Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Categories:

Равенна или О происхождении девиза «Для бешеной собаки сто верст не крюк».

Среди моих больших увлечений числится готский король Тотила. Портрета его не сохранилось (только изображение на монете), год рождения неизвестен, с подробностями жизни тоже не очень хорошо, но вот запал этот герой мне в душу, не выгонишь. А все «Битва за Рим» виновата. Уж сколько лет удивляюсь: такая мелочь, а всю жизнь перевернула.

Тотила (он же Бадвила). Монета.


Когда в 1998 году я в первый раз собралась за границу, то выбрала Италию. Маршрут был классический: Рим-Флоренция-Венеция. И надо ж было такому случиться, что я пошутила. Мол, буду в Италии, заверну в Равенну, столицу готского государства. Давно известно, что безумные и полубезумные идеи мне подавать нельзя, поскольку я тут же начинаю думать: а они точно невыполнимы или как? Так и тут. Сначала я посмеялась. Потом вспомнила, что из Венеции или Флоренции до Равенны добраться однозначно проще, чем из Москвы. Затем обдумала эту мысль. И наконец пошла спрашивать опытных людей, как доехать.

Оказавшись во Флоренции, купила билет на поезд на следующий день. Прихожу на вокзал, жду-жду, поезда нет. Пошла разбираться. Оказалось, прямая электричка - только по выходным. Что делает нормальный человек в такой ситуации? Правильно: разворачивается и спокойно вместе со всей группой идет в галерею Уффици. Но это нормальный! Я же поменяла билеты, доехала до Болоньи, погуляла там часок и отправилась дальше - в Равенну. У меня остались очень яркие впечатления об этом городе. Мавзолей Теодориха Великого и соборы, мозаики и колонны. Эти стены стоят полторы тысячи лет, они видели моего героя...

Церковь Святого Духа (при готах - собор Воскресения Господня) и Арианский баптистерий.


Мозаика "Крещение Христа".

Слева - старец, олицетворяющий собой реку Иордан, справа - Иоанн Креститель. Обратите внимание, Христос изображен полностью обнаженным.

В общем, гуляла я до вечера, к 8 часам пришла на вокзал. И тут началось deja vu. Поезда нет. Обратный прямой также ходит лишь по выходным. Вот тут мне стало не по себе. Утром моя группа отправляется в Венецию. Доехать до Флоренции с пересадкой можно было двумя способами: вечером через Болонью или утром через Феррару. Первый вариант мне понравился меныше: поезд приходил в столицу Тосканы около часа ночи и мне совершенно не улыбалось проверять насколько криминален этот город. Поменяла билеты. Надо сказать, что во Флоренции мы жили в хорошей 4-х звездочной гостинице «Джолли». Поэтому увидев ее аналог в Равенне, я поняла, что знаю, где буду ночевать. Во-первых, место приличное. Во-вторых, там можно найти телефон отеля во Флоренции и предупредить сопровождающего, что я вернусь утром. И, наконец, я знала, что в 4-х звездочных отелях портье должен говорить на двух языках и надеялась, что второй будет французский. Итальянского я не знала, с английским у меня плохо.

Мавзолей Галлы Плацидии, сестры императора Гонория. Это еще доготский период.


Мозаика "Христос - добрый пастырь".

Традиционное для раннего христианства изображение Христа в виде безбородого юноши.

Могу себе представить, что подумал портье, когда в лучшую гостиницу города (хрустальные люстры, дамы в вечерних платьях, дорогие украшения и все такое ) вваливается русская девица в шортиках и маечке. И эта особа на ломанном французском (язык я тогда знала не очень) заявляет, что ей нужен номер. А на дворе - сентябрь 1998, разгар кризиса. По телевизору показывают всякие ужасы: рубль упал в 6 раз, в магазинах в России полки пустые. Наверное, в «Джолли» набирали персонал из особо закаленных, потому что портье и ухом не повел. По крайней мере на его лице ничего не отразилось. Интересно, что все решения принимала я совершенно спокойно. Затрясло меня лишь, когда я оказалась в номере.

Мавзолей Теодориха.


Полпятого утра выползаю из отеля. Темно, пусто, страшно. Приходилось мне вставать рано. Бывало, что возвращалась я домой поздно. Но вот гулять по городу в такую рань - еще никогда. Однако, я благополучно дошла до вокзала и доехала до Феррары. И тут еще раз поняла, что дуракам везет. В поезде я довольно долго трепалась с аборигеном. Помню, обсуждали мы только что вышедший «Титаник». Так вот, если бы не этот итальянец, до Флоренции я бы не доехала. Потому что и на этот раз была засада: поезд отходил от запасного пути. К счастью, меня за руку довели до платформы и загрузили в вагон. Помню, влетела я в отель за 15 минут до отъезда. И ничего, даже на завтрак что-то перехватить успела.

Собор Saint`Apollinare Nuovo. При готах был посвящен Спасителю.


Мозаика "Дворец Теодориха".

Если присмотреться, можно заметить, что на колоннах видны очертания рук. Что же это за люди-невидимки в перчатках? Это готские вельможи. После завоеванием Византией Италии их фигуры сбиты, а пустоты прикрыты занавесом.

Закончить хочу песней, которая мне очень нравится. Автор - Е.Михайлик.
Исполняет Сильвар (Д. Иванов).
https://vk.com/audio?performer=1&q=%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA%20(%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B0)

Слова можно прочитать чуть ниже.

Как я понимаю, автор имел в виду не конфликт готов и римлян, но противостояние Рима языческого и Рима христианского (в 402 году столицей Римской империи стала Равенна.).

Сан-Витале.

Строительство церкви начато при готах, закончено при византийцах.

Мозаика "Император Юстиниан со свитой".


Мозаика "Императрица Феодора со свитой".


Равенна
Елена Михайлик
На озерный берег выкатился прилив,
поднялись на свет из круто кипящей пены
белый мрамор стен, глухая зелень олив -
всё, что в мире этом носит имя Равенны.

Белый мрамор стен, глухая зелень олив,
а над ними рука господня лежит, незрима.
Подойди, коснись, запомни, покуда жив,
ибо это мудрость, мощь и величье Рима.

Но не все желают здесь доживать свой срок,
потому что камнем в окно, ледышкой за ворот
на семи холмах, на скрещенье древних дорог -
Вечный город, который город, который Город.

Воздух наших дней, ночей неусыпный страж,
старший брат, товарищ, мрамор единокровный -
нам читать Платона раньше, чем "Отче наш",
изучать историю мира по родословной.

Разве может святой отец отпустить грехи
тем, кто помнит, что прежде Бога царили боги?
А о том, как мы умеем писать стихи,
знают все притоны Аппиевой дороги.

А Равенна - это пепельный крест во лбу
и с любой стены следит небесный хозяин.
А о том, как мы умеем играть в судьбу,
чем кончаем мы, спроси вороньё окраин.

Расплескалась чаша, ангел взмахнул крылом,
но ведь должен кто-то встать за наши святыни -
за стихи Катулла, девочку за углом
и привычный слуху звук площадной латыни.

Мы стоим плотиной на побережье тьмы.
После нас - холодный дождь, пустота, забвенье.
Всё, чего мы стоим, всё, что получим мы,
это шанс погибнуть в Риме, а не в Равенне.

Там на севере - синий Рейн, и плывёт над ним
то, что стало нынче жирным, тяжёлым дымом.
После нас... но всё же тот, кто захватит Рим,
за каких-нибудь триста лет тоже станет Римом.

P.S. Картинки кликабельны.
P.P.S. Фотографии из книги Д.Бовини "Равенна. Искусство и история" + одна (дворец Теодориха) свистнута из Википедии. Нет, я могу и свои фотографии выставить. Снятые на жуткой мыльнице 12 лет назад. Но тогда уж точно никто не поймет, чем мне этот город так понравился.
Tags: Про разные страны
Subscribe

Posts from This Journal “Про разные страны” Tag

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 80 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Про разные страны” Tag