?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В 1885 году в «Русском архиве» были напечатаны отрывки из книги неизвестного немецкого автора, побывавшего в 1810-1811 гг. в Петербурге и изложившего свои впечатления о России в 14 письмах. Среди всего прочего встречается там и забавный рассказ о том, как обер-камергер Нарышкин заложил свою звезду Андрея Первозванного в ломбарде.

Нарышкин А.Л. Миниатюра с табакерки.



«Зимою прошлаго (1810-го) года, Государь пожаловал этому самому Нарышкину великолепный Андреевский орден с брилиантовыми украшениями, ценностию тысяч в тридцать рублей. Новопожалованный кавалер, вечно нуждавшийся в деньгах, поспешил заложить этот орден в Ломбард, как вслед затем при Дворе был объявлен какой-то большой праздник, на котором, разумеется, следовало непременно явиться в новой звезде. Что тут делать и как выпутаться из затруднения? У Нарышкина в наличности ни гроша, по обычаю, а директор Ломбарда человек неумолимый и неспособный внять никаким красноречивым просьбам об отдаче ордена закладчику, хоть на четверть часа прежде уплаты всей ссуды. Сказаться больным и принимать лекарство, представлялось в настоящем случае средством неловким, неудобным.

Оставался один только возможный исход: прибегнуть к царскому камердинеру, у котораго хранились две брилиантовыя звезды Государя; одна из них, новенькая, стоила 60 т. руб. Нарышкин пускает в ход всевозможныя убеждения, просьбы, любезности и, после продолжительных переговоров, склоняет камердинера дать ему, Нарышкину, надеть новую звезду государеву, под клятвой, что он возвратит ее немедленно после праздника.

И так, в этой звезде Нарышкин является на бал. По четырем крупным брилиантам, украшающих углы ордена, Император замечает в нем разительное сходство с собственною новою звездой, несколько раз всматривается в орден очень пристально и потом говорит Нарышкину. „Вот странность, кузен: вы носите звезду точь-в-точь такую, какую я недавно получил от ювелира". Нарышкин приходит в ужаснейшее смущение, теряясь в безсодержательных и несвязных фразах. Такое необыкновенное замешательство, в виду загадочно-тождественнаго сходства одного орденскаго знака с другим, — сходства, признаваемаго более и более, — останавливает на себе сосредоточенное внимание Императора, который, наконец, высказывает с явного сухостью: „Не знаю, кузен, ошибаюсь ли я, но скажу вам прямо: полагаю, что это именно моя звезда; сходство с нею просто поразительно".

Александр I. 1810-е. Нац. Библиотека Франции.


Ошеломленный, уничтоженный обер-камергер признается тогда во всей этой проделке, предавая себя вполне заслуженной каре и только испрашивая помилования черезчур податливому царскому камердинеру. В изумлении от этой неожиданной развязки, благодушный и снисходительный Александр мгновенно смягчается: в нем стихает чувство справедливаго негодования, и он милостиво отвечает кающемуся придворному: „Успокойтесь. Поступок ваш не на столько важен, чтоб я не умел его простить; однакож, мне самому не приходится уже употреблять этот орден, а остается подарить его вам, — с условием, чтобы я вперед не подвергался подобным заимствованиям моих вещей".
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 75 комментариев — Оставить комментарий )
michletistka
31 авг, 2010 15:16 (UTC)
Весело они гуляли!
catherine_catty
31 авг, 2010 15:20 (UTC)
Ага!
Интересно, что император думал. Подарить-то звезду подарил, но все-таки 60 тысяч.
(без темы) - michletistka - 31 авг, 2010 15:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 31 авг, 2010 15:29 (UTC) - Развернуть
vaga_land
31 авг, 2010 15:19 (UTC)
"...отрывки из книги неизвестного немецкого автора"
По какой причине автор предпочел остаться неизвестным?
Убоялся императорского гнева?
catherine_catty
31 авг, 2010 15:27 (UTC)
Нет, в Россию книга попала без первого листа, так что кто автор просто не было написано.
(Удалённый комментарий)
catherine_catty
31 авг, 2010 16:00 (UTC)
Да, вроде, нет. Сама дивлюсь, что за фамильярность!
(Удалённый комментарий)
(без темы) - catherine_catty - 31 авг, 2010 16:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - baronet65 - 1 сент, 2010 06:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 1 сент, 2010 16:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - baronet65 - 2 сент, 2010 14:21 (UTC) - Развернуть
ann_duglas
31 авг, 2010 15:54 (UTC)
Щедрый был император. А мог бы и высечь. Хотя бы камердинера. Чтоб не раздавал драгоценности кому попало))
catherine_catty
31 авг, 2010 16:01 (UTC)
Точно!
И уж звезду бы на его месте я бы точно не отдала. А то все будут ордена закладывать!
il_ducess
31 авг, 2010 16:11 (UTC)
гуманный какой Александр:):)
catherine_catty
31 авг, 2010 16:17 (UTC)
Ой, извини, я хотела подруге баньши ответить. а написала не туда.
Да, гумнный. Вот мне бы кто колье подарил. Или хотя бы колечко с бриллиантом.
alex1969
31 авг, 2010 16:42 (UTC)
Государь император очень ценил самых находчивых из своих подданных!
catherine_catty
31 авг, 2010 16:45 (UTC)
Ой, точно! Наверное, так!
marinka_lisa
31 авг, 2010 17:58 (UTC)
Очень интересная история... и вот удивительно: никто не пострадал!
catherine_catty
31 авг, 2010 18:10 (UTC)
Как написал автор, "благодушный и снисходительный Александр"...
yassena
31 авг, 2010 18:00 (UTC)
А мог бы выпороть, и того и другого....
Добрый Сашенька...
catherine_catty
31 авг, 2010 18:11 (UTC)
И не говори!
Но орден мог бы и не отдавать. Так юриллиантов не напасешься.
(без темы) - yassena - 31 авг, 2010 18:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 31 авг, 2010 18:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yassena - 31 авг, 2010 18:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 31 авг, 2010 18:35 (UTC) - Развернуть
22sobaki
31 авг, 2010 18:13 (UTC)
Правда ли, что ордена давались, так сказать, "в аренду", и после смерти награждённого должны были быть возвращены в казну?
catherine_catty
31 авг, 2010 18:24 (UTC)
Только высшие ордена, типа Андрея Первозванного или св. Екатерины. Но можно было уплатить стоимость знака ордена и оставить его в семье.
(без темы) - 22sobaki - 31 авг, 2010 18:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 31 авг, 2010 19:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 22sobaki - 31 авг, 2010 19:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 31 авг, 2010 19:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 22sobaki - 31 авг, 2010 19:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ugryumy - 1 сент, 2010 19:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 1 сент, 2010 19:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ugryumy - 1 сент, 2010 19:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - abarinov - 2 сент, 2010 05:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ex_nikzubko - 2 сент, 2010 09:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 2 сент, 2010 18:28 (UTC) - Развернуть
galea_galley
31 авг, 2010 18:35 (UTC)
История занятная. Только вот одно не совсем понятно: Павел I запретил украшать орден Андрея Первозванного драгоценными камнями по своему усмотрению. Стандартизировал, так сказать, чтобы никому обидно не было. Как это Александр усмотрел "свою" звезду:)
catherine_catty
31 авг, 2010 18:43 (UTC)
По-моему, вы что-то перепутали. Шепелев пишет: "В том же году (1797) бриллиантовые украшения были введены и к орденам Андрея Первозванного и Александра Невского как знак их высшей степени. Известны случаи, когда награжденные по этическим соображениям отказывались получать столь дорогие украшения (граф А. А. Аракчеев, например, всячески подчеркивавший свою бескорыстность)."
(без темы) - galea_galley - 31 авг, 2010 18:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 31 авг, 2010 19:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - galea_galley - 31 авг, 2010 19:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 31 авг, 2010 19:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - galea_galley - 31 авг, 2010 19:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 31 авг, 2010 20:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - galea_galley - 31 авг, 2010 20:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 31 авг, 2010 20:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - galea_galley - 31 авг, 2010 20:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 31 авг, 2010 20:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - galea_galley - 31 авг, 2010 21:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 1 сент, 2010 18:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ugryumy - 1 сент, 2010 19:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 1 сент, 2010 19:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ugryumy - 1 сент, 2010 20:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 1 сент, 2010 20:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ugryumy - 1 сент, 2010 20:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 1 сент, 2010 21:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - galea_galley - 31 авг, 2010 19:05 (UTC) - Развернуть
ikadell
1 сент, 2010 19:55 (UTC)
хороший какой! Вот настоящий император...
catherine_catty
1 сент, 2010 20:04 (UTC)
Щедрый! Хотя лучше бы эти бы деньги да на другое дело...
(без темы) - ikadell - 1 сент, 2010 20:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 1 сент, 2010 20:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ikadell - 1 сент, 2010 21:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 2 сент, 2010 18:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ikadell - 2 сент, 2010 18:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ugryumy - 1 сент, 2010 21:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nicht_namen - 2 сент, 2011 23:33 (UTC) - Развернуть
pingback_bot
2 сент, 2010 05:00 (UTC)
Ссылки
User dok_zlo referenced to your post from Ссылки saying: [...]


15. О том, как обер-камергер Нарышкин заложил орден в ломбарде

Тыц [...]
steissd
2 сент, 2010 06:20 (UTC)
А что, царские орденские знаки не имели стандартной формы, различаясь лишь по порядковому номеру? Советские награды одного и того же вида были как близнецы, определить принадлежность можно было только по номеру на реверсе (через архивы Верховного Совета или иных ведомств).
catherine_catty
2 сент, 2010 18:22 (UTC)
По-моему, там номера не было. А форма стандартная была, по крайней мере при Александре.
(без темы) - steissd - 2 сент, 2010 18:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 2 сент, 2010 18:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - steissd - 2 сент, 2010 19:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 2 сент, 2010 20:06 (UTC) - Развернуть
( 75 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

комментарии
catherine_catty
Екатерина

Latest Month

Май 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Метки

Разработано LiveJournal.com