Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Category:

Лев и собачка или Две истории, реальная и вымышленная

О том, что в основе «Медного всадника» лежит, похоже, не пушкинская идея, я ужу писала. http://catherine-catty.livejournal.com/67630.html
А недавно в Рассказах майора М.М. Петрова была отловлена история, поразительно похожая на «Лев и собачка» Л.Н.Толстого. Сравним?


ЛЕВ И СОБАЧКА
(Быль)
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.
Лев тронул ее лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу. С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней. Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал. Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой. Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя, хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней. Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер.



А теперь – текст Петрова. Действие происходит в только что взятом русскими войсками Париже в 1814 году.

«Еще далеко не дошед правой оконечности моста, упирающегося в булеварный проспект, услышали мы пред собою рев и рыкания зверей. Перейдя мост и площадь, мы вступили в Ботанический сад, которого парадные ворота и ограда чрез все протяжение набережной площади состоит из звеньев железной решетки с вызолоченными чрез огонь арабесками и вазами на гранитных тонированных столбах, части разделяющих.
В саду этом, у самых ворот, войдя с площади напротив, находится зверинец, занимающий большое двухэтажное каменное здание с двором и амбарами назади, прилежащее левым флангом к железной ограде. Оно расположено скобою, загнутыми концами к парадным воротам сада. В этом строении, в нижнем ярусе всей скобы, расположены аркадные альковы с вертикальными загородками с лица их веретенным железом, имеющие в длину 6 аршин, в ширину 3 аршина и вышину арки 2'/2 аршина. В своде каждой клетки устроены западни для - чистки этих звериных светлиц, а в противоположной решетке стены, к двору зверинца,— отпускные чугунные закутки, поднимающиеся в таких же пазах, для удаления зверей в задние каморки, подобные публичным, к корму, причем делается чистка дневников чрез спуск в них западнями. В верхнем ярусе строения живут: директор зверинца, эконом, приставы, ветеринарный доктор, аптекарь и пикеры.

Парижский ботанический сад. Гравюра по рисунку А.П.Монгана.


Когда подошли мы к клеткам зверей, то увидели одного из шести африканских львов, самца, шагающего взад и вперед в три ступени по его жилищу с теми рыканиями, какие встретили нас, не доходя Аустерлицкого моста. Мы спросили пристава: «Не от голоду ли этот зверь ревет?» И он ответил, что их кормят изобильно и всегда чуть свет, предваряя появление публики; а ревет он от страдания стесненной его быстрой природы, сродной иметь движения чрез круги мильные, а не шестишаговые, как здесь.

Сытые эти львы так благонравны и незлобливы, что пристав протягивал к ним руку, гладил их гривы и морды, причем они смотрели на него и на всех предстоявших порами смирными и даже приятными. С одним из них — самцом — жила тогда беленькая шавочка; в это время, когда мы были, она лежала у шеи льва под душкою, положа рыльце на приголовье к загривку. Пристав уверял нас — по опытам,— что время жизни того льва, жившего с собачкою, уже три года, зависит также и от жизни его друга — собачки, чему были многие опыты. Испытывая степень любви льва к его собачке, пробовали не давать, ему пищи около трех суток, и он, производя ужасные рыкания, не переставал любить товарища своего заточения, ластился и припадал к своему другу крошечному.»

Мне очень нравится стиль Петрова: "звериные светлицы", "рыльце", "закутки".
Tags: Как жили в старину
Subscribe

  • Солдаты из Нигера, апрель 1956

    В апреле 1956 года Франсуа паж снял солдат из Нигера, летящих в Алжир. Правда. Гетти и тут в своем репертуаре, ибо озаглавлена вся эта серия…

  • Дьенбьенфу Даниэля Камю и Жана Перо

    Продолжаю выкладывать снимки Дьенбьенфу. Поскольку в данном случае непонятно кто их автор, указываю оба варианта. Перегруппировка парашютистов во…

  • "Свобода. Ночь", или Ужас, как он есть

    Продолжаем разбираться с фильмами про Алжир и пр. Сегодня на повестке дня фильм Филиппа Гарелля "Свобода. Ночь". Начало 1960-х. Еще идет война в…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments

  • Солдаты из Нигера, апрель 1956

    В апреле 1956 года Франсуа паж снял солдат из Нигера, летящих в Алжир. Правда. Гетти и тут в своем репертуаре, ибо озаглавлена вся эта серия…

  • Дьенбьенфу Даниэля Камю и Жана Перо

    Продолжаю выкладывать снимки Дьенбьенфу. Поскольку в данном случае непонятно кто их автор, указываю оба варианта. Перегруппировка парашютистов во…

  • "Свобода. Ночь", или Ужас, как он есть

    Продолжаем разбираться с фильмами про Алжир и пр. Сегодня на повестке дня фильм Филиппа Гарелля "Свобода. Ночь". Начало 1960-х. Еще идет война в…