Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Category:

"Туманные звезды Большой Медведицы"

Честно говоря, еще утром я не собиралась писать этот пост. Но поскольку сегодня круглая дата (20 лет, как я посмотрела «Туманные звезды Большой Медведицы»), решила сказать несколько слов. В моей жизни было несколько судьбоносных фильмов. Лента Висконти – один из них. Она научила меня не осуждать людей за любовь. Личная жизнь – это личное дело каждого. Понятно, что Висконти – режиссер гениальный и каждый увидел в фильме что-то свое, возможно, совсем отличное от того, что увидела я.



Для тех, кто не смотрел «Туманные звезды», в двух словах расскажу о сюжете. В старинный итальянский городок Вольтерру приезжает Сандра Доусон (К. Кардинале) со своим мужем-американцем (М. Крейг). Когда-то она жила здесь с матерью, отцом и младшим братом Джанни (Ж. Сорель). Потом отца-еврея арестовали нацисты и отправили в лагерь, где он умер. Мать, талантливая пианистка, вышла замуж за любовника, который, вероятно, и выдал фашистам ее мужа. Двое детей оказались никому не нужными и заключили своеобразный союз против матери, отчима и против всего света. В Вольтерре выясняется, что Джанни также приехал в отчий дом. И тут мистер Доусон неожиданно обнаруживает, что его красавица-жена имеет не только роскошное палаццо с грудой столового серебра и старинными картинами, но и не один скелет в шкафу. Тут и сумасшедшая мать, и предательство отца Сандры будущим отчимом, и отношения с братом, похоже, несколько выходящие за рамки братских. Бедный американец теряется. Неплохой, но недалекий человек, он просто не может понять этих европейских вывертов и декаденса.



Интересно, что фильм практически укладывается в рамки классицизма. В нем почти соблюдено правило трех единств: места (действие происходит в одном месте, в Вольтерре), времени (действие происходит в течение одних суток), действия (одна сюжетная линия, один конфликт). Вот разве что в последнем случае нельзя сказать однозначно «да». Конфликтов, пожалуй, два. Это давняя история предательства и трагедия Джанни, который влюблен в сестру и стремится пробудить в ней былые чувства.



До самого конца фильма Висконти так и не ответит нам, что же было между Сандрой и Джанни: полудетская платоническая любовь или физическая близость. Как говорится, каждый понимает в меру своей испорченности. Честно говоря, я стою за второй вариант, но, опять же, это мое личное мнение, основанное на том, как ведет себя Сандра с братом. Ее смущает, когда он переодевается при ней, то она тянется к нему, то отталкивает, она очень боится, что муж что-нибудь узнает.



Сам режиссер говорил, что своего альтер-эго в фильме не имеет. «Туманные звезды...» — такой фильм, в котором я избегал каких-либо вмешательств со своей стороны, не хотел ни выражать суждений, ни вводить персонаж, отвечающий моим взглядам. Всегда в моих фильмах есть персонаж хотя бы отчасти положительный, который ближе к концу открывает некую надежду. А здесь — у меня такое впечатление, что здесь нет надежды... если только не считать слов раввина в последних кадрах. Я следил за моими персонажами и за тем, что они делают, как за чудовищными насекомыми, которых наблюдают с интересом, но не приближаясь к ним.»



Тем не менее, название «Туманные звезды Большой Медведицы» - это отсылка к судьбе Джанни, человека, который оказался на краю пропасти и осознал, что ему незачем жить. Это строки из стихотворения Джакомо Леопарди «Воспоминания»

«Медведицы мерцающие звезды,
Не думал я, что снова созерцать
Привычно буду я над отчим садом,
И с вами разговаривать из окон
Того приюта, где я жил ребенком
И радостей своих конец увидел.»



«Туманные звезды» - изумительно красивый, хотя и черно-белый, фильм. Не только потому, что на главные роли взяты актеры, которые очень хороши собой. Сам дом, старинный, полный призраков, огромный сад, по которому гуляет ветер, древний город Вольтерра, который обречен на медленное разрушение, все это создает атмосферу чего-то темного, трагического, порочного и прекрасного одновременно. В ленте много символических сцен, которые, как утверждал режиссер, вышли случайно.



«Первая сцена — это встреча брата с сестрой, когда камера как бы опускает взгляд к их ногам, чтобы показать их отражение в воде. Такие вещи очень трудно объяснить. Если вы спросите у Рембо (я не прошу вас принимать меня за Рембо), если вы спросите у любого поэта, почему он написал именно вот так, почему он поставил в стих именно это слово, он вам ответит, что он сам не имеет ни малейшего понятия почему. В данной сцене мне хотелось, чтобы лица брата и сестры были показаны перевернутыми. И мы видим их перевернутое отражение, оно постепенно тускнеет и пропадает, в то время как сестра уходит. Брат продолжает смотреть на воду, то есть на ту же опрокинутую реальность. Я чувствовал, что так сделать необходимо; никакого другого объяснения дать не могу, я об этом ничего не знаю. А что касается другой сцены, со статуэткой Амура и Психеи,— согласен, концовка не слишком удачна, мне она не нравится. Ведь речь не шла ни о каком символе, а дело-таки им обернулось, и на меня это навевает скуку. Я же хотел только показать комод, из ящика которого этот юноша, словно играющий ребенок, достает таблетки снотворного со словами: «Посмотри, я собирал все это в доме целых двадцать лет». Смешно, не правда ли? Он готовил эту комедию, начиненную смертью. К сожалению, когда актер выходит из кадра, кадр становится символическим. И мне это не нравится. Но я этого не смог вырезать.»



Так вот, для меня это фильм стал историей трагической любви. Любви неправильной, заканчивающейся тупиком, осуждаемой обществом, в кое-каких странах уголовно наказуемой. Но люди разные. И судьбы у них разные, у кого-то счастливая, а у кого-то - как страшный сон. Поэтому прежде, чем однозначно осудить кого-то, стоит вспомнить, а все ли мы без греха.



P.S. Висконти не один раз в своем творчестве обращался к теме кровосмешения. В частности, в 1961 году он поставил пьесу Форда «Как жаль ее развратницей назвать», рассказывающей о любви брата и сестры, в которой главные роли сыграли Роми Шнайдер и Ален Делон. Собственно, образ Джанни также был написан под Делона, но тот был занят, да путь его уже ушел в сторону от дороги его учителя. Так что пришлось взять актера, сходного по типажу, Сореля.

P.P.S. Прошу не путать понятия «кровосмешание» или "инцест" (половая связь между близкими родственниками, которая в России, кстати, уголовно не наказуема.) с «изнасилованием» и «совращением малолетних». А то некоторые журналисты ухитряются.

P.P.P.S. Так случилось, что в последнее время я посмотрела несколько фильмов 60-70-х годов, посвященных трагической судьбе евреев во время второй мировой войны. И пришла в некоторое недоумение. Ни итальянки Клаудия Кардинале и Мария Ферреро, ни французы Жан Сорель и Доменик Санда явной еврейской крови не имеют (Ну, не будем говорить за пра-пра-прадедов, кто их знает.). Единственное, что их объединяет, это внешняя привлекательность. Видит бог, я не антисемитка. Но я искренне не понимаю, почему нельзя было найти актеров-евреев. А то, знаете, типажи несколько не те.

P.P.P.P.S. Всегда говорила про себя: для бешенной собаки сто верст не крюк. 20 лет назад, когда не только дисков не было, но и кассеты еще особо не продавались, и посмотреть «Туманные звезды» можно было лишь в «Иллюзионе» или «Киноцентре» по великим праздникам, я перевела сценарий этого фильма с итальянского. Неделю-две изучала грамматику, а потом ночами (днем я работала, вечером училась) переводила. И ничего, справилась. Тетрадь с окончательным сценарием и кусками его первоначального варианта до сих пор дома лежит.

P.P.P.P.P.S. В качестве иллюстраций использованы рекламные плакаты или обложки к ДВД. Мне интересно было посмотреть, на что обращали внимание прокатчики, желающие продать фильм.

P.P.P.P.P.P.S. Французское название фильма - "Сандра".




Для особо заинтересовавшихся.
Фильм есть на Рутрекере.

Сценарий:
http://kinoart.ru/1997/n5-article11.html
http://kinoart.ru/1997/n5-article10.html

Дополнение.
Поскольку со мной завели спор на тему "Как относились иудеи к кровосмешению", а затем стерли комментарии, то чтоб не потерять ссылки. Комментарии к Торе:
http://www.machanaim-2.org/machanaim/tanach/_weekly/ba_kdosh.htm
http://www.sem40.ru/religion/kdoshim.shtml
http://www.abaratz.com/3kdoshim.htm

Ну и само Пятикнижие Моисея, оно же Тора:
"6 Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь.
7 Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее.
8 Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего.
9 Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их.
10 Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота.
11 Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя [по отцу], не открывай наготы ее.
12 Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему.
13 Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей.
14 Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тетка твоя.
15 Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы ее.
16 Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего.
17 Наготы жены и дочери ее не открывай; дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные ее; это беззаконие.
18 Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее."
Tags: Кино и немцы, Сорель Жан
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 83 comments