«В. князь показывал некотораго рода представление куклами и машинками, а именно: Балет Дидоны, при игре на скрипке г.Дица, где были меньшой брат, в. княгиня супруга, гр. Ш. и я.
Тогда же была на Таврическом театре представлена комедия Русская Лебедянская Ярманка, сочин. г. Копьева, где осмеяны странныя моды молодых жеманов, толстые на шее платки, короткия трости и низкие башмаки, кои ежеминутно с ног спадывали. Государыни и всем тут присутствовавшим оная очень понравилась, кроме молодых в. князей, которые некоторым образом себя тут видели.» (А.Я.Протасов)
В.к. Александр Павлович. 1793. Ритт.
«Если происходила между ними (в.к. Александром Павловичем и его супругой, в.к. Елизаветой Алексеевной – К-К.) легкая ссора, то, опять-таки, мне приходилось быть их судьей, Я вспоминаю, как после одной из таких ссор они приказали мне прийти на следующий день, в семь часов утра, в комнаты моего дяди, находившиеся в нижнем этаже дворца и выходившие в большой сад. Я отправилась туда в назначенный час. Оба появились на террасе. Великий Князь влез в окно, вытащил стул, выпрыгнул из окна и заставил меня последовать за ним, все для того, чтобы придать вид приключения самой невинной вещи в мире. Они взяли меня за руку и повели в старинную беседку в глубине сада, посадили меня за стол, и процесс начался. Они говорили оба разом. Приговор был произнесен в пользу Великой Княгини, которая была совершенно права. Великому Князю пришлось признать это, он так и сделал. Окончив это важное дело, мы с самым веселым видом продолжали нашу прогулку.» (В. Н. Головина)
В.к. Александр Павлович. 1798-1800. Неизвестный художник.
«Наследник, великий князь Константин Павлович, двое князей Чарторыйских, из коих один был при великом князе Александре Павловиче, а другой при Константине Павловиче, граф П.А.Строганов, князь Волконский, адъютант наследника, и я всякий день ходили купаться в петергофскую купальню, и великий князь Александр Павлович учил меня плавать.
Один раз до того расшалились, что у гавани стоял превысокий столб, на котором утвержден фонарь для мореплавателей, и преузенькая лестница вела к фонарю, и всякий должен был туда взлезть, чтобы показать, что не трус, а столб был так ветх, что когда влезаешь, то он весь шатался. Все это лето много делали резвостей подобного рода.» (Е.Ф.Комаровский)
Не знаю, как кому, а мне больше всего понравилась история про столб. Надо сказать, что, став императором, Александр Павлович подобные эскапады бросил (Ну, почти бросил.). Все-таки, надо высокому положению соответствовать. Тяжелая жизнь у царя, право слово, и на столб не влезешь!
Journal information