Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Category:

Любите ли вы театр так, как люблю его я или Японцы в придворном театре

Сегодня опять мучаю читателей японцами. В последний раз, клянусь. Просто я как-то обещала выставить рассказ о том, как наши герои посещали театр, да все руки не доходили. Наконец дошли.

Для тех, кто не в курсе, предыстория: в конце XVIII века 17 японских моряков попали в Россию. Несколько лет они прожили в Иркутске, затем, в 1803 году, их спешно доставили в Петербург, представили царю, а потом отправили вместе с посольством Резанова на Родину. Там-то с их слов и была написана книга «Удивительные сведения об окружающих землю морях». Книга рукописная, существует несколько ее вариантов, в каждом – рисунки, которые имеют один прототип, но отличаются друг от друга. Рисовали-то разные люди.

«Здесь во дворце нам показывали спектакль. Помещение театра, должно быть, равно десяти кэн. Его с четырёх сторон закрыли, устроили полную темноту, но зажгли множество восковых свечей, и стало светло, как белым днём.

В театре. Рисунок из японской рукописи.


В тот день [в театре] были только императорская семья, члены свиты и дрейфовщики — других зрителей не было. Зрительское место императора находится прямо перед сценой. (Вот беда-то. Сидишь на виду, и нос не почешешь. – К-К.) При виде того, что царствующие особы изволят входить, на сцене зазвучали флейты и барабаны. Государь и входил в такт их звукам. И вот перед сценой выстроился оркестр, зазвучали флейты, барабаны, кото, скрипки и другие [инструменты]. Похоже, что кёгэны (небольшие комические пьесы – К-К.) исполняются в разных странах. С каждым действием исполнение менялось, продолжений видно не было. Когда показывали [представления] о своей стране, делали это в местном стиле.

Бывают люди в варандзи (японские соломенные сандалии. Имелись в виду лапти. – К-К.) . Видно, что в старину там местные жители носили варандзи. (Кодаю говорит, что они делают их из травы.) И еще: когда изображают страну с чёрными людьми — постройки, а также мужчин и женщин — всё красят в черный цвет, а наряды и прочее [выглядят] соответственно обычаям той страны. Что касается артистов, то мужчины [играют] мужчин, а женщины женщин. Среди мужчин нет так называемых ояма. В короткое время меняется облик и старого, и молодого, и [они] выходят на сцену. Хотя язык совершенно непонятен, но обстановка в целом и настроение точно такие, как в нашем театре. В танцевальных кёгэнах танцевали пятнадцать мужчин и женщин, разделившись на две группы. Из них отдельно поднялись на высокую скалу три женщины. Эта скала медленно съёжилась и упала вниз, а женщины слетели и продолжали танцевать. Множество танцоров подпрыгивали в высоту пять-шесть сяку и танцевали, вертясь на одной ноге. В это время зрители хлопали в ладоши и хвалили их. Когда государь, расчувствовавшись, ударил в ладоши, все остальные зрители тоже вслед за ним ударили в ладоши.

Императорский театр Эрмитаж возле французского отеля. 1820-е. Неизвестный гравер. Бородинская панорама.


Такова, в общем, была суть этого. [Дрейфовщики] говорят, что, не понимая интриги в целом и даже языка, [всё] подробно понять не могли. После этого однажды опять смотрели спектакль в большом театре в городе.

Большой императорский театр в Санкт-Петербурге. 1820-е. Неизвестный гравер. Бородинская панорама.


Дом каменный, крыша круглая, внутри тоже сделано по кругу Место для зрителей — это земляной пол и три полки, так называемые яруса, которые постепенно спускаются сверху вниз. Могут поместиться около тысячи человек. [Помещение] закрывают с четырёх сторон, создают темноту и зажигают восковые свечи. В самом центре зала свешивается большой стеклянный светильник. Внутрь помещено много восковых свечей — получилось устройство со многими свечами, укреплёнными внизу на куриных крыльях. Действительно, светло, светлее, чем днем. Зрители, которые находятся далеко, смотрят через зеркала дальнего наблюдения и увеличительные стекла.

Говорят, что этот театр тоже построен государем. Плата за вход для одного человека пятьсот медных монет. Наверное, есть какая-то разница в ценах. Говорят, что эти деньги поступают наверх. Исполнение кёгэнов в театре не отличается от того, которое [нам] показывали накануне в казённом помещении. Время от времени видели, что и государь изволит приходить смотреть, садится на особое место.»

Большой императорский театр в Санкт-Петербурге. Начало XIX в. Лори. Эрмитаж.

Только сейчас увидела. Здесь же изображены так называемые грелки для извозчиков. А вот как выглядело это сооружение вблизи.

Извозщичья грелка. 1805. Гейслер.

За картинку спасибо isl.
Tags: Как жили в старину
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments

Recent Posts from This Journal