Император Александр I. 1806. Щукин (возм.). Руский музей.
А действительно, что же там изображено? Как известно, на портретах монархов случайно никогда ничего не рисуют, все со смыслом, все - символы. Ну, вот например.
Император Александр I. 1802-1803. Боровиковский. Русский музей.
Всем намеки понятны? Медный всадник в окошке ясно виден? Бюст бабушки просматривается?
Император Александр I. 1800-е. Грасси. Павловск.
Ну, тоже все ясно. Петр Великий и его потомок. Преемственность, так сказать.
Император Александр I. 1801-1805. Неизвестный художник.
И тут нет загадки. На фоне военного лагеря и все такое.
А что же у нас на щукинской картине? Пригляделась. Сначала подумала было, что это Михайловский замок.
Но что-то не сходилось. Ну ладно, Зимний, ну ладно - Царскосельский дворец. Но Михайловский царю разве что в страшных снах не снился. Хотя, возможно, и снился, просто мы не знаем. Никогда не поверю, что Александру хотелось бы видеть себя изображенным рядом с местом, где зверски убили его отца. Особенно, если учесть, что сам он был в курсе заговора, пусть и не предвидел столь трагической развязки.
Так в чем же дело? Художник хотел гадость царю сделать? Вряд ли... Или, судя по тому, насколько непропорционально изображена фигура императора, первоначально здесь был совсем иной человек? Как предположила
Император Александр I. 1801. Заффонато. Частная коллекция.
То есть, чисто теоретически переписать картину художник мог - как нечего делать. Но тогда бы и замок закрасили. В чем же дело? И тут меня осенило. Это же Каменноостровский дворец, летняя резиденция императора.
Вид на Каменноостровский дворец. 1805. Лори. Эрмитаж. (фрагмент)
Сбило меня то, что сейчас у дворца крыша другого цвета и то, что я его с другой стороны видела. Значит, все в порядке. Царь был доволен.
Вот что пишет о жизни во дворце в 1812 году Р.С. Эдлинг, которая в то время была фрейлиной императрицы Елизаветы: «Дворец на Каменном острове, в течение многих лет любимое местопребывание императора Александра, не имел в себе ничего царственного. Он выстроен и убран с отменною простотою. Единственное украшение его — прекрасная река, на берегу которой он стоит. Несколько красивых дач построено рядом с императорскою резиденцией. Лицевая сторона дворца окружена прекрасными, правильно рассаженными деревьями; садовые входы никогда не запирались, так что местные обыватели и гуляющие свободно ими пользовались. Вокруг царского жилища не было видно никакой стражи, и злоумышленнику стоило подняться на несколько ступенек, убранных цветами, чтобы проникнуть в небольшие комнаты государя и его супруги. Мне отвели павильон недалеко от главного здания, рядом с помещением одной дамы, приехавшей с сестрою государыни, принцессою Амалией. В другом павильоне жили две другие дамы, так же как и я состоявшие при особе ее величества; обе должны были скоро уезжать и потому не отличались любезностью. Внимание, которое оказывала мне императрица, не могло их радовать. Мы вели очень правильную жизнь. Надо было вставать рано и сопровождать императрицу в ее прогулках пешком, продолжительных и занимательных, потому что в это время она была общительна и словоохотлива. Около полудня мы возвращались к себе, а в пять часов собирались в комнаты к императрице обедать. Эти обеды бывали довольно многолюдны: к ним приглашались значительнейшие лица в государстве, а также иностранцы, которых того удостаивали. После семи часов и по вечерам мы должны были кататься с императрицею в экипаже, иногда подолгу. В это время вообще не было расположения к веселости, и мне лично было не до веселья; поэтому я отлично приноровилась к этой однообразной жизни.»
P.S. За фотографию картины спасибо
Journal information