?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

16 ноября 1766 года в России был принят не совсем обычный документ: «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их и до юношества.». Составил его И.И. Бецкой. Лично я готова поспорить, что к сочинению руку приложила и сама императрица Екатерина Алексеевна. Уж очень похоже это на текст знаменитой бабкиной азбуки (Начальная азбука съ гражданскимъ ученіемъ), по которой растили и воспитывали в.к. Александра и Константина. К сожалению, весь текст в ЖЖ не выставишь (там 15 огромных страниц), но кое-какие места я процитировать хочу. Поражает сочетание вполне здравых мыслей и совершеннейших нелепостей.

Бецкой И.И. 1777. Рослин. Эрмитаж.


О воспитании детей.

От рождения их и до отнятия от груди.

О кормилицах. (Этот кусок процитирую полностью, а потом – лишь отдельные фрагменты.)

1. Кто оскорбляет беременную женщину, тот рода человеческого злодей.

2. Для новорожденного младенца полезнее молоко женщины, недавно родившей.

3. Кормилиц выбирают, сколько возможно, здоровых, добронравных, без притворства веселых, имеющих десны алые, зубы белые, чистоплотных, опрятных и проворных, а рыжеволосые исключаются. (Интересно, чем им рыжие дамы не угодили?- К-К)

4. Давать младенцам сосать грудь понемногу через 2 часа, больше и меньше по
обстоятельствам; но их, когда спят, для сего не будить.

5. Полезнее для младенцев давать хорошее молоко козье, коровье и прочее, нежели женское худое.

6. Кормилица младенцу должна грудь давать сосать, встав с простели, а не лежа.

7. Что к пользе служит, ничего презирать не должно; того для упомянуть можно, что кормилицам не всегда носить детей на левой руке, но на той и на другой.

О одежде детской.

8. Обыкновенное свивание детям не полезно, которое вовсе отвергнуть должно. Оное потребно только для поврежденных членов, ежели у младенца случатся.

Как содержать детей.

12. Когда будет у младенца жилка под языком препятствовать, должно Лекарю, а не кормилице оную отделять. От сего происходят важные следствия.

18. Не допускать, чтобы всякий человек целовал младенца.

О телодвижении и что при том надобно примечать.

19. Лучше младенцу учиться ходить самостоятельно, а не на помочах, от которых, кажется, нет пользы.

20. Младенцу иметь на голове обручик, который набит так, чтобы толстота его простиралась далее носа.(То есть, если младенец и упадет ничком, то нос не расквасит. - К-К)

О пище.

37. Горячего питья: вина, водки и прочего детям отнюдь не давать.(И чистого спирта – тоже, особенно во младенчестве. –К-К)

Как содержать детей.

46. Приучать их ко всему, что сами без помощи других делать могут.

51. Обучать их всему играючи и, сколько возможно, без принуждения.

О телодвижении.

56. Приучать их более стоять, нежели сидеть, да и то на деревянном стуле, можно заставлять ходить большими шагами, держа голову прямо, плечи назад не выпячивая брюха.

О детях от 5 до 10 лет.

О одежде.

59. Башмаки носить без каблуков лет до 9 и до 10, и никакой узкой обуви не употреблять. (А в 10 лет надевать сразу туфли с каблуками в три вершка. – К-К)

60. Приучать детские ноги к холоду, дабы чрез то не так чувствительны были к мокроте и стуже. (Это как? И, вообще, еще Суворов говорил: "Держи голову в холоде, брюхо в голоде, а ноги в тепле." Насчет головы и брюха я бы еще поспорила, но насчет нижних конечностей - согласна полностью.- К-К)

63. Различные съестные вещи и при том простые гораздо лучше, нежели всегдашнее употребление одной пищи; а особливо такие запрещаются, в которых пряные зелья. Кофею и шеколаду детям не давать, а наипаче мальчикам. (То есть, девочкам шоколад и кофей временами можно? А мальчикам за что такая несправедливость? - К-К)

О прививании оспы.

77. От 5, 6 или еще моложе, до 8 и 10 лет надлежит детям привить оспу. Необходимость сего довольно уже доказана искусными, человеколюбивыми и просвещенными врачами, которым следовать без сомнения должно по многим оказанным от них опытам и успехам, того ради родителям отложить страх столь маловажный и неосновательный (Ну, не такой уж неосновательный. Загнуться от прививки оспы было вполне реально, смертность составляла 2 процента. Другое дело, что смертность от оспы была на порядок выше. –К-К), который их от сего прививания отвращает.

О наказании.

88. Не должно бить детей почти никогда, а паче не следовать в жестоких наказаниях безрассудным и свирепым школьным учителям; не упоминая, что от сего приходят дети в посрамление и в уныние, вселяются в них подлость и мысли рабские, приучиваются они лгать, а иногда и к большим обращаются порокам. Всякие побои, кроме того, что чувствительны, по всем физическим правилам, без сомнения, вредны здоровью.

P.S. Полностью афоризм, который я процитировала в названии, звучит так: «В здоровом теле здоровый дух бывает редко».

P.P.S. Для особо заинтересовавшихся: весь текст «Краткого наставления» можно найти в ПСЗ, Т 17, стр. 1050, ст. 12785
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 88 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
kry_katrin
8 июл, 2010 03:57 (UTC)
Очень разумные наставления, прекрасно!! Ну есть некоторые недочеты, но всё-таки для 18 века отлично. (долго смеялась над пунктом 37 и твоим комментарием к нему) :)
catherine_catty
8 июл, 2010 15:14 (UTC)
Местами разумные. Но мне очень интересно: почему кормилицей не может быть рыжая дама? Это что за суеверие?
al1en_nati0n
8 июл, 2010 03:58 (UTC)
Спасибо, очень любопытно)
bloggerus
8 июл, 2010 04:41 (UTC)
надо развесить в роддомах-поучительно
bloggerus
8 июл, 2010 05:21 (UTC)
дочка в начале декабря рожает второго.
С первым были проблемы с кормлением- напрягали
(без темы) - catherine_catty - 8 июл, 2010 15:16 (UTC) - Развернуть
nagan69
8 июл, 2010 04:51 (UTC)
А чего там - 15 страниц. Если есть возможность - присылайте. Обработаю.
catherine_catty
8 июл, 2010 15:17 (UTC)
Спасибо. Но 15 страниц в ЖЖ действительно не выставишь, очень большой объем.
Вы скачали рисунки с формой? А то Вы не ответили и я до сих пор мучаюсь, не рано ли убрала ссылку.
(без темы) - nagan69 - 9 июл, 2010 04:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 9 июл, 2010 15:31 (UTC) - Развернуть
oxanasan
8 июл, 2010 06:15 (UTC)
кофе и шоколад (щоколад особенно) числились возбуждающими, а бузящий мальчик хуже бузящей девочки. к тому же шоколаду приписывали возбуждение стРРРРРРРРРасти. А оно им надо?
catherine_catty
8 июл, 2010 15:23 (UTC)
Не надо. Тем более в нежном возрасте до 10 лет. А то попьет 8-милетний мальчик шоколаду и станет стр-р-р-растный, просто жуть.
michletistka
8 июл, 2010 06:33 (UTC)
Довольно передовые мысли для того века. Или мне так кажется?
(Радуется, что не мальчик и идет варить кофе!)
catherine_catty
8 июл, 2010 15:25 (UTC)
Я тоже не мальчик. Но кофе не любила никогда, а шоколад в детстве нельзя было есть. Так что ко мне этот пункт можно было применять смело.
22sobaki
8 июл, 2010 07:59 (UTC)
Интересно.
А с рыжими волосами вроде всегда были связаны предрассудки - ведьмы, распутные женщины...
catherine_catty
8 июл, 2010 15:28 (UTC)
Может быть. Я еще думала: может быть, было суеверие, что рыжие менее чистоплотные или что-то в этом духе? Бецкой, в принципе, был на редкость разумным человеком, вряд ли он в ведьм верил.
(без темы) - 22sobaki - 8 июл, 2010 18:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 8 июл, 2010 18:55 (UTC) - Развернуть
jungehexe
8 июл, 2010 09:17 (UTC)
разумно ведь, разве нет? а кофе и шоколад малышам и сейчас запрещают ибо рискованно аллергиями всякими..
catherine_catty
8 июл, 2010 15:29 (UTC)
Местами - да. Но местами логика мне совершенно непонятна.
(без темы) - jungehexe - 9 июл, 2010 10:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 9 июл, 2010 15:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - jungehexe - 10 июл, 2010 00:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 10 июл, 2010 16:20 (UTC) - Развернуть
milij_rizhik
8 июл, 2010 09:46 (UTC)
А вот я бы *скромно* и не возразила против тех страшных 15ти страниц)
catherine_catty
8 июл, 2010 15:30 (UTC)
Боюсь, народ 15 страниц не осилит.
(без темы) - milij_rizhik - 8 июл, 2010 19:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 8 июл, 2010 19:18 (UTC) - Развернуть
a_dedushkin
8 июл, 2010 12:09 (UTC)
Разумные наставления. Я так понимаю, что глупости ты сюда не включила?:)
catherine_catty
8 июл, 2010 15:31 (UTC)
Как не включила?! А пункт про рыжих женщин?!
(без темы) - a_dedushkin - 8 июл, 2010 19:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 8 июл, 2010 19:23 (UTC) - Развернуть
baronet65
8 июл, 2010 14:00 (UTC)
Прелестно! Четкость формулировок просто непоражаемая.
А первый пункт вообще просится на рекламный щит.
catherine_catty
8 июл, 2010 15:32 (UTC)
А первый пункт вообще просится на рекламный щит.
Согласна! Эту мысль нужно всем просто вдалбливать.
kosjka
8 июл, 2010 14:36 (UTC)
ой спасибо! замечательный текст :)
sanitareugen
8 июл, 2010 15:16 (UTC)
Некоторые комментарии:
1. Жилка под языком - это уздечка, которую сейчас разрезают изредка, и уже когда определится, что она мешает выговаривать "р", а тогда считали, что её надо сразу разрывать, причём делала это повитуха ногтем. Так что лекарь острым инструментом (и хоть какая-то асептика) это прогресс.
2. Вино тогда детям вполне давали. Так что он сильно опередил тогдашнюю педиатрию (иногда давали "чтобы успокоился", иногда в качестве лечения).
3. Кофе и шоколад считались возбуждающими средствами, и могли вызывать возбуждение сексуальное и онанизм. А его очень боялись, полагая, что он приводит к слабоумию (ложная корреляция - поскольку слабоумные онанируют - он и есть причина). Девочки считались "чище", так что им меньше остережений.
catherine_catty
8 июл, 2010 15:22 (UTC)
Re: Некоторые комментарии:
Спасибо, думаю, все так и есть.
Я в курсе насчет уздечки, мне самой ее чуть было
не подрезали. К счастью, обошлось. Не думала, что это было широкомасштабной проблемой, но, суда по Наставлению, - было.
Кстати, знаете, моей тетке, которая была крайне слабым ребенком, еще в 30-е годы (это ей меньше 10 лет было) кагор давали.
diana_spb
8 июл, 2010 17:39 (UTC)
Трогательно - мужчина пишет о деталях ухода за младенцами :)
catherine_catty
8 июл, 2010 18:35 (UTC)
Бецкой серьезно занимался педагогикой, так что тут профессиональные взгляды на проблемы.
(без темы) - diana_spb - 9 июл, 2010 16:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 9 июл, 2010 16:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - diana_spb - 9 июл, 2010 16:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 9 июл, 2010 16:20 (UTC) - Развернуть
shakko_kitsune
8 июл, 2010 18:24 (UTC)
куда снесли пост? надо было оставить, чтобы всем было стыдно!

я похороны склеила вообще из 16 листов А4, так что он огромного формата в итоге целиком.
catherine_catty
8 июл, 2010 18:32 (UTC)
Да ладно, зачем кого-то стыдить. Вы и Зубков предложили помочь в склеивании, еще один читатель дал ссылку на программу для этого. Правда, еще один тип дал ссылку на прогшрамму на предоставление доступа к моему компьютеру... Наивный!
Проверила картину. Похороны у меня на 8 листах.
(без темы) - shakko_kitsune - 8 июл, 2010 18:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 8 июл, 2010 18:38 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 88 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

комментарии
catherine_catty
Екатерина

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com