Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Category:

Иван Крылов против Александра Романова. 2 раунд.

Первый раунд см.: http://catherine-catty.livejournal.com/22992.html
В хронологическом порядке не получилось, уж извините.

«Хозяин и мыши» - не единственная басня Крылова, в которой выведен Александр I. «Воспитание льва» довольно открыто намекает на некоторые события из жизни великого князя Александра Павловича. Дело в том, что Екатерина II, будучи сторонницей Просвещения и мечтая вырастить из внука человека новой формации, назначила ему в наставники швейцарца Фредерика Цезаря Лагарпа. Он должен был обучать «Алексашу» истории и французскому языку. Швейцарец быстро нашел общий язык со своим учеником, несмотря на то, что не говорил по-русски, а шестилетний Александр – по-французски. Сначала общение происходило с помощью рисунков, потом мальчик освоил язык учителя.

Великий князь рос, проникаясь все большей любовью к своему наставнику, хотя тот отнюдь не был снисходителен. Александру периодически сильно попадало за леность, за невнимательность, за гордыню. Нет, ни он, ни его брат Константин, вместе грызшие гранит науки, никогда не знали телесных наказаний. Но слово иногда жалит больнее, чем плеть.
Вот, например, записка великого князя, написанная в 1790 году и обращенная к его главному воспитателю Н.И.Салтыкову: «С сожалением получил Ваше письмо, любезный Николай Иванович. Я Вас уверяю, что я и до сих пор не знаю, чем я ослушался г. Лагарпа и что я ему сказал неучтивого. Если б и было что-нибудь, я Вас уверяю по чести, что я безо всякого намерения то зделал. Я, конечно, буду стараться исправить мою вину и искренне прошу Вас мне ее простить, потому что она не с намерением была зделана. Александр.».

А вот письмо Лагарпа того же года:
«Ваше высочество, я не люблю давать полууроков, ибо не знаю, что разумеют под полувниманием, полузанятием, полуприлежением! Продолжайте терять время попусту, Вы на верном пути, но не забывайте о том, куда этот путь Вас всенепременно приведет. Этого желает Вам человек, который прежде обольщался мыслью, что великий князь Александр станет человеком выдающимся и в глазах всех здравомыслящих людей прослывет достойным высокого поприща, ему предназначенного. Неужели я заблуждался?»

Лагарп был рядом со своим воспитанником 11 лет, потом несколько раз встречался с ним, обменивался с письмами и поучал его, даже когда тот взошел на трон. Император признавался: «Я всем ему обязан» или «Не было бы Лагарпа, не было бы Александра». Действительно, Лагарп был человеком высокой нравственности и широкой эрудиции, гуманистом, просветителем, НО он был РЕСПУБЛИКАНЦЕМ и ШВЕЙЦАРЦЕМ, то есть, человеком, отрицающим монархию и незнакомым с укладом жизни в России, не понимавшим ее проблем. Я, конечно, не могу точно знать, что творилось в голове у Александра Павловича, но большинство исследователей сходятся в одном: на российский трон взошел убежденный республиканец, сомневающийся в собственном праве на престол, лучше понимающий европейцев, чем русский народ. Я очень уважаю Екатерину II, но, видно и на старуху бывает проруха. Как можно было поручать воспитание человека, которому суждено быть АБСОЛЮТНЫМ МОНАРХОМ республиканцу, у меня в голове не укладывается. Похоже, у Крылова не укладывалось тоже, вот и появилась басня «Воспитание льва».


Льву, Кесарю лесов, бог сына даровал.
Звериную вы знаете природу:
У них, не как у нас — у нас ребенок году,
Хотя б он царский был, и глуп, и слаб, и мал;
А годовалый Львенок
Давно уж вышел из пеленок.
Так к году Лев-отец не шуткой думать стал,
Чтобы сынка невежей не оставить,
В нем царску честь не уронить,
И чтоб, когда сынку придется царством править,
Не стал бы за сынка народ отца бранить.
Кого ж бы попросить, нанять или заставить
Царевича Царем на-выучку поставить?
Отдать его Лисе — Лиса умна,
Да лгать великая охотница она;
А со лжецом во всяком деле мука.—
Так это, думал Царь, не царская наука.
Отдать Кроту: о нем молва была,
Что он во всем большой порядок любит:
Без ощупи шага́ не ступит
И всякое зерно для своего стола
Он сам и чистит, сам и лупит;
И словом, слава шла,
Что Крот великий зверь на малые дела:
Беда лишь, под носом глаза Кротовы зорки,
Да вдаль не видят ничего;
Порядок же Кротов хорош, да для него;
А царство Львиное гораздо больше норки.
Не взять ли Барса? Барс отважен и силён,
А сверх того, великий тактик он;
Да Барс политики не знает:
Гражданских прав совсем не понимает,
Какие ж царствовать уроки он подаст!
Царь должен быть судья, министр и воин;
А Барс лишь резаться горазд:
Так и детей учить он царских недостоин.
Короче: звери все, и даже самый Слон,
Который был в лесах почтён,
Как в Греции Платон,
Льву всё еще казался не умен,
И не учен.
По счастью, или нет (увидим это вскоре),
Услышав про царево горе,
Такой же царь, пернатых царь, Орел,
Который вел
Со Львом приязнь и дружбу,
Для друга сослужить большую взялся службу
И вызвался сам Львенка воспитать.
У Льва как гору с плеч свалило.
И подлинно: чего, казалось, лучше было
Царевичу царя в учители сыскать?
Вот Львенка снарядили
И отпустили
Учиться царствовать к Орлу.
Проходит год и два; меж тем, кого ни спросят,
О Львенке ото всех лишь слышат похвалу:
Все птицы чудеса о нем в лесах разносят.
И наконец приходит срочный год,
Царь-Лев за сыном шлёт.
Явился сын; тут царь сбирает весь народ,
И малых и больших сзывает;
Сынка целует, обнимает,
И говорит ему он так: «Любезный сын,
По мне наследник ты один;
Я в гроб уже гляжу, а ты лишь в свет вступаешь:
Так я тебе охотно царство сдам.
Скажи теперь при всех лишь нам,
Чему учен ты, что ты знаешь,
И как ты свой народ счастливым сделать чаешь?» —
«Папа́», ответствовал сынок: «я знаю то,
Чего не знает здесь никто:
И от Орла до Перепёлки,
Какой где птице боле вод,
Какая чем из них живет,
Какие яица несет,
И птичьи нужды все сочту вам до иголки.
Вот от учителей тебе мой аттестат:
У птиц недаром говорят,
Что я хватаю с неба звезды;
Когда ж намерен ты правленье мне вручить,
То я тотчас начну зверей учить
Вить гнезды».
Тут ахнул царь и весь звериный свет;
Повесил головы Совет,
А Лев-старик поздненько спохватился,
Что Львенок пустякам учился
И не добро он говорит;
Что пользы нет большой тому знать птичий быт,
Кого зверьми владеть поставила природа,
И что важнейшая наука для царей:
Знать свойство своего народа
И выгоды земли своей.
Tags: Александр I: биография
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments