Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Categories:

"Багратион" или Как не надо снимать фильмы

У каждого человека есть голубая мечта. Она может быть неисполнимой, одной на всю жизнь, великой… Я человек практичный и мечты у меня исполняющиеся. Несколько месяцев я страстно желала найти фильм «Багратион» 1985 года. Ну как же! И эпоха моя, и Екатерина Павловна – одна из его героинь, и императора Александра там можно увидеть. Пару дней назад я его посмотрела… Подруга, которой я пересказала впечатления, сообщила, что если раньше мерилом антиисторической глупости у нее был фильм «Гладиатор» Скотта, то теперь она, пожалуй, пересмотрит свои критерии. Но обо всем по порядку.


Выпущено: СССР Мосфильм и Грузия-фильм
Режиссер: Караман Мгеладзе, Гиули Чохонелидзе

Начнем с того, что, к сожалению, художественной ценности лента не представляет. Несмотря на увлечение историей, я не являюсь очень уж вредным зрителем. И, нередко, если фильм по духу соответствует эпохе, я готова закрыть глаза на мелкие ляпы. Но тут похвалить нечего. Режиссура никакая. Играют актеры плохо, патетически вскрикивая, закатывая глаза и всплескивая руками. Костюмы… Это отдельная песня. Такое впечатление, что самодеятельный театр в провинциальном городке решил поставить спектакль о войне 1812 года. И участники притащили все, что дома разыскали: мамину шляпку, папины сапоги, плюс еще что-то в костюмерной нашлось…У меня есть сильное подозрение, что использовали те шмотки, что остались от съемок фильма «Война и мир». Но там-то действие происходит с 1805 года, а в «Багратионе» - с 1799. Вообще, моды конца одного и начала другого столетия сильно различались. Ключевое слово СИЛЬНО.

Сначала предлагаю поглядеть на главного героя, на Петра Ивановича (Гиули Чохонелидзе).

Ну, не орел, конечно, но жить можно. Если не брать во внимание, что это он так выглядел еще при Павле. Братцы!!!! Какие бакенбарды?!!! Где коса? Где пудра?! И император Павел не убил его на месте?!! Вообще, Багратион правилам приличия следовал и еще в начале XIX века голову пудрил.

Багратион П.И. 1800-е. Неизвестный художник


Теперь о Павле.

Про жабо я молчу, молчу...А вот как царь выглядел в жизни.

Император Павел I. Рубеж XVIII-XIX вв. Неизвестный художник, ранее портрет приписывался Боровиковскому. Третьяковка.


Про Александра Павловича я даже писать не хочу, ибо обидно. Я понимаю, что Виктор Мурганов неплохо сыграл царя в фильме Бондарчука «Война и мир». По крайней мере, портретное сходство присутствовало. Но с тех пор прошло 18 лет. ПРОПИСЬЮ: ВОСЕМНАДЦАТЬ. Не могу найти год рождения актера, но на момент съемок «Багратиона» ему было уже явно больше 40. А играет он человека 22-35 лет. И смотрится… Я думала, что хуже Костолевского в этой роли никого быть не может. Моо-о-о-о-ожет.

Граждане униформисты, можете что-нибудь сказать про мундир? Я понимаю только, что это не полраза не семеновский, что по непонятной причине отсутствует Андреевская лента и что мундир сидит как на корове седло. На очень жирной корове очень криво сделанное седло.

На всякий случай. В ту пору цесаревич выглядел так.

в.к Александр Павлович. 1798-1800. Неизвестный художник. Царское Село.

Основной эпитет современников по отношению к великому князю во время царствования его папеньки был «прелестный юноша». Даже в буклях и старомодном мундире он был так хорош собой, что дамы вокруг штабелями падали, оставалось только подбирать.

Екатерина Павловна, великая княжна, дочь Павла I и сестра Александра I (Ирина Малышева).

Я все понимаю, но почему она блондинка? Да, Александр блондин. А вот Константин, его брат, например, был рыжим. А сестра Екатерина – брюнеткой. И еще. На момент начала фильма Екатерине 12 лет. Вопрос: сколько лет вы дадите барышне на верхней фотографии?

Посмотрим еще раз.


В.к. Екатерина Павловна. 1805. Тишбейн (вроде как... В смысле, вроде как Тишбейн, Екатерина Павловна - точно).


Ну ладно. Перейдем к фильму. Начинается он альпийскими походами, затем идет чествование генерала Багратиона в 1800 году. Про совершенно непотребный вид актера я уже писала. Но остались еще вопросы: почему на балу в императорском дворце кавалеры фраки носят? Павел фраки запретил!!! И мне, конечно, медведь наступил на оба уха, но, по-моему там еще и вальс танцуют. Это как понимать?


Дальше – больше. Екатерину весь фильм упорно называют младшей дочерью императора. Вообще, младшая дочь Павла – Анна.

Совершенно замечательная сцена. Багратиону представляют великую княжну Екатерину Павловну, а он потом спрашивает «Кто эта девочка?». Э-э-э-э… Ну ладно, я допуская, что наш герой не часто встречался с членами императорской семьи. Но уж забыть, что ты только что разговаривал с царской дочерью, это надо сильно плохую память иметь.

Как известно, Багратион был женат на Екатерине Павловне Скавронской. Так получилось, что его жену звали точно так же, как и даму сердца. Авторы фильма, видимо решив, что зритель запутается в двух Екатеринах Павловнах, супругу Петра Ивановича обозвали Елизаветой. Я поначалу думала, что ослышалась…

Еще нечто "прекрасное". Великая княжна беседует с генералом в своих покоях и тут в комнату вваливается ее братец-император с совершенно идиотским вопросом: «Ах, прости, Катя, я не знал, что у тебя гость. Вы встречаетесь?»

Вот тут я просто села. Во-первых, потому, что великой княжне исключительно трудно было бы остаться не только наедине с мужчиной, но и вообще одной. Лакей, фрейлина, статс-дама или еще кто-нибудь обязательно ее сопровождали бы. А наша героиня разгуливает весь фильм в гордом одиночестве. Во-вторых, ее «Катей» в семье никогда не называли. Либо «Като», либо «Катишь». Ну, я еще поняла, если бы брат ее «Бизям» назвал. Но «Катей»!!! В-третьих, вопрос «Вы встречаетесь» мало того, что совершенно идиотский, но еще и категорически не могущий иметь место в ту эпоху. Не говорили тогда так. Ну, и в-четвертых, рядом с царем все время стоит жених Екатерины, герцог Ольденбургский. То есть, царь делает невозможную вещь: интересуется отношениями сестры и Багратиона в присутствии ее же жениха.

Дальше меня заело на Андреевской ленте Багратиона. Носит он ее в фильме начиная с периода, когда Екатерина была невестой Георга Ольденбургского, то есть с 1 января по 18 апреля 1809. Тогда как в реальности князь получил ленту 27 сентября 1809 года.

Предлагаю повторно посмотреть на Александра Павловича, теперь уже в роли царя. Лично у меня еще раз возникло желание убить того, кто отвечал за кастинг, а за компанию - и художника по костюмам. Сапоги чуть не до ушей – это круто!


Перейдем к Наполеону (Жанри Лолашвили).

То, что его грузинское происхождение (точнее, происхождение актера) на физиономии написано, еще полбеды. Но неужели этот психованный тип, который отрывает скрипящую створку окна и выбрасывающий ее на улицу, - знаменитый император? Может авторы имели в вид не того Наполеона? В смысле, не реального человека, а того, что в дурдоме психами командует?


Обратила внимание на то, что генералы и офицеры в фильме очень старые и в большинстве своем страшны как смертный грех. Тогда как средний возраст генерала в царствование Александра – 30 лет. Царь давал дорогу молодым, да и войны шли так часто, что командный состав просто выбивало. Это потом, при Николае, возрастной ценз повысится настолько, что 40-летний полковник станет казаться мальчишкой.

Во время Бородинской битвы резануло слух «Яшвили», а не «Яшвиль». Я понимаю, что фамилия грузинская, но в России многие имена и фамилии произносили на русский лад. Сандунов, а не Зандукели, Панчулидзев, а не Панчулидзе, Лазарев, а не Лазарян. Кроме того, я никак не могла вспомнить среди участников знаменитой битвы генерала Яшвиля. Вот в заговоре против Павла братья Яшвили участвовали. Почесав в затылке, пошла проверять. Владимир Михайлович на тот момент действовал в рядах Калужского ополчения, на Бородинском поле замечен, вроде, не был. Лев Михайлович командовал 1-й резервной артиллерийской бригадой в 1-м корпусе П.Х.Витгенштейна, который, как известно, прикрывал Петербург. Нет, я понимаю, что фильм снят на «Грузии-фильме» и что все грузины храбрецы и герои. Но врать-то зачем?

Во время Бородинской битвы Багратиону доносят, что прибыл отряд, сформированный Екатериной Павловной из своих крестьян. Ну, во-первых, не отряд, а батальон. В-вторых, в августе он еще не был до конца сформирован и оружие получил только после взятия Москвы, на фронт выступил в ноябре 1812, а уж в боях участвовал и вовсе весной 1813-го года.

Идем дальше. Раненного Багратиона пользует лекарь или подручный лекаря. С бритой головой и с аршинными усами…

В фильме вообще усатых много: ординарец Петра Ивановича, слуги, солдаты, придворные при Павле…

Вай, генацвали! Какой же мужчина без усов?! Не, я понимаю: донести до сознания народа, что в начале XIX века усы в России усы были строго регламентированы (равно как и то, что фрейлинами могли быть лишь девицы), практически невозможно. Но надо стараться, надо!

Багратиону сообщают, что ему грозит гангрена (чего категорически не могло быть, сказали бы «антонов огонь») и боевой генерал, провоевавший не один десяток лет, спрашивает: «Как это лечится?» Слушайте, он что, идиот? Более глупые вопросы задали только император (уже цитировала) и в.к. Екатерина Павловна. Она поинтересовалась у князя: «Вы сами, своей рукой убивали? Там, на войне?» Что ж ее авторы такой дурой сделали, а? Это в наше время можно воевать, но не убивать собственными руками, но 200 лет назад?!!


Замечательный кадр.

Обращаю внимание на рубаху. Мушкетеры обзавидуются!
По-моему, художник по костюмам эпоху перепутал.

Еще один кадр. Брат Петра Ивановича, Р. И. Багратион.

Увидев ЭТО, я сильно озадачилась. Роман Иванович был гусаром, но одеяние его никак на гусарский мундир не смахивает. Ладно, подумала я, может, виц-мундир. Проверила. Тоже не похоже. Интересно, что напялили на Багратиона-младшего?

Что там еще «светлого» было? Ах, да. В Симе Багратион получает письмо от Екатерины Павловны, в котором она сожалеет о его ранении. Письмо написано в Твери, тогда как на самом деле великая княгиня в тот момент перебралась в Ярославль.

И я очень обиделась на создателей фильма за то, что они так Сен-При испохабили. А я на его портрет в Эрмитаж любоваться ходила…

Да, в 1812 году ему было 35 лет. Но и в таком возрасте можно выглядеть достойно, а не походить на старую кошелку. Тем более, между нами, у мужчин с возрастом вообще особых проблем нет.

Сен-При Э.Ф. до 1825. Доу. Эрмитаж.


Ну и, наконец, самое главное. Можно было бы простить кое-какие ляпы, если бы не тенденциозность. На что сделан упор в фильме? На то, что грузины – герои. Я не услышала в сценах Бородинского боя фамилий многих русских генералов, что там прославились. Но Яшвиля, который, вообще, там не был, упомянули. Ужасно показан Барклай де Толли. Я понимаю, что у него с Багратионом были нешуточные конфликты. Но это тот самый случай, когда грузинский князь был не прав. А какое создается впечатление у зрителя, неискушенного в истории? Подлец-трус-немец Барклай сдал Смоленск и отступает, гад такой! Он бросил в бою Багратиона, не любит Россию, сдает неприятелю один город за другим… Вот слова Петра Ивановича и в них как в зеркале отразилось отношение авторов к Барклаю де Толли: «Почему оставлен Смоленск? Я же закрыл Вам тыл и фланг? Бросив Смоленск, Вы обманули меня, обманули армию. Отходы похожи на позорное бегство ибо не имеют никакого стратегического замысла. Я сниму этот русский мундир, осрамленный Барклаем де Толли. Причина вашего бегства, в чем она?» Позже Роман Иванович Багратион расскажет о личной храбрости Барклая, но никто не упомянет о том, что как стратег Барклай был несравненно выше Багратиона, что последний в ошибался в оценке действий полководца. Вот это уже простить нельзя.

P.S. Картинки кликабельны.
P.P.S. Если у кого возникнет желание ознакомиться с этим шедевром, то он лежит на Торренте.
Tags: Кино и немцы
Subscribe

Posts from This Journal “Кино и немцы” Tag

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 205 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Кино и немцы” Tag