Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Categories:

Наши дилижансы в самом цветущем ходу, охотников много, отправление исправное...

Нам, людям 21 века, привыкшим, что из Москвы в Санкт-Петербург можно
легко добраться за 4-8 часов, трудно представить, что в XVIII веке в пути можно было провести и неделю. Нет, цари обычно ездили быстро, императрица Елизавета зимой доезжала из одной столицы в другую за 28 часов, но это можно считать рекордом. В ту пору передвигаться из города в город можно было тремя способами: на своих (ну, тут все понятно), на перекладных (путешественник, имеющий подорожную, на почтовой станции получал свежих казенных лошадей), в самой почтовой карете. В 1820 году появился четвертый – в дилижансе. К сожалению, должна отметить, что во Франции этот вид транспорта возник чуть ли не на 100 лет раньше, но лучше поздно, чем никогда.

Возможно, сыграло роль то, что во время заграничных походов русской армии многие россияне ознакомились с тем, как живут за пределами России. Ф.М.Глинка в 1814 году с энтузиазмом рассказывал о зарубежном транспорте: «Дилижанс - преогромная и превыгодная карета, в которой всяк за сходную цену может нанять себе место. Тут сидишь, как в комнате, в обществе пятнадцати или шестнадцати разного звания, разных свойств и часто разных наций людей. Монах, лекарь, офицер, дряхлый старик и молодая девушка нередко случаются тут вместе. Всякий делает, что хочет. Один читает, другой говорит, третий дремлет, четвертый смеется, пятый зевает.»

Дилижансы ходили по расписанию. Билет на них можно было приобрести заранее в специальных конторах. «Дилижансы брали зимой по 4 пассажира, летом — 6 и имели места внутри кареты, которые стоили по 100 руб., и снаружи (60—75 руб.). Путь из Петербурга в Москву они проделывали в 4—4,5 суток.» (Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий.)Говорят, что люди, основавшие кампанию дилижансов, коммерческих целей не преследовали. М.С.Воронцов и А.С Меншиков были отнюдь не бедными. Дело было затеяно исключительно для того, чтобы показать, что Россия не менее цивилизована, чем европейские страны. Меня немного смущает цена. 100 рублей. Огромные деньги по тем временам. Хороший обед в петербургском модном ресторане обходился от 3 до 5 рублей на персону. Так что, может и не совсем бескорыстными были наши просвещенные вельможи?

Отправление дилижанса с Исаакиевской площади. 1841. В.С.Садовников


Одним из самых первых пассажиров дилижанса был Ф.Ф.Вигель. Я уже не один раз приводила отрывки из его «Записок». Но что вы хотите? Человек объездил пол-России, был в Европе, написал почти полторы тысячи страниц воспоминаний. Тут уж хочешь, не хочешь, а процитируешь. Итак, Вигель. Дело происходит в самом конце 1820 года.

«Не было довольно денег, чтобы соорудить летние экипажи (зимние обошлись в десять раз дешевле), и потому для первой попытки захотели воспользоваться первым зимним путем, и первое отправление назначили 1 декабря. Все смотрели на то с некоторою недоверчивостью, как один смельчак, француз г. Дюпре-де-Сен-Мор, экс-депутат, экс-супрефект, который в Петербурге за деньги читал чужие хорошие и продавал собственные свои печатные плохие стихи, захотел поощрить нас своим примером. С первым поездом, кажется, он один-одинехонек отправился в Москву.
…Я взял место и 4 декабря поехал по столь знакомой мне дороге. Сидел я в экипаже, который казался тогда затейливым. Это была низкая кибитка, немного подлиннее обыкновенной; но она была прочно сделана, хорошо обтянута кожей и разгорожена надвое. Лежать было невозможно: четыре человека, разделенные перегородкой, сидели друг к другу спиной и смотрели двое вперед, двое назад по дороге. Как дотоле зимняя кибитка значила лежанье, то наши мужички, глядя на новое изобретение, дилижансы прозвали нележанцами... Спутников было у меня всего только двое: старый немец-ремесленник с женою; они сидели в одной из двух отправленных кибиток, и я один в другой, и оттого мне было раздолье. Виделся я с ними только на станциях и даже обедал вместе с ними.»

В повести А.Погорельского "Двойник или Вечера в Малороссии" мы также можем прочитать об этом виде транспорта: "Главное же преимущество же наших дилижансов пред иностранными состоит в скорой езде. Если дорога изрядная, то путешествие из Москвы до Петербурга не продлится более трое суток; и вы согласитесь со мною, что такая скорость в чужих краях, особливо в Германии, показалась бы невероятною".
На другой день обыкновенная утренняя моя прогулка нечаянно довела меня до Мясницкой. Проходя мимо конторы дилижансов, я увидел карету, готовую отправиться в путь. Не знаю, вчерашний ли разговор побудил меня обратить особенное на нее внимание, или по другой какой причине, - довольно, что я очутился в конторе с твердым намерением ехать в Петербург"

В наше время трудно представить себе, что 3 дня на дорогу из Санкт-Петерберга в Москву – это «быстро». 2 века назад думали иначе. Правда, за это время люди успевали переделать еще массу дел. Например, встретиться со своими знакомыми, живущими в других городах. В июле 1830 года П.А.Вяземский записал: «10-го выехали мы из Петербурга с Пушкиным в дилижансе. Обедали в Царском Селе у Жуковского. В Твери виделись с Глинкой. 14-го числа утром приехали мы в Москву.»

Как ни странно, пассажиры, которые брали места в дилижансе в 1820-х годах, оказались в выигрыше по сравнении со своими потомками. Все дело в женских модах. В первые годы существования в России дилижансной кампании еще не было кринолинов. Декабрист А.В. Поджио в письме своему другу в октябре 1859 года жаловался на то, как трудно сидеть бочком «в течение 9-ти смертельных часов, от Новагорода до Руссы, и слышать, как, конечно, алые хорошенькие губки все твердят: «Не беспокою ли вас... Как покойно, какой простор, ах, дилижанс!..» И как я соскочил, и как я бежал от этого дилижанса, от этих светло-голубых глаз, подернутых легкой тенью темных густых ресниц, и как я бросился в перекладную, где приволье, простор позволяли кочкам бревенчатой мостовой перебрасывать с боку на бок мои сжатые кринолином кости и привели, как вы видите, и кровь, и члены мои в движение, так что, приехав домой, мог уже перелистывать ваше доброе письмо, а теперь уже и писать!»

Вот так наши предки осваивали новый вид транспорта. С одной стороны, регулярное сообщение между Санкт-Петербургом и Москвой – дело хорошее. С другой – цена уж больно кусается, да и провести в пути от двух до четырех дней СИДЯ – не слишком веселая перспектива. Многие предпочитали дормезы, экипажи в которых можно было лежать. Собственно, и название они получили от французского dormir – спать. Тем не менее, дилижансами часто пользовались люди, не имеющие собственных выездов, те, кто боялся повредить собственные кареты на российском бездорожье, а также те, кому срочно надо было проехать из одной столицы в другую.
Tags: Как жили в старину
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments