Встреча Александра I с королевой Луизой. 1805. Гравюра Больта. Эрмитаж.
Существовали варианты.
Раскрашенный.
Усеченный.
Раскрашенный усеченный.
Годы шли. Наполеон захватил пол-Европы, несколько раз разбил русскую армию, вторгся в Россию, был изгнан оттуда, вернулся в Париж, отрекся от престола и т.д. и т.п. Александр I, Агамемнон, царь царей, во всем блеске славы и на пике популярности. Гравюры с его изображением расходятся как жареные пирожки, только успевай выпекать, то есть, печатать. Все современные события из жизни русского императора уже изобразили, возникла, как сейчас в Голливуде, проблема с сюжетами. Тут и вспомнили о давнем мемельском свидании. Кстати, сделали это англичане. Вытащили снова на божий свет старые гравюры и доски, решили сделать новые оттиски и призадумались. Все-таки 12 лет прошло. Царь давно уже не был тем белокурым юношей, в которого без памяти влюбилась Луиза. Он все еще был хорош собой, нисколько не разучился очаровывать дам, но будем справедливы: его чело стало несколько более высоким, чем в юные годы. А попросту говоря, царь малость облысел. Получалась некрасивая ситуация. Выпустить-то гравюру можно, технологии позволяют. Но народ, привыкший к современному облику императора, юного Александра просто не сможет опознать. Тогда пошли на компромисс, как сказали бы сейчас сделали фотомонтаж или фотошоп: к телу ТОГО императора приставили голову ЭТОГО. Получилось феерически.
Встреча Александра I с королевой Луизой. 1814. Английская гравюра.
Цветной вариант.
Так что, фотожаба - это отнюдь не сегодняшнее изобретение, а гораздо более древних времен.
Journal information