Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Categories:

Клятва в зале для игры в мяч, голый Мирабо и еще кое-какие мелочи

Знаменитый Оноре Габриэль Рикетти, граф (позднее – маркиз) де Мирабо никогда не был красавцем. Но всегда имел представительный вид, хорошо подвешенный язык и непоколебимую уверенность в себе. До 1789 года его жизнь напоминала авантюрный роман: дуэли, любовные приключения, похищения, заключение в крепость, сочинение эротических книг и пр. и пр. Революция вознесла его на вершину при жизни и поместила его тело в Пантеон после смерти. Когда в 1792 году открылось, что этот трибун не гнушался взятками и состоял в переписке с королевским двором, его останки перенесли на кладбище в Сен-Марсо.

О.Г. Рикетти де Мирабо. 1791. Ж-А. Лоран. Лувр.


О.Г. Рикетти де Мирабо. 1790-е. Музей франко-американского сотрудничества. Блеранкур.


Мы привыкли к тому, что государственных мужей в XVIII веке рисовали в парадных костюмах, а то и в античном платье. Но среди изображений Мирабо можно встретить и вот такое, где наш герой изображен обнаженным (он второй справа).


Это эскиз Давида к картине «Клятва в зале для игры в мяч». Конечно, художник не оставил бы своих героев в первозданном виде, если бы картина была закончена. Но этого не случилось. Сохранились лишь наброски Давида и его рисунок пером, с которого много раз делали гравюры.

Клятва в зале для игры в мяч. 1790-е. Давид. Лувр.

Это рисунок пером.

Клятва в зале для игры в мяч. 1790-е. Давид. Карнавале.

Это крошечная картина, 65 на 90 см.

Клятва в зале для игры в мяч. 1790-е. Гравюра Ж.-П.-М. Жазе по оригиналу Давида. Версаль.


Рисунки из блокнота Давида. Версаль.









Посвящена эта картина следующему событию. 20 июня 1789 года депутаты Национального собрания обнаружили, что зал Малых забав, в котором проходили заседания, закрыт по приказу короля. Тогда было предложено занять зал для игры в мяч, благо он располагался неподалеку в том же Версале и подходил по размерам.
Вот как патетически пишет об этом Карлейль: «Что за странное зрелище на улице Св. Франциска в Старом Версале! Пустой Зал для игры в мяч, как видно на картинах того времени: четыре голых стены, и только высоко наверху нависает какая-то убогая деревянная надстройка или галерея для зрителей, а внизу раздаются не какие-то праздные крики игроков, стук мячей и ракеток, но громкий ропот представителей нации, изгнанных сюда самым скандальным образом. Однако с деревянной надстройки, с верха стены, с прилегающих крыш и дымовых труб над залом тучей скопились зрители, стекающиеся со всех сторон и страстно благословляющие депутатов. Где-то добывается стол, чтобы писать, и несколько стульев - не сидеть, а становиться на них. Секретари развязывают папки, Байи открывает заседание.
Закаленный в виденных или слышанных парламентских битвах, Мунье, для которого это не в новинку, полагает, что было бы хорошо в этих прискорбных и опасных обстоятельствах связать себя клятвой. Всеобщие бурные одобрения, как будто в стесненные груди проник воздух! Клятва редактируется и провозглашается председателем Байи таким звучным голосом, что толпы зрителей даже на улице слышат ее и отвечают на нее ревом. Шесть сотен правых рук вздымаются вслед за рукой председателя Байи, чтобы призвать в свидетели Бога там, наверху, что они не разойдутся ни по чьему приказу, но будут собираться повсюду при всех обстоятельствах, хотя бы по два или по три, до тех пор, пока не выработают конституцию.»

Надо сказать, что у Давида есть и карикатуры на Мирабо. Как говорится, заказ – заказом, но можно и что-то для души нарисовать.

Мирабо. 18 в. Давид. Лувр.




В 1883 году художник Люк Оливье Мерсон сделал то, что не сумел совершить великий Давид. Он создал по его эскизам огромное (6 на 10 метров) полотно.

Клятва в зале для игры в мяч, 20 июня 1789 года. Мерсон. 1883. Версаль.


Здание сохранилось до наших дней, правда, спортивные игры в нем уже не проводят. В определенные дни можно осмотреть интерьер, но я была в Версале в тот момент, когда Зал для игры в мяч был закрыт, так что других фотографий сделать не удалось.

Зал для игры в мяч. Версаль.


Вид зала для игры в мяч, отреставрированного и превращенного в музей в 1883 году. 1883. Версаль.


На некоторых сайтах можно встретить текст в таком духе: «Когда 20 июня 1789 г. король Людовик XVI попытался распустить Национальное собрание, заседавшее во Дворце малых забав в Версале, его депутаты обосновались в Зале для игры в мяч на улице Св. Франциска в Париже и поклялись не расходиться до тех пор, пока не выработают конституцию.» Авторы его, видимо, не только никогда не читали книг по истории соответствующего периода, но и никогда не были во Франции, и не представляли, сколько надо было времени, чтоб добраться в XVIII веке от Версаля до Парижа. Это все-таки 24 километра.

Игра в мяч. Эстамп 18 в. Карнавале.


Ракетка для игры в мяч. 18 в. Фонтенбло.


Мяч для игры в мяч. 18 в. Компьень.


P.S. Картинки кликабельны
Tags: Великая французская революция
Subscribe

Posts from This Journal “Великая французская революция” Tag

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments

Posts from This Journal “Великая французская революция” Tag