Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Categories:

Технический прогресс налицо или "Об Электрическом лечении, входящем в моду."

Промышленная эксплуатация электрического телеграфа началась в 1830-е годы, электрическое освещение, «свечи Яблочкова», появилось еще позже, в 1870-е. Тем не менее, и в XVIII, и в XIX веке люди про электричество знали. Очень модно было употреблять слова «электрические искры» или «электрический удар» в сочинениях. Писатели и мемуаристы старались идти в ногу со временем.

«Некто князь Меншиков, премьер-маиор в нашем полку, неспособный от природы, преданный пьянству, не имевший никакого значения и терпимый на службе только по состраданию и снисхождению Императора, вдруг появился, без сомнения подстрекаемый мятежниками, в тылу колонны, и воскликнул: „Виват Императрица Екатерина Алексеевна, наша Самодержица!" Это было электрическим ударом. Вся колонна повторила это восклицание.» (Воронцов С.Р. Автобиография)

«В манифесте своем о вступлении на престол, юный император объявил, что намерен управлять Россией «в духе в Бозе почивающей бабки своей, императрицы Екатерины II», — и эти слова, как электрический удар, потрясли все сердца!» (Булгарин Ф. Воспоминания)

«Не прошло получаса, как кто-то вошел в горницу и сказал: "Едет, ваше величество". Электрическая искра любопытства пробежала по всех нас. Государь хладнокровно и без торопливости встал с своего места, взял шляпу, перчатки свои и вышел с спокойным лицом и обыкновенным шагом вон из горницы.» (Давыдов Д.В. Тильзит в 1807 году)

«В числе молодых людей, воспитанников Московского университета, чиновников присутственных мест и дворян, детей первых сановников России, пришел в стан русских воинов молодой певец, который спел нам песнь, песнь великую, святую, песнь, которая с быстротою струи электрической перелетала из уст в уста, из сердца в сердце; песнь, которую лелеяли, которою так тешились, любовались, гордились люди XII года! Этот певец в стане русских был наш Кернер, В. А. Жуковский.» (Глинка Ф.Н. Очерки Бородинского сражения.)

«На польской сцене не только в разговорах, но и в одежде, в ухватках, в танцах, например, польском, мазурке, прорываются иногда сами собой предания, отголоски Речи Посполитой; между представлениями на сцене и зрителями пробегают таинственные, неуловимые токи национального электричества. Все это воодушевляет сцену и дает сценическому представлению самобытный, народный характер.» (Вяземский П.А. Старая записная книжка.)

Периодически электрическую машину изображали на карикатурах.

Республиканский электрошок, от которого рушатся троны тиранов. Дюпюи. 1790-е.

На свитке написано «Республиканская конституция», на проводе – «Свобода, равенство, братство.», на диске – «Декларация прав человека».

Электричество изучали в учебных заведениях (и даже в Смольном институте), в лабораториях ставились различные опыты.

«Директором Морского корпуса тогда был адмирал Петр Кондратьевич Карцов, человек весьма ограниченного ума и помешавшийся на экономии: кадет бог знает как кормили, бог знает как учили. Он и слышать не хотел о новых расходах. Его кое-как уломали тем, что брат станет преподавать физику даром, а кабинет они как-нибудь устроят собственными средствами. Брат принялся за устройство электрической машины и других несложных препаратов.» (Записки М. А. Бестужева в виде ответов на вопросы М. И. Семевского 1860—1861 гг/) (Речь идет о царствовании императора Александра I)

Молчанова Екатерина Ивановна. 1776. Левицкий. Русский музей.

Воспитанница Смольного института изображена с электрической машиной.

С помощью электричества устраивали своеобразные представления.

«Домашние наши спектакли, которые многие находили недурными, рушились по милости наводнения, истребившего все устройство сцены, как и все устройство механизма и электрических аппаратов моего электромеханического увеселительного кабинета, стоившего мне больших трудов, порядочных издержек. (Толстой Ф.П. Записки) К сожалению, цитата об этом кабинете крайне интересная, но очень длинная. Интересующиеся найдут ее в конце поста.

Но самое интересное то, что это явление широко использовалось в… медицине.

Лечение электричеством. Гравюра XVIII века.


А. Чарторыйский, рассказывая о своей семье, приводит следующую историю. Его мать, узнав о смерти дочери, слегла. «При этом известии одну половину ее тела разбил паралич, и она долгое время должна была ходить на костылях. Только при помощи электричества удалось вылечить ее ногу». (Чарторыйский А. Мемуары) (речь идет о начале 1780-х годов)

Знаменитый деятель Великой Французской Революции, Жан Поль Марат, врач по профессии, тоже пытался лечить с помощью электричества. «Марат представил в Руанскую академию "Мемуар о лечебном электричестве", который 6 августа 1783 г. был премирован и затем издан в Париже… Автор "Мемуара" пришел к выводу, что при электротерапии наибольший лечебный эффект дает шоковый метод, причем длительность сеанса не должна превышать 20 минут при 4—5 сеансах в день. Далее он уточнял, что лечить электричеством можно лишь незлокачественные опухоли, судороги, односторонние парезы, кожную сыпь.» (Цверава Г.К. Марат как естествоиспытатель.)

Ж.П.Марат. Гарнере. Ламбине.


Мы шли в ногу со временем и в конце XVIII века новомодные методы появились и в России. В 1790-м году в Обуховской больнице в Санкт-Петербурге «Электрическая сила испытуема была над 45 человеками; вылечены ею совершенно 11, получили некоторое облегчение 12, а прочим не помогла»

11 февраля 1796 года А.Т. Болотов записал «Об Электрическом лечении, входящем в моду. Многие стали уважать сие врачевание и машины час от часу входили в употребление»

Я не являюсь врачом и, к сожалению, не могу сказать, действительно ли электричество обладает лечебными свойствами или же оно являлось плацебо. По крайней мере, глухоту в.к. Александра Павловича с его помощью излечить не удалось. Несмотря на письмо, в котором сквозит оптимизм ««Мой слух улучшился; электричество, что я использую, помогает мне излечиться от глухоты.» (в.к. Александр Лагарпу 12 марта 1796 года), император Александр I всю жизнь слышал плохо.

В.к. Александр Павлович. Неизвестный художник. Копия портрета кисти Боровиковского 1796 года. Павловск.


В мемуарах и воспоминаниях можно встретить и другие упоминания об этом способе лечения.
«В Туле квартировал я в сей раз у Пастухова и пробыл не более двух суток, в течение которых отдал деньги, побывал у своего начальника, виделся с бывшею тогда в Туле дочерью моею Елизаветою и кое с кем другими, обедал у отъезжавшего тогда в Москву наместника, а на другой день успел и обещание свое исполнить и полечить дочь наместникову, по желанию матери ее, на машине. Я приезжал к сей по отъезде уже наместника и нашел у ней превеликое собрание господ и девиц и, установив привезенную с собою машину, электризовал многих, а наконец и самую больную дочь ее, страдавшую почти неисцелимою и такою болезнию, которую по крайней мере надлежало очень долго электризовать прежде, нежели можно было какого успеха надеяться, что и причиною тому было, что я машину у них оставил, и научил их, как им самим пользовать ею больную ежедневно.» (Болотов А.Т. Записки.) (1790-е годы)

«Шалимов лечил меня электрическою машиною от ревматизма в руке и мне помог.» (Янькова Е.П. Рассказы бабушки.) (1819 год или чуть позже)

Может, кто-то из читателей-врачей скажет, электричеством действительно можно вылечить или это из области ненаучной фантастики? Незлокачественные опухоли, судороги, односторонние парезы, кожная сыпь, глухота, ревматизм. Недурной список. Мне попадалось ещу утверждение, что электричеством пользовали от импотенции.


Ну а теперь обещанный отрывок из Записок графа Ф.П. Толстого про электромеханический увеселительный кабинет.

«Входя в кабинет в единственные двери из нашей гостиной, по боковым стенам находятся шкапы с библиотекой, а на четвертой стене против самой двери находится футляр стенных часов в виде простой узкой пирамиды, круглый циферблат которых не имеет часовых стрелок, а назначены только одни цифры часов.
Я приношу к зрителям в натуральную величину бабочку, сделанную из воску с бумажными крылушками, и даю зрителям, чтобы они ее приложили к центру циферблата и отпустили ее, где она и остается. И по приказанию их она показывает час и минуты этого времени. На правой от часов стороне стены, между ими и боковой стеною кабинета, находится небольшая четыреугольная дошечка, горизонтально поддерживаемая двумя весьма тоненькими подставками, на которой стоит на низеньком пьедестале фигура, сделанная из воску, не более шести вершков, изображающая арапа, держащего небольшой стальной молоток. У ног статуйки стоит тоненький фигурный столбик, на котором сверху находится медный, полушаром колокольчик. Я снимаю эту статуйку с пьедестала, даю рассмотреть ее зрителям, как и горизонтальную дошечку, на которой она стояла. Потом ставлю ее опять на то место, с которого снимал. Потом предлагаю кому-нибудь из зрителей взять одну карту из цельной колоды и держать у себя, не показывая мне, и спросить статуйку, какая карта была им взята, и спросить следующим образом: во-первых, какой масти карта, называя порознь: червонная, пиковая, трефовая и бубновая. Статуйка при названии той масти, которой у него карта, наклоняет голову в знак того, что у него карта этой масти, а при названии других она вертит головой из стороны в сторону. При вопросе, какая карта, он молотком по колокольчику [отбивает] то число очков, которое она изображает. Ежели эта карта - одна из фигур, то он выбивает то число, которое обыкновенно приписывается этим фигурам: королю -13, даме - 12 и валету - 11.

На левой стороне [от] часов находится такая же точно, как и вышеописанная, дощечка, также на двух тоненьких подставках и на таком же пьедестале, как и арап. [На ней] находится статуйка шарманщика, также сделанная из воску, на спине с небольшим красного дерева органом, как обыкновенно носят по улицам, держа правою рукою за рукоятку шарманки, которую я снимаю и показываю зрителям, как и дощечку, на которой она стояла, [и] которая, поставленная на место, по желанию присутствующих играет, вертя рукою, на органе. Весь механизм описанных вещей изобретен и исполнен собственными моими руками.

По самой середине этого кабинета находится купол, освещающий весь кабинет. Спускается с самой верхней его точки тонкий шнурок, употребляемый при занавесках, на котором висит чистого белого стекла шар величиною около половины аршина в диаметре, вверху с некоторым акустическим устройством, а внизу шара изнутри выходит наружу бронзовая труба в виде охотничьего рога с широким отверстием, из которого выходят звуки. К правой стене кабинета этот шар висит так, что труба находится на высоте почти человеческого роста. Около этого шара идут с полу четырехугольные самые тоненькие перила с тоненьким наверху карнизом, так что шар находится по самой средине их и своей нижней частию находится почти в уровень с карнизом. От трубы, где она выходит из шара, [идет] такой же шелковый шнурок, на котором висит и сам шар, он прикреплен к углам перил, чтобы шар ни на которую сторону не мог быть сдвинут.

Я предлагаю зрителям делать этому шару какие им угодно вопросы, на которые они получают ответы посредством трубы. И ежели кому вздумается подставить свечку к трубе, то он ее задует. Это действие, производимое Робертсоном и известное другим, имеющим увеселительные физические кабинеты, названо им "femme invisible"1, которые у всех их устроены так, что стоящие на столах бюсты делают ответы, которых механизм легко скрывается в столах и самих бюстах, а у меня это действие производится стеклянным шаром, совершенно открытым снаружи и внутри и висящим на шелковом шнурке. Это действие, придуманное мною, гораздо больше удивляет, чем виденное у Робертсона и других.

Недалеко от "femme invisible" стоит маленький квадратный на четырех тоненьких ножках обыкновенный столик, коего сторона - 3 четверти аршина, а толщина - с небольшим три вершка, верхняя доска которого математически верна горизонтально, черного цвета, на которой назначен белый круг, вроде дорожки, ширина которого - с небольшим вершок, а диаметр круга - около 10 вершков. На этом круге назначены черною краскою начальные буквы Норда, Оста, Зюда и Веста*, а из центра круга идет радиусом такая же дорожка к букве Зюда.

На этот столик, показав всем, даю поставить в центр лицом к Зюду одному из зрителей маленькую бронзовую колясочку о трех колесах, два больших, а впереди - одно гораздо меньше, в которой сидит маленькая статуйка, сделанная из воска, в виде мага. Таким образом поставленная коляска с магом по требованию зрителей катится по дорожке в Зюду и, доехав до круга, по приказанию зрителей поворачивается направо или налево и продолжает свой путь по кругу до той из 4-х букв, где приказано было остановиться.
Изображение и весь механизм этого столика и коляски выдуман и исполнен мной. Не говоря об многих других вещах моего увеселительного физико-механического кабинета, как, например, свечи и лампы, которые тушатся и зажигаются по моему приказанию, так и в виде античных больших курильниц вазы на треножниках, которые по моему приказанию распространяют благоухания.

Я скажу еще об одном фокусе, который заслуживает быть упомянутым по своей оригинальности. Я даю одному из зрителей выбрать из цельной колоды одну карту и держать ее у себя, не показывая мне, и приношу полную десть чистой голландской бумаги и даю [ее] и ножницы зрителю, выбравшему карту, предложив ему, когда я уйду, чтоб он выбрал из дести какой ему угодно лист, и из этого листа в коем угодно ему месте вырезал бы из бумаги точно такой же величины бумажку, как карта, и удержал бы у себя, а сам ухожу. Когда зритель исполнит это, тогда я возвращаюсь к зрителям с небольшим - в величину карты - красного дерева пустым ящичком с крышкой, который, отдавая ему в руки, прошу положить вырезанную бумажку на дно его и вслед за этим закрываю крышку и, оставляя ящик у взявшего карту, ухожу и приношу маленький плоский весь стеклянный ящик в величину карты, прошу взявшего карту вынуть из деревянного ящика вырезанную положенную им туда бумажку, а сам, раскрыв стеклянный ящик, прошу его положить ее туда и закрываю тотчас крышку передаю или ставлю стеклянный ящичек на столик Минут через 10-ть на этой бумажке оказывается в контурах та карта, которую он взял и которую я вынимаю из ящика и отдаю ее для сравнения с картой, которую он взял. В этом фокусе играет главную роль химия. К этому фокусу дала мне средства моя охота составлять разноцветные химические чернила, которые, добывая, я нечаянно открыл то средство, посредством которого я исполняю этот фокус.» (Толстой Ф.П. Записки)

P.S. Картинки кликабельны.
Tags: Как жили в старину
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments