Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Categories:

Скрипач. Но не на крыше, а во дворце.

Когда влезаешь по самые уши в историю, обнаруживаются неожиданные вещи, совершенно, казалось бы, несочетающиеся с традиционным обликом царя-короля-императора. Про то, что Александр I никогда не ассоциировался у меня с курением, я уже писала (http://catherine-catty.livejournal.com/11427.html) А сейчас хотела бы рассказать про его музыкальные занятия. Когда знаешь, что человек полу-глухой, никогда и в голову не придет, что он играл на скрипке, однако дело обстояло именно так. В детстве и юности внуков императрицы обучал сему искусству Ф.Диц, скрипач-виртуоз. Инструмент, скрипка XVII века мастерской Амати, дожила до наших дней и находится в рабочем состоянии, хоть сейчас на сцену. Надо сказать, в XX столетии, когда к вещам коронованных особ перестали относиться с пиететом, потрудилась она немало. На ней играли такие музыканты, как Рейсон, Таргонский, Рыбников, Реентович, Баршай, Мельников и др.


К сожалению, не все обстояло гладко. Гипотетическому наследнику престола, по мнению его родных, следовало обучаться иностранным языкам, истории, риторике, а вовсе не музыке или поэзии. Незачем зря время терять. К слову, Александр Павлович так всю жизнь и не понимал прелесть художественной литературы и практически никогда не читал книг подобного рода. Что до поэзии, то Вигель свидетельствует: «Странное дело, что Александр не любил стихов; презирал их даже, а высоко ценил поэтов. Он полагал, что стихи не что иначе, как блестящие шалости, мотовство богатого ума, сокровища свои попусту расточающего. Во всяком поэте видел он искусного правителя, судью, которого стоит только поставить на истинный путь, ему природой указанный, с которого сила воображения своротила его, и тогда от него более чем от других государство может ожидать пользы. Все польза да польза, а какая польза без наслаждений вкуса, ума и сердца! Как не знал Александр, что не стихи — поэзия, а любовь, которую в молодости он так сильно ощущал, слава, которою он был очарован, религиозные чувства, которым он так искренно предавался, наконец, все благородные страсти, кои тем сильнее волновали грудь его, чем более он старался скрывать их, желая всегда казаться только мудрым и хладнокровным.»

Ну, видно стихи Александру Павловичу не нравились в принципе. Чего нельзя сказать о музыке. Ею он занимался с великой охотой, несмотря на все препятствия в лице бабушки и матушки. Надо сказать, что он был довольно упрям, и даже в детстве, несмотря на внешнюю покладистость, вполне мог постоять за себя. По крайней мере, музыки, он не бросил, хотя Екатерина II и Мария Федоровна были резко против такого пустого времяпрепровождения. "Виршам и музыке учить не для чего, - писала коронованная бабка, - тем и другим много времени теряется, дабы достигнуть искусства".

С.Шуазель-Гуфье в своих «Исторических мемуарах об императоре Александре и его дворе» пишет: «Государь жаловался, что императрица Екатерина никогда не хотела дозволять ему учиться игре на скрипке, несмотря на его любовь к этому инструменту: государыня справедливо боялась для своего внука потери времени, которую неизбежно влекут за собой музыкальные занятия».

Воспитатель великого князя Александра, А.Я.Протасов, в 1793 году отметил в дневнике, что "В течении этого времени прилеплялся в. князь к музыке, на что я его высочеству представлял, что это искусство человеку в его состоянии вредно, если слишком к нему привяжется; что ему долженствует оное служить отдохновением, а надлежит учиться своему ремеслу и стараться сделаться достойным своего звания. Музыка, моды и прочия безделушки отнимут все время, которое бы надобно употребить на дела и тому подобное."

Сохранилось письмо Александра Павловича цесаревне Марии Федоровне, написанное между 1793 и 1796 гг.: «Кроме того, в последнем Вашем письме, дорогая матушка, Вы говорили мне, что я не должен превращать музыку в основное свое занятие; разумеется, я этого и не делаю; музыкой занимаюсь я только когда не имею других дел, например, в те дни, когда я болен и мы никуда не выходим; тогда музыка заменяет мне игру в карты. Вообще, милая и добрая матушка, я стараюсь делать все возможное, чтобы следовать Вашим указаниям и быть достойным Ваших милостей...»
Вот так: очень вежливо, очень любезно, но, тем не менее, - настойчиво.

Известно, что в 16 лет великий князь Александр Павлович начал терять слух (Желающие узнать подробности могут заглянуть сюда: http://catherine-catty.livejournal.com/5787.html). Тем не менее, какое-то время он еще продолжал музицировать, о чем говорят следующие эпизоды.

На дворе 1794 год. Отрывок из воспоминаний Головиной: "Спустя несколько недель двор возвратился в Зимний дворец. Великий Князь прохворал пятьдесят два дня. Каждое утро я получала записку от Великой Княгини с приказанием приехать к ней. Графиня Толстая тоже была приглашена, но она не всегда приезжала. Лучшие музыканты с Дьецом во главе исполняли симфонии Гайдна и Моцарта. Великий Князь тоже играл на скрипке. Мы слушали эту прекрасную музыку из соседней комнаты, где почти всегда мы были только вдвоем…Когда Великий Князь поправился, вечера прекратились."

И еще один случай. 8 июня 1798 года, когда Павел I прогуливался па парку Старая Сильвия, он неожиданно услышал пение, доносящееся из охотничьего домика Крик. Войдя внутрь, он увидел свою супругу, исполнявшую песню Гретри «Ou est - mieux qu'au sein de sa famille" (Где же лучше, как не в недрах собственной семьи), на музыкальных инструментах играли его дети, в частности, на скрипке – сын-наследник. 1798 год. Александру 20 лет, слышит он уже плохо. Каким же образом удавалось ему играть? Моя подруга, которая училась этому в юности, сказала, что тут главное не слух, а резонанс. Думаю, если сюда заглянет http://cleofide.livejournal.com/, то она как знающий человек сможет объяснить поподробнее. А я умываю руки, ибо музыка и я, к сожалению, не совместимы в принципе. Видно, мне наступили на оба уха.

Возможно, все же дело обстояло не столь хорошо, как считал сам Александр. То есть, музыка, может, ему и нравилась, но музыкантом он был небольшим. В своих записках С.А. Тучков говорит о некоем учителе Ми, известном своей игрой и сочинениями: «Он находился тогда в числе музыкантов камерной придворной музыки и по приказанию Екатерины давал уроки внукам ея, Александру и Константину... Тогда еще приметил он в высоких своих учениках многое, что ему не нравилось и, по словам его, ничего добраго не обещало. Приходя ко мне по часам, всегда оставался он еще несколько времени разсуждая со мной о музыке и о разных предметах. Один раз оказал он мне: „Я напрасно беру деньги за обучение великих князей, никогда не будут они не только знающими в сем, но даже любителями музыки. Старший внук худо слышит аккорд и каданс, и притом так нечувствителен, что хотя-бы и слышал, то самая трогательная музыка не имеет на чувства его ни малейшаго действия. Притом так скрытен в характере своем, что настоящих его склонностей приметить нельзя, а это худо для государя, - прибавлял он. Младший,- продолжал он, - хотя и имеет изрядный слух, но нет у него никакой склонности к музыке, столько-же нечувствителен, как и старший; но вспыльчив, горяч и сердит, притом так ветрен и разсеян что всякая безделица отвлекает его от предпринятаго упражнения. А наипаче если услышит барабан, или увидит солдат, то, бросая все, без памяти бежит к окну». Вот первыя черты характера сих великих князей, примеченныя музыкантом.»

Надо отметить, что Тучков Александра I терпеть не мог и написал о нем немало «светлого» и «доброго». Так что, если кого интересуют гадости про Александра Павловича, вам туда. Найдете в количестве. Кстати, надо будет как-нибудь выложить. А-то что это я все о хорошем и о хорошем…

P.S. Вроде бы, Александр в юности играл еще и на кларнете, но тут я не поклянусь.
P.P.S. Спасибо http://cleofide.livejournal.com/ за то, что напомнила о мемуарах Головиной.
P.P.P.S. Произведения http://cleofide.livejournal.com/ (Л.В.Кириллиной) можно увидеть здесь: http://www.litsovet.ru/index.php/author.page?author_id=4405

Одно стихотворение (по теме поста) привожу тут же. Для затравки.

Баллада о конце екатерининской эпохи
На закате (из цикла "Петербург и окрестности")


На закате


На закате из дворца
трели слышатся скрыпицы:
цесаревич Александр
тешится с маэстро Тицем.

Властной бабки милый внук,
всеми "ангелом" зовомый,
под сурдиной прячет звук,
чтоб не вызвать гнева снова -

ни к чему по вечерам
вспоминать императрице
убиенного Петра
бестолковую скрыпицу.

Тот всё Грауна играл,
внук его - всё больше Гайдна...
Что б ты, Саша, перестал!
Надоел необычайно!

Чу, инакая напасть:
то великая княгиня
утоляет ту же страсть,
тренькая на клавесине

и пресладостно поёт
как заправская сирена,
- мол, меня любимый ждет...
Неужели тут измена?

Нужно фрейлин допросить,
с кем дружна младая Лиза,
- ишь, повадилась скулить
тонко, томно... Из каприза?...

Тот - за скрипку, эта - петь,
тот - сонаты, та - романсы...
Трудно их уразуметь,
души скрытны, очи ясны.

Впрочем, оба так юны,
что смешно на них сердиться,
только б не стряслось войны,
пока внук не оперится,

и не сможет отстоять
свое царственное право
(ну не Павла ж назначать
в воспреемники державы!)

Ах, взглянуть бы чуть вперед,
приподнять судьбы портьеру...
Что нам новый век несет?
Пугачева? Робеспьера?...

Вихрь времен развеял в дым
наши думы золотые:
Александру - Третий Рим,
Константину - Византию...

Всё непрочно, как любовь,
всё зудит, как звук скрыпицы,
всё томит больную кровь
пожилой императрицы.

Тяжки думы, косна плоть,
лишь мелодии крылаты.
Вот и дал дожить Господь
до заката, до заката.
Tags: Александр I: биография
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments