Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Category:

Семейный альбом императора. Часть 7. Победитель.

Название немного условное. Здесь я собрала портреты Александра I после 1808-1815 гг. Дело в том, что некоторые изображения трудно точно атрибутировать и ориентироваться приходится по одной детали: по эполетам, которые были введены в конце 1808 года.

Сначала предлагаю послушать Софью Шуазель-Гуфье.

«В ту эпоху…(весной 1812 года –К-К) императору Александру было тридцать пять лет (на самом деле тридцать четыре- К-К), но он казался несравненно моложе... Несмотря на правильность и нежность его очертаний, несмотря на блеск и свежесть его лица, красота его при первом взгляде поражала не так, как выражение приветливости, привлекавшее к нему все сердца и сразу внушавшее доверие. Его благородная, высокая и величественная фигура, часто наклоненная с той грацией, которая отличает позу античных статуй, в то время проявляла склонность к излишней полноте, но он был сложен прекрасно. У него были живые умные глаза цвета безоблачного неба.

Он был несколько близорук, но умел очаровывать улыбкой глаз, если можно так определить выражение его приветливого и кроткого взора. Нос у него был прямой и правильной формы, рот небольшой и очень приятный; оклад лица округленный, так же, как и профиль, очень напоминавший профиль его красивой августейшей матери. Его плешивый лоб, придававший всему лицу его открытое спокойное выражение, золотисто-светлые волосы, тщательно зачесанные, как на красивых головах камей или античных медалей, казалось, были созданы для тройного венка из лавра, мирта и олив.»

В том, что император действительно был очень хорош собой, можно убедиться, взглянув на портреты.

Император Александр I. 1810-е. Неизвестный художник. Эрмитаж


Вероятно, подобного типа портрет пользовался популярностью, ибо известно еще несколько подобных картин. Миниатюру из Русского музея показывать не буду, а из частной коллекции выставлю.

Император Александр I. 1810-е. Босси. Частная коллекция.

Пожалуй, эта миниатюра нарисована чуть раньше, чем эрмитажный портрет. Здесь у императора голова напудрена, тогда как на картине неизвестного художника можно увидеть тщательно завитые локоны природного, золотисто-рыжего цвета.

Не менее хорош Александр на карандашном портрете работы Сент-Обена. Видимо поэтому несколько граверов взяли этот рисунок за образец.

Император Александр I. После 1808. Сент-Обен.


Император Александр I. После 1808. Schiavonetti по оригиналу Сент-Обена. Аукцион.


Император Александр I. После 1808. Мансвельд по оригиналу Сент-Обена. Бородинская панорама.


Есть и портрет, написанный маслом, по оригиналу Сент-Обена.

Император Александр I. После 1808. Неизвестный художник. Аукцион.


Император Александр I. 1808. Монье. Третьяковка.


Император Александр I. 1808. Щукин. Павловск.

Глядя на этот портрет, можно удостовериться: слова Шуазель-Гуфье об "изличшей полноте" - истинная правда. Еще хорошо, что в 19 веке не принято было писать, что император "безобразно разъелся". Единственное, что могу добавить, так это то, что в 1812 году царь изрядно похудел на нервной почве.
На мой взгляд, не самый удачный портрет, но, похоже, он пользовался популярностью, ибо известно несколько его авторских копий.

Конечно, высшей точкой триумфа Александра I было вступление русской армии в Париж. Современники не приминули описать это событие.
«Ровно в 8 часов подвели государю серую лошадь, называемую Марсом, и мы поехали; на дороге встретили мы короля Прусского, а в некотором расстоянии гвардию: никакое перо не дерзнет выразить восторга, с которым она приняла государя. Версты за 3 от города начали показываться парижане; они спрашивали: «Где император Александр?».
(Михайловский-Данилевский А. "Записки 1814 и 1915 годов")

«Император был в кавалергардском сюртуке, темно-зеленом с черным бархатном воротником и серебряным прикладом, в шляпе с белым султаном. На груди Благословенного нашего были только три беленьких, младших степеней, крестика орденов Св. Георгия, Марии-Терезии и Красного Орла, и на прусском короле такие же. Александр ехал на любимом его мекленбургском боевом коне, белом как снег, называвшемся Марсом, а прусский король – на темно-сером.»
(Петров М.М. "Рассказы…")

«Тысячи вопросов: «Где российский император?» заглушали весь город. Смиренномудрие и привлекательная кротость были отличительными оттенками нашего монарха. Все с жадностию устремляли глаза на государя и пожирали взорами умиленность его взглядов; бросали вверх шляпы, шапки; преграждали улицы, хватались за его коня, который видимо гордился священным бременем и высокомерными шагами подавляя камни, озирался во все стороны, не причиняя окружающей тесноте ни малейшего вреда.»
(А. Краснокутский "Взгляд русского офицера на Париж")

Вступление Александра I в Париж. Неизветный художник. Павловск.


Вступление союзников в Париж. Австрийская гравюра.


Вступление русского императора и прусского короля в Париж. Австрийская гравюра.


Заметим, что мужчины скупы на описание внешности персонажей. Цвет лошади отметили, в каком мундире был царь - тоже. А вот как выглядел... Придется обратиться к дамским мемуарам. Поскольку из русских дам во французской столице в ту пору вряд ли кто был, послушаем француженок.

Ему было тогда 37 лет, но он казался много моложе. Красивое лицо, высокий рост, вид приятный и представительный одновременно, все это настраивало в его пользу; доверие, с которым он вверился парижанам, гуляя повсюду без эскорта и практически в одиночестве, окончательно покорили сердца. Он был обожаем за все это. (Графиня де Буань "Мемуары")

Грациозность, элегантность и чувство собственного достоинства он всегда соединял с уважительным тоном, которым он разговаривал со всеми дамами.
Он был высок ростом и имел сложение, которое нашли бы выдающимся,
если бы даже он не был императором, и лицо скорее выразительное, чем правильное.
(Мадемуазель Кошле "Воспоминания о королеве Гортензии")

Император Александр I. 1810-е. Агрикола.


Император Александр I. 1810-е. Рокштуль. Аукцион


Император Александр I. 1810-е.


Император Александр I. 1810-е. Гравюра Линьона по оригиналу Вигнерона. Бородинская панорама.


Император Александр I. 1810-е. Гравюра Дюкло по рисунку Демаре по оригиналу Негриса.


Император Александр I. 1810-е. Неизвестный художник.


Император Александр I. 1810-е. Неизвестный художник. Эрмитаж


Император Александр I. 1810-е. Суайе. Аукцион


Император Александр I. 1813. Браун

Здесь мне больше всего нравится лев, который треплет гальского петуха. Жаль, что не медведь, конечно...

Император Александр I. Возможно, 1814-1818. Лоуренс. Эрмитаж.


Император Александр I. 1814 Гравюра Ларше по оригиналу Самсона.

Орел!!

Император Александр I. 1814. Гравюра по оригиналу Хисса.


Император Александр I. 1814. Чисман. Бородинская панорама.


Император Александр I. 1814. Карделли.

Похоже, что эта и предыдущая гравюра делались по одному рисунку.

Император Александр I. 1814. Лебрен. Частная коллекция.


Император Александр I. 1814. Карри. ГА РФ


Император Александр I. После 1814. Гравюра по оригиналу Карри.


Император Александр I. 1814. Штользен по оригиналу Киля.


Император Александр I. 1814. Гравюра Югеля по оригиналу Болта.


Император Александр I и русские офицеры. около 1815. Гравюра по оригиналу Финара. Университет Брауна.


Существует несколько похожих портретов Беннера, Изабе и их копий.

Император Александр I. 1810-е. Беннер. Аукцион.


Император Александр I. 1810-е. Неизвестный художник по оригиналу Беннера. Аукцион


Император Александр I. 1815. Изабе. Царское Село.


Император Александр I. 1815. Гравюра по оригиналу Изабе. Аукцион.


Император Александр I. 1815. Моердер. Аукцион.


Император Александр I. После 1815. Данненберг. Частная коллекция.


Император Александр I. После 1815. Неизвестный художник. Частная коллекция.


Император Александр I. 1821. Беннер. Эрмитаж.


Подобная ситуация - с портретом кисти Волкова 1811 года. Существует несколько его копий работы разных художников. Кстати, картины кисти Волкова я так и не нашла.

Император Александр I. После 1811. Неизвестный художник по оригиналу Волкова. Кадриорг.


Император Александр I. После 1814. Неизвестный художник по оригиналу Волкова или Аткинсона. Саратов.


Император Александр I. 1820-е. Неизвестный художник. Эрмитаж.


Император Александр I. 1814. Гравюра Годби по оригиналу Волкова.


Император Александр I. 1814. Мейер по оригиналу Волкова.


Предыдущие посты из серии можно найти здесь:
Часть 1.Господин Александр. http://catherine-catty.livejournal.com/27364.html
Часть 2.Амур. http://catherine-catty.livejournal.com/30636.html
Часть 3.Братья. http://catherine-catty.livejournal.com/34167.html
Часть 4. Аполлон. http://catherine-catty.livejournal.com/64452.html
Часть 5. Любимая сестра. http://catherine-catty.livejournal.com/108686.html
Часть 6. Всадник. http://catherine-catty.livejournal.com/133748.html


P.S. Картинки кликабельны.

P.P.S. Про портреты кисти Жерара будет отдельный пост.

P.P.P.S. За помощь в собирании картинок спасибо baronet65 и
maxfraikiev.
Tags: Александр I: изображения
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments