Парижа». "Считается почти что неблагородным жить в доме, не имеющем ворот на улицу. Пусть это будет простая калитка - у нее всегда пристойный вид, которого недостает въездной аллее...Но действительное неудобство аллей заключается в том, что прохожие привыкли смотреть на них как на общественные уборные; возвращаясь домой, вы застаете у своей лестницы остановившегося человека, который оглядывает вас, ничуть не смущаясь. В другом месте его прогнали бы; но в аллеях он считает себя хозяином в отношении удовлетворения своих естественных нужд. Такой обычай крайне отвратителен и особенно смущает женщин."

5. Подтирка.
Начнем с самого верха. С императора. Плохо жить царствующим особам. Известны будут все самые интимные подробности жизни. Юношеское стихотворение А.С.Пушкина «Ты и я» обращено к Александру I.

Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.
Не имея в век забот,
Ты живешь в огромном доме;
Я ж средь горя и хлопот
Провожу дни на соломе.
Ешь ты сладко всякий день,
Тянешь вина на свободе,
И тебе нередко лень
Нужный долг отдать природе;
Я же с черствого куска,
От воды сырой и пресной
Сажен за сто с чердака
За нуждой бегу известной.
Окружен рабов толпой,
С грозным деспотизма взором,
Афедрон ты жирный свой
Подтираешь коленкором;
Я же грешную дыру
Не балую детской модой
И Хвостова жесткой одой,
Хоть и морщуся, да тру.

Какие выводы мы можем сделать из данного текста? Во-первых, что царь не бегал до ветру во двор, все необходимое имелось во дворце. Во-вторых, что попки детям (а также царствующим особам) подтирали недорогой однотонной х/б тканью. Кстати, существует еще исторический анекдот о Петре I. Однажды слуга не приготовил для императорского нужника материал для подтирки. Тогда Петр Алексеевич, не долго думая, использовал в качестве оной парик провинившегося.

Ну ладно, с царями мы разобрались. А простые смертные? Вообще-то, 200 лет назад для этой цели уже использовалась печатная продукция. Тот же Пушкин (Ну, что бы мы делали без «Солнца нашей поэзии»?) пишет об этом не только в стихотворении «Ты и я», но и в подписи к иллюстрации Нотбека к «Евгению Онегину».
Пупок чернеет сквозь рубашку,
Наружу титька — милый вид!
Татьяна мнет в руке бумажку,
Зане живот у ней болит:
Она затем поутру встала
При бледных месяца лучах
И на подтирку изорвала
Конечно "Невский альманах".

На карикатуре XVIII века французский санкюлот употребляет папскую буллу вполне определенным образом.


Вспомним, что на картинке с парой, занимающейся любовью, тоже пачка бумаги на гвоздике висит. Меня смущает два момента. Во-первых, относительная неразвитость полиграфической индустрии в конце XVIII – начале XIX. Ну не выпускали в то время столько газет, чтобы их легко хватило на нужники всех горожан, а также провинциальных дворян. Вспомним, что домочадцев тогда было много, не то, что теперь, а тираж даже самых популярных изданий редко превышал 600 экземпляров. Кроме того, печатная продукция была довольно дорогим удовольствием, не каждому по карману. Так что как выкручивались небогатые горожане, ума не приложу. В деревнях для этих целей обычно использовали сено.

P.S В Польше в 2 замках, в Торуне и в Мальборке нам показывали башню, расположенную вне крепостных стен. В ней находился нужник и в нее же отступали рыцари, если замок был захвачен врагом. С тех пор среди моих друзей ходит присказка «Сортир как последний рубеж обороны».

P.P.S Извините, если кого шокировала.

P.P.P.S Все картинки «кликабельны».
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 87 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
b_a_n_s_h_e_e
13 мар, 2008 04:16 (UTC)
Класс! Какая ты молодчина! Да, английские карикатуристы были просто помешаны на ночных горшках и их содержимом, у того же Гиллрея эта тема постоянно вспылывает. А какие ретирадные кресла шикарные!

Хихи, эти стихотворения Пушкина я выучила наизусть лет в 13 и все порывалась прочесть в классе, но никак момент не подворачивался. :)

Все, я распалилась, пойду вывешу картину в пару к твоему посту.
b_a_n_s_h_e_e
13 мар, 2008 04:24 (UTC)
Вернее, чуть позже, сейчас спать ползу.
(без темы) - catherine_catty - 13 мар, 2008 18:16 (UTC) - Развернуть
лет в 13... - ars_longa - 13 мар, 2008 05:08 (UTC) - Развернуть
Re: лет в 13... - catherine_catty - 13 мар, 2008 18:17 (UTC) - Развернуть
Re: лет в 13... - ars_longa - 13 мар, 2008 18:58 (UTC) - Развернуть
Re: лет в 13... - catherine_catty - 13 мар, 2008 19:01 (UTC) - Развернуть
Re: лет в 13... - b_a_n_s_h_e_e - 14 мар, 2008 02:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 13 мар, 2008 18:15 (UTC) - Развернуть
oxanasan
13 мар, 2008 04:19 (UTC)
Катерина, кат не закрылся, текст на поверхности.
catherine_catty
13 мар, 2008 04:20 (UTC)
Спасибо. Я не забыла, я попробовала делать в визуальном редакторе, а там у меня кат, оказалось, сбоит. Сижу, пытаюсь поставить.
solnyschko
13 мар, 2008 04:20 (UTC)
Спасибо большое, очень интересно!
michletistka
13 мар, 2008 05:06 (UTC)
Класс! Раскрыла тему по-полной!
kirulya
13 мар, 2008 06:26 (UTC)
Замечательный текст!
Еще бы тему месячных раскрыть.
michletistka
13 мар, 2008 06:43 (UTC)
Было у Баньши.
Но, думаю, Катя тоже может интересно написать.
(без темы) - catherine_catty - 13 мар, 2008 18:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kirulya - 13 мар, 2008 18:33 (UTC) - Развернуть
oumnique
13 мар, 2008 06:47 (UTC)
Защитники крепости ретировались в ... ретираду. :)
А про ретираду написано, в частности, здесь - http://oumnique.livejournal.com/591192.html.
catherine_catty
13 мар, 2008 18:36 (UTC)
Замечательно! Люблю этот музей, но так внимательно к стенам не приглядывалась.
Кстати, а как делать надписи на фотографиях? Я не против, когда у меня таскают картинки, но находить в чужих ЖЖ свои фотографии - это уже слишком.
(без темы) - oumnique - 13 мар, 2008 20:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 13 мар, 2008 20:53 (UTC) - Развернуть
cleofide
13 мар, 2008 06:52 (UTC)
Очень интересно!
Вот только нижних панталон я на дамах н заметила ).
Кстати, а с какого времени их начали носить?..

Могу кое-что и добавить в копилку.
Описание ретирады в венском дворце А.К.Разумовского (сгоревшем в ночь на 1 января 1816 года из-за экспериментальной системы... подогрева полов!):
"Даже те помещения, гигиеническое устройство которых в наше время кажется естественным, были изысканно обставлены. представления о роскоши в доме Разумовского дает обстановка "интимных апартаментов", не говоря уже о мебели, в них изобиловали серебряные приборы, были устроены туалеты, там же размещалась небольшая библиотека (соответствующего содержания) и били фонтанчики, а воздуходувные устройства источали ароматы", - писала Маргарита Жирарди, ссылаясь на Лагарда".
Цит. по: Мария Разумовская. Разумовские при царском дворе.СПб: Петербург - XXI век. 2000, C.210. Она, в свою очередь, ссылается на книгу, которой у меня под рукой нет: Васильчиков А.А. Семейство Разумовских. Т. 4. СПб, 1887, с. 445.
catherine_catty
13 мар, 2008 18:43 (UTC)
Спасибо. Особенно порадовала библиотека.
Панталон нет, это ведь эротические картинки.
4epmob
13 мар, 2008 07:48 (UTC)
Замечательный пост. Позабавило название - ретирадное кресло. Интересно, куда на нем собрались отступать :-)
catherine_catty
13 мар, 2008 18:37 (UTC)
retiré - уединенный, укромный.
(без темы) - 4epmob - 14 мар, 2008 06:47 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
catherine_catty
13 мар, 2008 18:38 (UTC)
Нет!!! Но буду знать. Мне бы только до июля дожить.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - catherine_catty - 13 мар, 2008 19:38 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - catherine_catty - 13 мар, 2008 19:51 (UTC) - Развернуть
bububuka
13 мар, 2008 08:41 (UTC)
Особо порадовали мемуары японца... Кстати, а "туалетная карета" использовалась только для отправления нужды, или это был туалет в обычной карете. В последнем случае -- не донимал ли пассажиров запах?
catherine_catty
13 мар, 2008 18:39 (UTC)
Обычная карета, Екатерина в ней в Крым ездила. Насчет запаха: может, там отверстие сквозное, как в туалете в поездах?
3hvost
13 мар, 2008 08:58 (UTC)
Занимательно! Простенько, но со вкусом!!!

в некоторых антикварных магазинах эти посудинки выставлены под названием «соусник».
Посмеялась. Как раз для наших нуворишей!!!
a_dedushkin
13 мар, 2008 09:25 (UTC)
Прекрасная статья! Спасибо!
В избранное!:)
kobima
13 мар, 2008 10:03 (UTC)
наконец удовлетворено мое детское, но тем не менее все еще неутихаемое любопытство в этом вопросе!!! )))) спасибо!

кстати, где-то около года назад в одном антикварном магазине я видел одно такое ретирадное кресло - точь в точь как тобою описано. первое желание было купить, а потом подумал - и куда я с ним?? ))))
catherine_catty
13 мар, 2008 18:42 (UTC)
Да, своеобразная реликвия. И, главное, громоздкая.
alter_vij
13 мар, 2008 10:59 (UTC)
очень интересно. спасибо
mlle_anais
13 мар, 2008 11:54 (UTC)
Замечательный пост! Спасибо! А картинки... я их утащу себе, можно?
Про соусники - повеселило.
catherine_catty
13 мар, 2008 18:41 (UTC)
Можно.
Ну, после революции ночные вазы как супницы использовали...
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
( 87 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

комментарии
catherine_catty
Екатерина

Latest Month

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com