Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Category:

Ледяная красота императора Николая I

«Отпраздновавши казнь, Николай сделал свой торжественный въезд в Москву. Я
тут видел его в первый раз; он ехал верхом возле кареты, в которой сидели
вдовствующая императрица и молодая. Он был красив, но красота его обдавала
холодом; нет лица, которое бы так беспощадно обличало характер человека, как
его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая на счет
черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели
чувственности. Но главное - глаза, без всякой теплоты, без всякого
милосердия, зимние глаза. Я не верю, чтоб он когда-нибудь страстно любил
какую-нибудь женщину, как Павел Лопухину, как Александр всех женщин, кроме
своей жены; он "пребывал к ним благосклонен", не больше.

Николай I. 1825-1826. Гравюра.


B Ватикане есть новая галерея, в которой, кажется, Пий VII собрал
огромное количество статуй, бюстов, статуэток, вырытых в Риме и его
окрестностях. Вся история римского падения выражена тут бровями, лбами,
губами; от дочерей Августа до Поппеи матроны успели превратиться в лореток,
и тип лоретки побеждает и остается; мужской тип, перейдя, так сказать,
самого себя в Антиное и Гермафродите, двоится: с одной стороны, плотское и
нравственное падение, загрязненные черты развратом и обжорством, кровью и
всем на свете, безо лба, мелкие, как у гетеры Гелиогабала, или с
опущенными щеками, как у Галбы; последний тип чудесно воспроизвелся в
неаполитанском короле. Но есть и другой - это тип военачальников, в которых
вымерло все гражданское, все человеческое, и осталась одна страсть -
повелевать; ум узок, сердца совcем нет - это монахи властолюбия, в их чертах
видна сила и суровая воля. Таковы гвардейские и армейские императоры,
которых крамольные легионеры ставили на часы к империи. В их-то числе я
нашел много голов, напоминающих Николая, когда он был без усов. Я понимаю
необходимость этих угрюмых и непреклонных стражей возле умирающего в
бешенстве, но зачем они возникающему, юному?» (Герцен И. Былое и думы)

Николай I. Бовио. 1825. Частная коллекция.


Николай I. 1826-1829. Неизвестный художник по оригиналу Доу. Частная коллекция.


Николай I. 1826. Винберг.


Николай I. Около 1826. Неизвестный художник по оригиналу Доу. Музей Пушкина (Москва).


Николай I. 1829. Поляков. Частная коллекция.


Посмотрев в РАМТе спектакль "Берег утопии" Стоппарда, я так прониклась им, что отправилась перечитывать "Былое и думы". Надо сказать, делаю я это с удовольствием. Совершенно не разделяя политических убеждений Герцена, искренне зачитываюсь его книгой, ибо пишет он превосходно. Правда надо учесть: у Александра Ивановича есть пунктик под названием "Император Николай I". Всех царей (Екатерина-Павел-Александр) Герцен судит достаточно справедливо, кроме одного - Николая Павловича. Вот про того автор не может слова доброго сказать, даже если бы захотел. Не получается.

Николай I. 1820-е. Доу или мастерская Доу. Музей истории СПб.


Николай I. 1827. К.С.Вальтер по оригиналу Доу.


Николай I. 1828. Доу. Русский музей.


Николай I. 1828. Доу или копия оригинала Доу. Русский музей.


P.S. Картинки кликабельны.
P.P.S. Если кто заинтересовался трилогией "Берег утопии", то информация здесь:

http://www.ramt.ru/plays/?content=item&item=415
http://www.ramt.ru/plays/?content=item&item=416
http://www.ramt.ru/plays/?content=item&item=417
Tags: Николай I
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments

Recent Posts from This Journal