Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Category:

"Гроза" в постановке театра им. В. Савина, или Опять о понятиях "хороший спектакль" и "мне нравится"

После первого акта "Грозы" Островского в постановке театра драмы имени В. Савина я испытывала сильное желание уйти домой. Спектакль был настолько плох? Вовсе нет. Спектакль был одним из лучших, когда-либо виденных мной. Недаром в антракте зрители, которые делились своим мнением, употребляли эпитет "мега" и собирались эту пьесу перечитать. Просто я еще раз убедилась, что это не мой вещь. В школе я ее тихо ненавидела и с возрастом, как выяснилось, больше любить не стала. Но проверить-то надо, правда?

аф.jpg

Еще раз: этот спектакль потрясающе хорош. Его ставил Сергей Федотов, художественный руководитель театра "У моста". И, когда этот театр гастролирует в Москве, я стараюсь попасть на его спектакли. Потому что Федотов - Мастер и Творец с большой буквы. В его спектаклях фальшивых нот нет. Не было их и здесь. Герои, которые были созданы Островским полтора века назад, ожили. Но наши современники, занятые люди XXI века, 2 часа следили за их судьбой, затаив дыхание.

сцена.jpg

Действие происходило в старинном волжском городке Калинове. Дом купчихи Кабановой, бульвар, беседка над рекой, старая часовня, лавка - все это было построено по эскизам Анны Репиной, она же создала костюмы героев. Серые доски, мрачные росписи часовни, изображающие страшный суд, неброские сюртуки и пиджаки у приказчиков и купцов, черные юбки и платки у странниц-богомолок. И разноцветье женских нарядов, буйство красок: красный, зеленый, синий, желтый, белый. Самые светлые платья носит Катерина. Этим подчеркивается то, что она - самый светлый образ в пьесе. Наивная девочка, выросшая в тихом доме в любви и ласке. Жена, искренне старающаяся любить мужа. Женщина, поверившая в свое счастье, пусть краденное, пусть всего на пару недель, но счастье. Очень интересно А. Репина подчеркивает душевное состояние Катерины с помощью одежды. Вот она в начале повествования. Светлое платье, белый павловопосадский платок и белая лента вокруг кос, уложенных короной. Замужним женщинам на Руси надо было покрывать голову, но можно было использовать не только платок, но и шляпку, повязку и пр. То есть, что мы видим? Замужнюю даму, этот ее статут четко отслеживается.


Кабаниха (Ю.Экрот), Тихон, Катерина (П. Лудыкова), Варвара (А. Боян), Глаша (Э. Путинцева).
прощание.jpg

Но на свидание с Борисом она приходит, сняв повязку. Ее душа хочет на волю и она сбрасывает опостылевшие путы. И уже к концу спектакля, задумав покончить счеты с жизнью, Катерина распускает волосы. Ей уже все равно, что с точки зрения менталитета середины XIX это совершенно недопустимый вид. Она уже там, не в этой жизни.

Борис и Катерина (П. Лудыкова).
свид.jpg

Так же продуманно смотрится образ Кабанихи (темные юбка и кофта, черный платок с яркими розами и кичка), Варвары (костюм очень похож на материнский но, конечно, без кички, и ярче, а также заметные красные бусы и серьги, ведь это девушка на выданье), Кудряша (традиционный наряд приказчика: штаны, сапоги, жилет и - ярко красная рубаха, сразу выделяющаяся на темноватой сцене), Бориса (сюртук, цилиндр, жилет, ничего купеческого, модный наряд столичного франта). В общем, что касается костюмов, тут я долго могу рассказывать, ибо пребываю в восхищении. Ибо тут работали перфекционисты, а я их люблю. В последней сцене даже красное пятнышко у Катерины на виске есть, хотя кто его там разглядит?

посл.jpg

Но понятно, что спектакль только костюмами и декорациями не ограничивается. Поэтому переходим к другим его составляющим: к режиссуре и актерской игре. Что касается первой, то про Сергея Федотова я уже сказала. Гений. Вы говорите, у нас сейчас кризис в искусстве? Возможно. Но не театре. За последние 5 лет я не один раз возвращалась домой после спектакля в полном восторге. Вы думаете, герои Островского - персонажи давно минувших лет и нынче интересны лишь филологам? Но разве Глумов из пьесы "На всякого мудреца довольно простоты", который всеми правдами и не правдами пробивается наверх, не современен? Вполне. Недаром в одном театре Егор делает записи в планшете, а не в дневнике. Разве в наши дни нет "Бесприданниц", которые ни работать не способны, ни жить в бедности? Разве не существует нынче властных свекровей-кабаних, которые искренне считают, что только они знают, что нужно их сыновьям и невесткам? "Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших." Можно, можно поставить старые пьесы так, что они заиграют снова. Федотову это удалось. С одной стороны, персонажи "Грозы" живут в дореформенной России. С другой - практически каждого героя можно встретить и в наши дни. И сыграны эти герои так, что любо-дорого посмотреть. У каждого - свой характер, своя манера поведения, даже речь отличается. Бабка-богомолка окает, Борис говорит правильно, Кулигин - по книжному, но старомодно, Тихон - пугливо, разве что не озираясь каждую минуту.

Катерина и Тихон.
муж и жена.jpg

Кабаниха обстоятельна, ее речь тяжела, слова как прописные истины. С.П. Дикой полностью соответствует своей фамилии (Да, это не прозвище): дик, скуп, хамоват. А как хороша Варвара! Яркая, бойкая и скрытная одновременно. Кстати, посмотрите как сочетается ее юбка с красной рубахой Кудряша. Таким образом показана близость героев. Да, я опять про костюмы. Но что делать, если именно таким образом раскрывается содержание пьесы?

Варвара и Кудряш.
пара.jpg

А теперь самый главный вопрос: почему я так хвалю спектакль, хотя чуть с него не сбежала? Потому что я четко разграничиваю понятия "хороший" и "любимый". Объективно "Гроза" исключительно хороша. Субъективно мне не близок в этом спектакле ни один герой. Кому тут можно симпатизировать, а? Забитому Тихону, который искренне любя жену, не может ее защитить и бьет, потому что не способен идти против воли матери? Самой Кабанихе, измывающейся над своими домашними, как только может? Блаженной дуре Катерине, которая не понимает в какой ситуации что можно и что нельзя делать, и которая вредит не только себе, но и Тихону, и Борису? Кудряшу, живущему только для себя? Борису, который настолько не понимает Катерину, что не видит: она на грани самоубийства? Вот разве что Варвара еще туда сюда. И не злая, и мозгами бог не обидел, и что в какой ситуации можно сказать, понимает. Вот как не любила я героев "Грозы" 35 лет назад, так и не люблю. Ничего не изменилось. Да, объективно я понимаю, что, в к примеру, образ Кабанихи актуален и сегодня. Но меня это не греет.

конец.jpg

Но, если вы иначе относитесь к этой пьесе Островского, искренне и горячо рекомендую спектакль. Он великолепен от и до, из минусов можно разве что шестиструнку у Кудряша отметить. Но это я уже придираюсь по мелочам. Да и то я сидела на 4 ряду (спасибо театру имени Маяковского, ни разу плохих мест блогерам не дали), а с десятого-двадцатого вряд ли кто из зрителей заметит сколько там на гитаре колков.

Сайты театра Маяковского:
http://www.mayakovsky.ru
https://vk.com/t.mayakovskogo
https://ru-ru.facebook.com/t.mayakovskogo
https://www.instagram.com/mayakovka/
https://www.youtube.com/channel/UCyAz6Ir6iDWc03uEA-XWzYQ

Сайт академического театра драмы имени В. Савина:
http://komidrama.ru/
https://m.vk.com/komidrama1?own=1

За приглашение спасибо moskva_lublu и pamsik.

Картинки с сайтов:
https://news.myseldon.com/ru/news/index/238337191
https://teatru-mosta.livejournal.com/680264.html
https://m.vk.com/komidrama1?own=1

P.S. Господа, пожалейте зрителей. Укажите, кто из двух составов в спектакле играет. Я облазила пол-интернета, но всех не отыскала. Ни в программке отметок нет, ни в сети информации.
Tags: #moskva_lublu, #moskvalublu, Любите ли вы театр?
Subscribe

Posts from This Journal “Любите ли вы театр?” Tag

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments