?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«В окопах Ап Да Шонга было холодно. Ни мартини (одна бутылка на 30 человек), сброшенное с парашютом, ни улыбка Валери Андре, храброго пилота вертолета, застрявшего тут из-за плохой погоды, ни яркие огни бивуака, которые было разрешено зажечь в честь кануна рождества, не давали легионерам забыть проклятие, которое довлело над этой землей. Де Латтр не вернулся и все чувствовали себя не в своей тарелке. Казалось, с генералом исчез последний шанс на победу.

Капитан мед. службы Валери Андре.


В Рождество произошло событие, которое несколько развеселило солдат. Дорога давно уже была перерезана вьетами и продовольствие доставлялось с парашютом. Неожиданно легионеры увидели грузовик, мчащийся на полной скорости. Все бросились к нему. Кто же выйдет из кабины? Водитель спустился из своего дженерал моторз. Его массивная фигура, его манера, наклонять голову, когда он протирал очки, были очень характерны: Жюж, это сержант Жюж с базы 1 парашютного батальона Иностранного легиона.

- Откуда ты?
-А откуда бы вы хотели? - пожал плечами Жюж.
Солдаты продолжали расспрашивать:
- Как тебе удалось проехать?
Теперь настала очередь сержанта не понять ситуацию:
- Я ехал по дороге, вот и все.
- Ты не видел пост и заграждение?
- Я снял очки.

Никто в батальоне не знал, что Жюж ничего не видит в двух шагах без своих стекол. Так и осталось тайной каким образом водитель, которому поручили доставить в батальон подарки к Рождеству, не увидел заграждение, которое должно было бы перегородить ему дорогу. Но провизия и ящики с пивом от близорукого счастливца пошли на ура.».
(Sergent P. «Je ne regrette rien.»)



Поступок сержанта Жюжа, бесспорно, надо оценить по достоинству, но процитировала эту историю я не из-за него. В первых строках говорится про храброго пилота, улыбка которого так и не смогла поднять настроение легионерам. Наверное, правильнее было бы написать «пилотесса», но по-русски так сказать нельзя. Между тем это дама. И сей факт меня очень удивил. Женщины на войне в Индокитае и в Алжире были. Это медсестры, укладчицы парашютов, шифровальщицы, секретарши. Но пилот вертолета?! Это же не народная война, когда действительно поднимаются все и всем миром идут защищать родину. Это сражение где-то на краю земли, о котором мало знали во Франции. Туда нельзя было послать призывников, только наемников, контрактников и добровольцев. И вдруг - дама-пилот!



Валери Андре родилась в 1922 году в Страсбурге. Во время войны участвовала в Сопротивлении. В 1948 году получила звание капитана медицинской службы.В Индокитае совершила 129 вылетов, в Алжире, где она была уже майором – 365. Когда в 1976 году Валери присвоили звание генерала, встал вопрос как к ней обращаться. "Madame la Générale" могли назвать супруг генералов, но не женщин-генералов. До Андре во Франции не было дам, достигших этого звания. В итоге решили обращаться как к мужчине: "Général", но без mon потому что теоретически это сокращение от monsieur. А какой из дамы месье? Ну, или Madame le général.

Валери Андре сейчас.


- Врач, офицер, у вас необычная судьба.

- Маленькой девочкой я мечтала быть авиатором и врачом. Мои родители сказали, что это пройдет. Но я не изменилась. Потом меня увлекли прыжки с парашютом. На меня были возложены обязанности по медицинскому наблюдению во время обучения. Когда я получила диплом врача, декан мед.факультета в Париже сообщил, что в Индокитае не хватает военных медиков.

- В 1948 году в армии было мало женщин. Почему вы выбрали такой путь: капитан мед. службы в Индокитае?

- Я была очарована этими людьми. Эти парни нас освободили (Как я понимаю, речь идет о второй мировой войне –К-К). Они были дружны, храбры, бескорыстны. Вот почему я продлила контракт и прошла специализацию по военной хирургии. Я хотела, чтобы в случае нужды я могла бы прыгать с парашютом.

- Потом появился вертолет…

- В Индокитае раненых перевозили в каретах скорой помощи, на лошадях, на кораблях по рекам или на самолетах. Но нужна была взлетная полоса длиной 400 метров. Когда я увидела два первых вертолета, купленных генералом Робером на собственные средства, я сказала себе: это то, что мне надо. Мне удалось убедить генерала, что я могу сама быть пилотом чтоб эвакуировать раненых в одиночку. После курса пилотирования во Франции я занялась этим…

- Как реагировали на вас мужчины?

- Вначале они очень удивлялись, увидев меня. Они этого не ждали. В Индокитае я командовала вертолетным взводом, в Алжире я прошла путь от капитана до майора. Меня называли «мой капитан», «мой майор», потом – «мой генерал», я не привыкла слышать «мадам».

Интервью и часть фотографий лежит здесь:
http://www.ledauphine.com/haute-savoie/2012/02/04/mon-general-valerie-andre-pilote-d-une-vie-engagee?image=23B89627-ABEE-4635-BCC6-694A0530BC16#galery

Видео-материалы: http://www.ina.fr/economie-et-societe/vie-sociale/video/CAB7600419301/madame-la-generale-valerie-andre.fr.html
http://www.ecpad.fr/regards-sur-lindochine-n7#more-19304

© 2007-2012 catherine-catty
Использование любых текстовых материалов данного блога допускается при условии обязательного размещения гиперссылки http://catherine-catty.livejournal.com
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 27 комментариев — Оставить комментарий )
d_i_k_o_b_r_a_z
15 мар, 2012 17:33 (UTC)
> «мой генерал», я не привыкла слышать «мадам».

Замечательно. :)
catherine_catty
15 мар, 2012 17:35 (UTC)
Ага.
У меня все как обычно: прочитала по дороге на работу. И пока не добралась до дома и до интернета, все гадала, что за пилотесса такая.
marinka_lisa
15 мар, 2012 17:39 (UTC)
Фантастическая дама!
ecoross1
15 мар, 2012 17:42 (UTC)
Валери очаровательна.
malejandro
15 мар, 2012 18:33 (UTC)
Екатерина, а в тексте под фотографией по ссылке написано, что она совершила 129 вылетов и вывезла 165 раненых. А в Алжире осуществила более 350 вылетов на эвакуации (если я правильно понимаю effectuant plus de 350 évacuations).

Судя по хвостовой балке мадам летала на ОН-23, который использовался американцами в том числе в качестве эвакуационного ещё в Корее.
catherine_catty
15 мар, 2012 18:53 (UTC)
Так я обычно пользуюсь несколькими источниками.
Вот этими, к примеру.
http://helico11.free.fr/html/valerie_andre.htmhttp://www.sky-lens.fr/articles-airshows-europe.php?recordID=59
Собственно, "Впоследствии она служила в Алжире, осуществив более 350 эвакуаций раненых с помощью вертолета" этому не противоречит.
malejandro
15 мар, 2012 19:11 (UTC)
Ага, спасибо.

Даже и не думал спорить, лишь уточнил. Если это "прозвучало" резко, то приношу извинения.

Вообще, конечно, печальная история в Хоа Бин. Французам бы туда немного больше танков в дополнение к пехоте, и они бы смогли "открыть" дорогу, и испортить чарли праздники надолго.
catherine_catty
15 мар, 2012 19:23 (UTC)
Все нормально.

До Хоа Бина я еще не добралась. Только-только закончила про Тхат Кхе читать. У нас обычно Донг Кхе Тхат пишут.
malejandro
15 мар, 2012 19:36 (UTC)
Ужасные всё же названия. Неудивительно, что практичные американцы в целях удобства переименовали почти все места, где им приходилось проводить операции или базироваться. Французы так не делали?

Хоа Бин будет совсем скоро, значит.
catherine_catty
15 мар, 2012 19:39 (UTC)
Ужасные? Не поверите, я этот чертов Тхат Кхе заучивала по ассоциациям со своим именем. И все равно забываю все время.

В Индокитае, как я понимаю, при французах использовали местные названия. Увы.
malejandro
15 мар, 2012 19:55 (UTC)
Почему же не поверю? Знаю. И радуюсь, что эти непроизносимые названия одни белые люди меняли для удобства других белых людей.
catherine_catty
15 мар, 2012 19:12 (UTC)
Что касается вертолета, то сначала был Сикорски (S 51), потом "UH 23". То есть, вы угадали.
malejandro
15 мар, 2012 19:22 (UTC)
Ага. 23-е ещё долго во Вьетнаме летали в качестве дозорных, даже уже после того, как им на смену в 66-67 гг. приняли ОН-6.
yassena
15 мар, 2012 18:40 (UTC)
Какая дама!
ugryumy
15 мар, 2012 18:58 (UTC)
Нашла работу по характеру.
Ну и повезло, конечно, что немаловажно всегда, а на войне особенно.

О семье ничего не написано? (муж, дети).
catherine_catty
15 мар, 2012 19:24 (UTC)
Мужа в студию!

Полковник (жена-то чином повыше будет) Алексис Сантини. Корсиканец родом. (слева).

ugryumy
15 мар, 2012 19:42 (UTC)
Боевое братство. :)

Спасибо.
catherine_catty
15 мар, 2012 19:45 (UTC)
На всякий случай: на фотографии оба еще капитаны.
pfc_joker
15 мар, 2012 20:24 (UTC)
<ОФФТОП>
Думаю, Вы наверняка уже видели эту новость, но всё же:
http://www.kommersant.ru/doc/1892103
catherine_catty
15 мар, 2012 20:28 (UTC)
Re: &lt;ОФФТОП&gt;
Нет, не видела.
Спасибо.
Очень жаль, очень. 83 года, конечно, возраст, но все равно...
michletistka
16 мар, 2012 05:38 (UTC)
Потрясающая дама!
catherine_catty
16 мар, 2012 18:22 (UTC)
Да! А обнаружила я ее совершенно случайно. Сержан упомянул в книге.
livejournal
17 мар, 2012 13:15 (UTC)
Пилот Валери Андре или Не бабское это дело?
User drsvetlana referenced to your post from Пилот Валери Андре или Не бабское это дело? saying: [...] via Originally posted by at Пилот Валери Андре или Не бабское это дело? [...]
( 27 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

комментарии
catherine_catty
Екатерина

Latest Month

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com