Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Categories:

Генералы песчаных карьеров: 1971 и 2011

В школе я почти все 10 лет просидела за одной партой с отъявленным двоечником. Дело в том, что я была твердая хорошистка и учителя надеялись, что хоть что-то он спишет у меня. Не то, чтобы мы с ним враждовали (хотя я бы с бОльшим удовольствием разделила бы парту с подругой), но особой пользы от него тоже не было. Кроме одного случая: в 6 классе он дал мне почитать журнал с повестью Ж. Амаду «Капитаны песка». Я знала, что по книге есть американский фильм, но ждать мне его пришлось 7 или 8 лет. Во всяком случае, посмотрела я его уже когда в институте училась. Проревела пол-фильма. Вчера сходила в кинотеатр «35 ММ» специально для того, чтобы увидеть бразильскую экранизацию книги на большом экране.

Д и Б

Это история про беспризорных детей и подростков Бразилии, живущих в заброшенном пакгаузе на берег моря. На жизнь они промышляют воровством. Не то, чтобы капитаны живут одной дружной семьей, нет, они ссорятся, мирятся, дерутся, тем не менее, кроме друг друга у них обычно никого нет, и они дорожат этим братством. Однажды к ним прибивается девочка, в которую влюбляется главарь капитанов, Педро Пуля.

Д и П2

«Генералы песчаных карьеров» (The Sandpit Generals) (1971) (США) Режиссер Холл Бартлетт.

ГПК обл

Режиссер «Генералов» не стал переносить действие в прошлое (Роман написан в 1937 году). На экране мы видим начало 1970-х годов. Тем не менее, это не повредило, возможно, даже герои стали нам ближе. Я встречала жалобы на то, что сюжет то буксует, то летит галопом, но, думаю, их авторы не поняли замысла создателей фильма: показать красоту города, где живут капитаны. И, на мой взгляд, им это удалось. Мы видим улицы, бегущие с горы и в гору, жителей: рыбаков, торговок, детей, стариков. Вместе с ребятами мы проходим по площадям, заглядываем в кабаки и в хижины. На мой взгляд, именно оператору удалось передать поэтику Амаду. Тем более, что немало помогла здесь музыка Луиса Оливейры.

Генералы


«Генералы песчаных карьеров» (Capitães da Areia) (На самом деле - "Капитаны песка") (2011) Режиссер Сесилия Амаду (внучка писателя) и Гай Гонсалез.

КП обл

Здесь анахронизмов нет, честно показана первая половина XX века. Есть еще один несомненный плюс: в фильме Бартлетта большинство актеров старше своих героев. Уж не знаю, с чем там связано, с тем ли, что для того, чтобы показать подростковый секс в наше время нужна ОЧЕНЬ большая смелость, или были какие-то другие причины, но факт остается фактом. В бразильской же ленте все в порядке: дети играют детей. Несомненный плюс в том, что здесь можно посмотреть и на капоэйру, и на местные танцы.

капитаны

Что мне категорически не нравится в обоих фильмах, так это главные герои. Но по разным причинам.

«Генералы песчаных карьеров» 1971
Напомню, что Педро в романе 15 лет, Доре 13. Ничего не имею против Кента Лейна и Тиши Стерлинг, которые их сыграли, но актеры ровно в 2 раза старше своих персонажей: 29 и 26 лет. Причем это не тот случай, когда человек выглядит младше своих лет, отнюдь. Нет, я понимаю, что мужчина под 30 интереснее 15-летнего подростка, а 26-летняя дама – 13-летней малявки. Но все же…

Дора.
Дора

Буллит («Пуля» по-английски).
Буллит

«Генералы песчаных карьеров» 2011.
С возрастом, как я говорила, здесь все в порядке. Зато проблема в другом. В романе не один раз упоминаются БЕЛОКУРЫЕ волосы главных героев.

Педро:
«Такой драки песчаные отмели еще не видели. Раймундо был старше годами, выше ростом, но Педро Пуля с развевающимися белокурыми волосами, с алым шрамом, горевшим на щеке, превосходил его ловкостью.»
«С улыбкой она потрепала его по белокурым волосам.»
«Разрумянившийся, с белокурыми волнистыми волосами, закрывавшими уши, он улыбался, и служанка посмотрела на него приветливо.»

Дора:
«Растрепанные белокурые волосы развевались под ветром. Горели обожженные ступни, все тело ныло от усталости.»
«Дрожащее пламя свечи бросало отблеск на белокурые волосы, высвечивало контуры груди.»
«Дора перекусывает нитку, и пряди ее белокурых волос ложатся на плечо Кота.»

Вместе:
«Белокурые пряди ее волос легли на лоб Педро.
Дора засмеялась:
— Смотри, у нас волосы одного цвета!..»

Дора.
Дора

Педро.
педро2

ГДЕ?!!!

Мне нравятся смуглые брюнеты, но это совершенно иной типаж. И несколько иная физиология. Половое созревание происходит раньше. Поэтому то, что должно было потрясти читателей/зрителей сошло на нет.

Д и П

Впрочем, все персонажи бразильского фильма резко почернели.

Профессор.
«Черные волосы вечно лезли в сощуренные подслеповатые глаза этого щуплого, веснушчатого, не очень-то бойкого мальчика, которому разносторонние познания и дар рассказчика снискали в шайке единодушное уважение.»
профессор 2
Веснушчатый?

Безногий (Он же Хромой, он же Одноногий).
«Потом снова появляется Безногий. Он молчит, им овладевает непонятное волнение. Бледный, хромая сильней обычного, он идет, как верующий — на мессу, как влюбленный — на желанное свиданье, как самоубийца — навстречу смерти.»
Хромой
Бледный?!

Кот.
«Он чистюля и франт, кожа у него бело-розовая…»
«Но Долдон уже потерял власть над собой и ничего не видел, кроме этой белой кожи, черных кудрей и мускулистого тела.»
Кот2
Белой кожи?!

Служанка.
«Служанка, склонившись над клумбой, срезала цветы: в вырезе платья виднелась пышная грудь. Педро пригляделся повнимательней. Белые груди с торчащими розовыми вершинками.»
служанка
Белые груди?!

Такое впечатление, что белые люди в Бразилии закончились. Или не завезли.


Оба фильма сняты довольно близко к тексту книги. Можно отметить, что в обоих не показана судьба ребят после смерти Доры. Амерканский заканчивается тем, что беспризорники атакуют отделение полиции и звучат выстрелы, бразильский – тем, что Профессор рассказывает Зе, брату Доры, что ждет дальше капитанов. Ну, тут все понятно. Если бы показали их дальнейшую жизнь, фильм был бы в 2 раза длиннее. Несколько сцен выпущено в обоих фильмах, но, опять же, я не в претензии.

Понятно, что американский фильм я восприняла ближе к сердцу хотя бы потому, что смотрела его в 20, а не в 40. С возрастом все же становишься немного циничнее. Хотя, с другой стороны, недавно просмотренные «Цветы войны» произвели на меня глубокое впечатление, так что, может быть, дело не только в возрасте, а в том, что Бартлетту удалось передать дух романа Амаду. Бразильская же лента – профессионально сделанная, крепкая, особых чувств не вызывает. Не получилось. Вот вроде все на месте, а души нет. Увы.

Оба фильма можно найти на известных ресурсах.
Напомню названия: The Sandpit Generals и Capitães da Areia.
Tags: Кино и немцы
Subscribe

  • Императоры и религия.

    Я вчера искала анекдот из жизни императора Александра I. Возможно, я ошиблась императором, потому что lizardian нашел вот такой отрывок…

  • Казаки на Елисейских полях.

    «Первые палатки казаков стояли уже у подножия мраморных коней Марли. По случаю воскресенья большинство офицеров уехало из лагеря в город: ведь…

  • Смерть императора Александра.

    «Народы, Александра нет. Он там, ваш друг и благодетель, Он там, где лучезарный свет Одну венчает добродетель.» Смерть императора Александра I.…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 117 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Императоры и религия.

    Я вчера искала анекдот из жизни императора Александра I. Возможно, я ошиблась императором, потому что lizardian нашел вот такой отрывок…

  • Казаки на Елисейских полях.

    «Первые палатки казаков стояли уже у подножия мраморных коней Марли. По случаю воскресенья большинство офицеров уехало из лагеря в город: ведь…

  • Смерть императора Александра.

    «Народы, Александра нет. Он там, ваш друг и благодетель, Он там, где лучезарный свет Одну венчает добродетель.» Смерть императора Александра I.…