Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Category:

Жан Сорель, актер, так и не ставший звездой

Я испытываю некий когнитивный диссонанс, глядя на двух французских актеров. Про одного я недавно писала. Это Пьер Брис начала 60-х. Что-то у меня в голове не стыкуется. На экране - слащавый красавчик, приторный до невозможности, а у парня за плечами 6 лет военной службы (если с училищами считать), 2 года войны и 3 медали за храбрость. Кто бы мог подумать! И Жан Сорель. Физиономией он обладал не менее смазливой и, кстати, также успел повоевать, только не в Индокитае, а в Алжире и не спецназовцем флота, а парашютистом. И тоже в жизни бы не сказала! Но в этом случае меня от другого корежит. Когда простого парня, слесаря или шахтера, играет человек, чей род восходит к Гуго Капету… Нет, головой я понимаю, что родителей не выбирают, и что можно быть неплохим актером, даже будучи дворянином-капетингом. Но все равно что-то мешает…

Афиша к фильму "Сандра" (французское название ленты "Туманные звезды Большой Медведицы" Висконти). 1965


Родился Жан Сорель 25 сентября 1934 года в Марселе. Настоящее его имя Жан Бернар Антуан де Шьёc де Комбо-Рокбрюн (de Chieusse de Combaud-Roquebrune, иногда встречается написание de Chieusse de Combault-Roquebrune). Он принадлежит к древнему прованскому роду, а по материнской линии у него в предках французский король Гуго Капет.

Вот герб этой семьи.


Отец Жана, Гийом Луи Антуан, которого чаще всего называли просто Ги, «MPLF», то есть «Погиб за Францию», его именем названа улица в Марселе. Ги был в Сопротивлении почти с самого начала войны, с 1940 года. В 1943 году, после крайне тяжелого пути и пребывания в испанской тюрьме, он добрался до Англии и вступил в войско Свободной Франции. Немолодой (по тем временам) человек (уже под 40), отец 6 детей, рвался сражаться за Родину. Лейтенант де Комбо-Рокбрюн служил в 3 полку САС, сражался в Нормандии и погиб 4 сентября 1944 года у Саннсе-ле-Гран (Sennecey-le-Grand), звание капитана было присвоено ему посмертно.

Лейтенант Ги де Комбо-Рокбрюн.


Улица имени Ги де Комбо-Рокбрюна в Марселе


Жан Сорель - единственный сын в семье, где было 6 детей: еще 5 девочек. Он готовился к поступлению в Эколь Нормаль Суперьер (подготовительные курсы длятся 3 года), намереваясь сделать дипломатическую карьеру. Ну, правильно, куда еще податься человеку с такой родословной и внешностью? А тут – светские рауты, приемы, балы… Но, как часто бывает, вмешался случай. Друг попросил подменить его и сыграть роль в "Венецианском купце" Шекспира. Выступление прошло успешно и тут Жан задумался над тем, а правильно ли он себе профессию выбрал… Времени поразмышлять у него было достаточно, 2 с половиной года, ибо его как раз призвали в армию. Жан был парашютистом, а они в Алжире очень серьезно воевали, а не только делали вид, и, кстати, действовали довольно жесткими методами.

Жан Сорель




Вернувшись во Францию Жан уже точно знал, что будет актером. После окончания курсов дикции (вспомним, что наш герой марселец и что выговор южан, мягко говоря, сильно отличается от парижского прононса), он почти сразу получил роль в фильме «Я плюну на ваши могилы» (1959) по роману Бориса Виана. Понятно, что фамилию из трех частей и на афише толком не напишешь, и зритель правильно не запомнит. Как говорит сам актер, «там было слишком много «де». Поэтому пришлось придумать псевдоним. Агент предложил «Сорель», коротко и звучно. Не имелся в виду ни Жюльен Сорель из «Красного и черного», ни социалист Жорж Сорель. Просто так сложилось. Кстати, мать, урожденная графиня де Мантон была отнюдь не в восторге от решения сына и, как сказал однажды Сорель, "элегантно выставила меня из дома". Играть в кино человеку из знатной семьи в 50-е годы было зазорно.

Взлет Сореля был стремительным. Даже в первом фильме у него не слишком маленькая роль, отнюдь не «Кушать подано». А потом, сразу же, - ленты Клода Отана-Лора, Нанни Лоя, Роже Вадима, Сиднея Люмета, Лукино Висконти, Луиса Бунюэля… Съемки во Франции, Италии, Австрии, Испании.

Я плюну на ваши могилы (J'irai cracher sur vos tombes), 1959, реж. Мишель Гаст


Очаровательная Джулия (Julia, Du bist zauberhaft") по "Театру" Моэма, 1962, реж. Альфред Вайденманн


Мороз по коже (Chair de poule), 1963, реж. Жюльен Дювивье

Ну, вот как раз, того, слесарь...

Карусель (La ronde),1964, реж. Роже Вадим


Туманные звезды Большой Медведицы (Vaghe stelle dell'Orsa...), 1965, реж. Лукино Висконти


Человек, который смеется(L'uomo che ride). 1966, реж. Серджио Корбуччи


Дневная красавица (Belle de jour) 1967, реж. Луис Бунюэль


Одна поверх другой (Perversion Story или Una sull'altra), 1969, реж. Лучио Фульчи


Лисица с бархатным хвостом (или Око бури)(El ojo del huracán). 1971, реж. Хосе Мария Форке


Казалось, вот-вот и ты на вершине. Но… романтический идол 60-х годов, немного не дотянул. Почему? Одна из причин известна – Ален Делон. Актеры были схожи по типажу. Вторая… Как мне кажется, Сорель актер не самый сильный. Если хорошие режиссеры могли его «построить» и у них он играл блистательно, то у других, - очень средне. Он был слишком изящен для ролей простых парней. И еще ему не хватало иронии и самоиронии. Делон, Бельмондо, Роне могли посмеяться над собой. Сорель был чересчур серьезным. Кроме того, очень много было завязано на внешности. Да, критики называли его томным, но зрителям нравилось сочетание темных волос, серо-голубых глаз, лица со старинной итальянской фрески и сильного ладного тела. В 35 лет Сорель начал стареть, стремительно и некрасиво. Если Брис к 40 годам расцвел, то тут была совсем иная картина. Точеные черты лица оплыли, четкие линии стерлись, стройное тело обрюзгло. От мальчишеской красоты не осталось и следа.



Тем не менее Жан продолжал играть (он делает это и сейчас, последний фильм вышел в 2017 году), но ленты эти не относятся к шедеврам кинематографа. Похоже, чаще всего его приглашают по старой памяти, как свадебного генерала.



Несмотря на это, в январе 2011 Сореля наградили вот такой штучкой, l'ordre des Arts et des Lettres.


Ну, как говорится, не везет в картах – повезет в любви. Полвека (!!!) Сорель счастливо женат на итальянской актрисе Анне Марии Ферреро. Молодые люди встретились в 1961 году на вечеринке у Мишель Морган. Затем сыграли влюбленную пару в фильме "Золото Рима".

Золото Рима (L'oro di Roma), 1961, реж Карло Лидзани

Кстати, тут можно наблюдать очень интересное явление: Сореля-блондина, таковым он пребывает еще в фильме "Вид с моста" Сидни Люмета. Выглядит это феерически, поскольку Жан - южанин и кожа у него очень смуглая, что в сочетании со светлыми волосами дает странный эффект.

А в 1963 году поженились. После свадьбы Анна Мария оставила кино. Не знаю, как на этот брак отреагировала мать Сореля. Вероятно, семья уже махнула рукой на паршивую овцу и поняла, что у парня есть характер.

Анна Мария Ферреро


Мне вот очень интересно, на официальных приемах как Жан Сорель представляется, настоящей фамилией или псевдонимом? Или, как сказала моя подруга, «Для графа де Ла Фер это слишком мало. Для Атоса – слишком много.»?

Вот здесь можно посмотреть еще фотографии http://www.toutlecine.com/star/photos/0003/00036734-jean-sorel.html.

P.P.S. Всегда считала Сореля актером, который не снимался в откровенных постельных сценах. Ха, зря я так считала! В конце 60-х - начале 70-х вышло несколько лент с Сорелем ню и с массой эротических сцен. Нет, в принципе, все пристойно и красиво, все-таки, это кино отнюдь не низкого уровня. Но я не ожидала.

P.P.P.S. По-моему, у меня намечается серия постов под общим названием «Малоизвестные французские актеры, по которым на русском информации мало». Кто следующий? Кристофер Томсон? Сделала: http://catherine-catty.livejournal.com/228177.html

P.P.P.P.S. В очередной раз поняла, как сложно жить красивым мужчинам. Мне и в голову придти не могло, что и у Бриса, и у Сореля за спиной по 2 года войны. Внешность как-то не располагала…

P.P.P.P.P.S. На всякий случай: пост про Бриса здесь: http://catherine-catty.livejournal.com/206914.html.

P.P.P.P.P.P.S. Какие-то, прости господи, сволочи, взяли текст от этого поста в первой редакции, название от моего другого поста, перевели на украинский и выложили здесь: http://wildposting.info/node/83 (ссылка не индексируется), причем дату поставили "10 июля". Ну-ну...
О, еще в одном месте сворованный пост про Сореля нашелся. На этот раз на русском.
http://livecode.org/a-mozhet-byt-vse-bylo-sovershenno-inache-zhan-sorel-akter-tak-i-ne-stavshij-zvezdoj/ (тоже не индексируется).
Tags: Кино и немцы, Парашютисты, Сорель Жан
Subscribe

  • "Повесть о двух городах": первая звуковая версия

    Роман Диккенса "Повесть о двух городах" на западе пользовался бешеной популярностью. Поэтому его еще в эпоху немого кино экранизировали как минимум 5…

  • "Такси в Тобрук"

    Ну что, очередной понедельник и очередной рассказ о фильме. На этот раз обратимся к ленте де Ла Пательера "Такси в Тобрук". Этот фильм я когда-то…

  • "Свобода. Ночь", или Ужас, как он есть

    Продолжаем разбираться с фильмами про Алжир и пр. Сегодня на повестке дня фильм Филиппа Гарелля "Свобода. Ночь". Начало 1960-х. Еще идет война в…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 119 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • "Повесть о двух городах": первая звуковая версия

    Роман Диккенса "Повесть о двух городах" на западе пользовался бешеной популярностью. Поэтому его еще в эпоху немого кино экранизировали как минимум 5…

  • "Такси в Тобрук"

    Ну что, очередной понедельник и очередной рассказ о фильме. На этот раз обратимся к ленте де Ла Пательера "Такси в Тобрук". Этот фильм я когда-то…

  • "Свобода. Ночь", или Ужас, как он есть

    Продолжаем разбираться с фильмами про Алжир и пр. Сегодня на повестке дня фильм Филиппа Гарелля "Свобода. Ночь". Начало 1960-х. Еще идет война в…