Софья Шуазель-Гуфье в своих «Исторических мемуарах» так отозвалась о портретах и бюстах, изображающих этого государя. «Ни один живописец не сумел как следует запечатлеть черты его лица и в особенности выражение его тонкой физиономии. Впрочем, Александр не любил, чтобы писали его портрет, и это обычно делалось украдкой. Более счастливый, чем его собратья, знаменитый Жерар получил от императора Александра несколько сеансов. В портрете этого государя, как и во всех своих шедеврах, он выказал большой талант, хорошую кисть; и все-таки, это еще не Александр. Жерар хотел придать ему вид завоевателя, воинственный вид, который не согласовался с кроткими чертами умиротворителя Европы, государя, который хотел не победить, а восстановить французскую монархию. Жерару удалось сделать лишь прекрасную картину. На этот раз скульптура одержала верх над своей сестрой живописью; и мы видели бюст Александра, исполненный берлинским художником, не оставляющий желать ничего лучшего. Торвальдсен тоже сделал бюст этого государя, - бюст, который, говорят, достоин резца этого великого художника.»
Ну, с Жераром все понятно, портреты его работы известны, их я помещу под кат. Но что за берлинец работал над бюстом государя? Как я понимаю, это Раух.
Император Александр I. Раух. 1823. Третьяковка.
Ну, в общем, бюст как бюст. Ничего особенного. Но в Берлине есть еще статуя, изображающая нашего царя и отлитая с модели Рауха.
Ну как? Император – рыцарь, не больше, не меньше. Это фрагмент памятника тем, кто сражался с Наполеоном в 1813-1815 годах. Создан он в 1820-х годах К.Ф.Шинкелем и находится в парке Виктория в Берлине. Вот попаду еще раз в Берлин – схожу полюбуюсь.
Что касается бюста Торвальдсена, то вот он.
Император Александр I. 1819. Торвальдсен. Ораниенбаум.
Император Александр I. Начало 1820-х. Торвальдсен. Эрмитаж.
Именно этот бюст имел в виду Пушкин, когда писал знаменитую эпиграмму «К бюсту завоевателя».
Напрасно видишь тут ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих уст улыбку,
А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен.
Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин.
Известно несколько портретов императора Александра Павловича кисти Жерара. Вероятно, они пользовались большой популярностью, ибо копии с них снимали регулярно, а гравюры делали постоянно.
Император Александр I. 1810-1812. Жерар. Эрмитаж.
Император Александр I. 1814. Жерар. Мальмезон.
Император Александр I. 1810-е - 1820-е. Щевелкин по оригиналу Жерара. Эрмитаж.
Император Александр I. 1820-е. Неизвестный художник по оригиналу Жерара. Кремль.
Император Александр I. Вторая четверть XIX века. Щевелкин. Третьяковка.
Император Александр I. Коноплев по оригиналу Жерара.
Император Александр I. Вторая половина 1810-х. Гравюра Делабарта по оригиналу Жерара.
Император Александр I. После 1814. Гравюра Греведона по оригиналу Жерара.
Император Александр I. 1820-е. Гравюра Фонтена по оригниналу Жерара.
Император Александр I. Гравюра 1815-1820-х гг. Аукцион.
Император Александр I. После 1815.
Император Александр I. Гравюра 1820-х гг.
Император Александр I. Гравюра 1840-х гг.
Император Александр I. Гравюра 1850-х гг.
Ну и до кучи - разные вариации на тему Жерара. Авторов не знаю.
P.S. Картинки кликабельны. Фотография взята отсюда: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kreuzbergdenkmal3_-_Mutter_Erde_fec.jpg
P.P.S. За помощь спасибо
Journal information