Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Categories:

Эх, катались мы с тобою, мчались вдаль с тобой. Искры сыпались с булыжной мостовой...

Сегодня поговорим об общественном транспорте. Современному человеку есть из чего выбирать: автобус, троллейбус, трамвай, маршрутка, метро… В крайнем случае – такси. 200 лет назад такого разнообразия не было. И, если ты не обладал собственным выездом, выход был один – брать извозчика. Ну, или топать ножками.

Итак, извозчики. Обычно они были крепостными оброчными крестьянами. Сейчас у каждого автомобилиста есть права на машину, а у автомобиля - свой номерной знак. Надо сказать, что это отнюдь не нововведение. 2 века назад каждый извозчик имел билет, где указывалось имя, фамилия и место проживания, и жестяной номер, который вешался на спину. Почему на спину? Правильно, пассажир-то находился сзади и должен был знать, кому он доверил свою жизнь. Кроме того, на груди можно скрестить руки, длинная борода может закрыть номер… На спине, как ни крути, номер прикрыть крайне сложно. Мы не кузнечики, руки назад не сгибаются. Так вот, в случае ДТП или при непреодолимых разногласиях между пассажиром и «водителем кобылы» рекомендовалось морду никому не бить, а, как цивилизованным людям, обращаться в полицию. Кстати, похожая практика (это я не о рукоприкладстве, а о номере) существовала во Франции еще в 80-х годах XVIII века. Мерсье пишет: «Если вы забыли в карете какую-нибудь вещь, вы идете в контору, заявляете об этом (каждая карета имеет свой номер) и в большинстве случаев вещь эта вам возвращается)». Обратите внимание: там номера вешались на кареты, у нас – на людей.

Извозчики имели определенную форму одежды. Особо приметными были высокие шапки или шляпы и желтые кушаки. В 1810-х годах в Санкт-Петербурге было около 300 бирж, то есть, стоянок, и примерно 2 с половиной тысячи извозчичьих лошадей. Тем не менее, видно, спрос превышал предложение и удовольствие это было не из дешевых. Мелкие чиновники не могли себе позволить лихачить и к месту службы обычно добирались пешком.

Господин и извозчик. Гравюра. 1811.


Воспоминания аббата Жоржеля, посетившего российскую столицу в 1800-м году:
«Мостовая на улицах довольно удобна для пешеходов; способ ее постройки требует ежегодных починок после того, как сойдет снег: на слое песка, перемешанного с землей, кладут очень неглубоко булыжник, подбирая один камень к другому; промежутки заполняют раздробленным на мелкие куски кирпичом и все заливают жидким цементом, который, застывая, спаивает все части вместе…
Извозчичьи экипажи в С.-Петербурге гораздо многочисленнее, чем в самых больших городах Европы; улицы заставлены ими: все пользуются ими благодаря тому, что приходится проезжать значительные расстояния; зимой это кабриолеты или кибитки на полозьях, одноконные или парные; летом - обтянутые кожей скамьи на четырех колесах, подвешенные как линейки, на которые садятся верхом; эти экипажи очень легкие на ходу, запряжены одной лошадью; вожжи держит сидящий впереди кучер».

Для особо любопытных. «Билет извозчику в 1794 году» можно посмотреть здесь:
http://www.memoirs.ru/texts/Bilet_RS96T85N1.htm
Tags: Как жили в старину
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments