Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Category:

Светская хроника: 1780-е годы.

Стоит открыть любой «гламурный журнал» ( а можно и просто что-нибудь типа телепрограммы на неделю), и мы непременно узнаем подробности из жизни звездной тусовки, а временами – и олигархов. А о том, как развлекались при русском дворе в конце XVIII века (точнее, в 1780-х гг.) мы можем узнать из записок Л.Н.Энгельгардта, который в это время был адъютантом Потемкина.

По моей молодости и неопытности почти вовсе не доходило до моего сведения ничего, касательно дворских интриг, но скажу каким образом двор по наружности всем был известен. В каждое воскресение и большой праздник был выход ее величества в придворную церковь; все, как должностные, так и праздные, собирались в те дни во дворце; те, которые имели вход в тронную залу, ожидали ее величества там; имеющие вход в кавалергардскую залу, в сей зале - и тут более всех толпились; а прочие собирались в зале, где стояли, на часах уборные гвардии сержанты. Военные должны были быть в мундирах и шарфах, статские - во французских кафтанах или губернских мундирах и башмаках; все должны были быть причесаны с буклями и с пудрою; обер-гофмаршал и гофмаршалы заранее, до выхода императрицы, ходили по кавалергардской зале и, ежели усматривали кого неприлично одетым, то просили такового вежливо выйти.

Императрица Екатерина II. 1782. Левицкий. Павловск


За несколько времени наследник, великий князь с великою княгинею из своей половины переходили во внутренние комнаты государыни, которая в половине одиннадцатого часа выходила в тронную, где чужестранные министры, знатные чиновники и придворные ее ожидали. Там представлялись приезжие, или по иным каким причинам имеющие вход за кавалергардов; там она удостаивала со многими разговаривать. В одиннадцать часов отворялись двери; первый выходил обер-гофмаршал с жезлом, за ним пажи, камер-пажи, камер-юнкеры, камергеры и кавалеры, по два в ряд; пред самою императрицею светлейший князь. Государыня всегда имела милый, привлекательный и веселый, небесный взгляд. Ежели были приезжие или отъезжающие, или благодарить ее за какую милость, но не имеющие входа в тронную, то представляемы были тут обер-камергером, и государыня жаловала целовать им ручку; за императрицею шел великий князь рядом с великою княгинею; за ними статс-дамы, камер-фрейлины и фрейлины по две в ряд. Тем же порядком государыня возвращалась во внутренние комнаты. Императрица кушала в час. Ежели кто хотел быть представлен великому князю и великой княгине, то представлялся на их половине в день, когда их высочества сами назначат.

Цесаревич Павел Петрович. 1782-1787. Пульман по оригиналу Батони. Гатчина


Каждое воскресенье был при дворе бал или куртаг (прием – К-К), На бал императрица выходила в таком же порядке, как и в церковь; перед залою представлялись дамы и целовали ее ручку. Бал всегда открывал великий князь с великою княгинею менуэтом; после них танцевали придворные и гвардии офицеры; из армейских ниже полковников не имели позволения; танцы продолжались: менуэты, польские и контрадансы. Дамы должны были быть в русских платьях, то есть особливого покроя парадных платьях, а для уменынения роскоши был род женских мундиров по цветам, назначенным для губерний. Кавалеры все должны быть в башмаках; все дворянство имело право быть на оных балах, не исключая унтер-офицеров гвардии, - только в дворянских мундирах.

Цесаревна Мария Федоровна. 1782-1787. Пульман по оригиналу Батони.


Императрица игрывала в карты с чужестранными министрами (посланниками –К-К) или кому прикажет; для чего карты подавали тем по назначению камер-пажи; великий князь тоже играл за особливым столиком. Часа через два музыка переставала играть; государыня откланивалась и тем же порядком отходила во внутренние комнаты. После нее спешили все разъезжаться.

В новый год и еще до великого поста бывало несколько придворных маскарадов. Всякий имел право получить билет для входа в придворной конторе. Купечество имело свою залу, но обе залы имели между собою сообщение, и не запрещалось переходить из одной в другую. По желанию, могли быть в масках, но все должны были быть в маскарадных платьях: доминах, венецианах, капуцинах и проч. Императрица сама выходила маскированная, одна без свиты. В буфетах было вякого рода прохладительное питье и чай; ужин был только по приглашению обер-гофмаршала, человек на сорок в кавалерской зале. Гвардии офицер наряжался для принятия билетов; ежели кто приезжал в маске, должен был пред офицером маску снимать. Кто первый приезжал и кто последний уезжал, подавали государыне записку; она была любопытна знать весельчаков. Как балы, так и маскарады начинались в шесть часов, а маскарад оканчивался за полночь.

Императрица Екатерина II. Левицкий (возможно). Русский музей.


Один раз в неделю было собрание в эрмитаже, где иногда бывал и спектакль; туда приглашаемы были люди только известные; всякая церемония была изгнана; императрица, забыв, так сказать, свое величество, обходилась со всеми просто; были сделаны правила против этикета; кто забывал их, то должен был в наказание прочесть несколько стихов из «Телемахиды», поэмы старинного сочинения Тредьяковского.

У великого князя по понедельникам были балы, а по субботам на Каменном острове, по особому его приглашению, лично каждого чрез придворного его половины лакея; а сверх того наряжались по два гвардии офицера от каждого полка...

... По воскресениям у вице-канцлера графа Остермана бывали балы; вообще много было открытых домов, гдо весело провожали время, а особливо у обер-гофшталмейстера Льва Алекеандровича Нарышкина.

Публичные увеселения были: два театра, на которых играли русские актеры трагедии, комедии и оперы; в трагедии отличался своим неподражаемым талантом г. Дмитревский. Французская была прекрасная трупа для трагедии и комедии, итальянская опера-буфф, которую императрица из всех театральных позорищ более всего жаловала. В балете всегда отличался Розетти, как прыгун, а Пик для характеристических танцев. В Болышом каменном театре каждый четверг Морсаньи давал маскарады: платили за вход по одному рублю и посещали оные как все знатные обоего пола, так и вся публика, маскированные и без масок.
Императрица неоднократно инкогнито бывала замаскировавшись в сопровождении А. Д. Ланского, статс-дамы графини Браницкой и камер-фрейлины Протасовой.

Ланской А.Д. 1783-1784. Неизвестный художник. Эрмитаж


Был музыкальный клуб, где каждую неделю, по понедельникам, были концерты и многие другие вольные для увеселения заведения. Игры азартные хотя законом были запрещены, но правительство на то смотрело сквозь палыцы. Словом, все, жившие в Петербурге, жили вольно и приятно, без всякого принуждения, однако ж, благопристойность строго соблюдалась, ибо старались быть принятыми в хорошем обществе, а для того надобно было иметь репутацию без малейшего пятна и тон хорошего воспитания.»

P.S. Картинки кликабельны.
Tags: Екатерина II, Как жили в старину
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments