Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Category:

"Великая иллюзия", или О французской армии

Я тут решила пересмотреть "Великую иллюзию" Ренуара (того самого, известного режиссера и сына знаменитого импрессиониста). И пришла в полный восторг. В юности такие фильмы понимаешь куда хуже, потому что опыта меньше и тебя другие проблемы волнуют. В Дзен писать не буду, потому что при мысли о нем я тут же вспоминаю поговорку о бисере и непарнокопытных. Ну, если у поста про фильм "Ворон" (где, кстати, сыграл тот же Пьер Френе, что и в "Великой иллюзии") набралось 50 дочитываний за 3 дня... В общем, там классическое кино никому не нужно (за редким исключением и я каждому исключению очень рада). Поэтому пишу здесь. Тем более, что это не просто великолепный фильм, но фильм, показывающий что из себя представляла французская армия. Режиссер прекрасно знал тему, ибо он воевал сначала как сержант в 1 Драгунском полку (и его командир, капитан Л.-М. Боссю, возможно, был прототипом де Боэлдьё), а затем - как летчик.

аф.jpg

Это фильм о первой мировой войне, хотя как раз военных действий тут нет. Фильм начинается с того, что двое французских офицеров, капитан де Боэлдьё и лейтенант Марешаль, попадают в плен к немцам. Их враг, фон Рауффенштайн, вполне цивилизован и воспитан. Он даже приглашает пленных к столу. Вот только обращается он исключительно к де Боэлдьё, практически не замечая Марешаля. Почему? Да, именно поэтому. Французский и немецкий аристократы - ровня, в то время как Марешаль, явно рабочая косточка, чужак.

Капитан фон Рауффенштайн (Э. фон Штрогейм), лейтенант Марешаль (Ж.Габен), капитан де Боэлдьё.
2 оф.jpg

Весь фильм будет подчеркиваться близость этих двух людей. Они принадлежат к одному кругу, у них один интеллектуальный уровень, они знают одних и тех же лиц, с которыми встречались в гостиных или посольствах. Они оба профессиональные военные и для них война - не слом привычного уклада жизни, но цель их жизни. Она для них в порядке вещей и именно Боэлдьё говорит, что для дворянина умереть на войне - это нормально.

разг.jpg

В одной из сцен между ними происходит очень показательный диалог.
- Могу я спросить вас? - де Боэлдьё.
- Разумеется.
- Почему именно для меня вы сделали исключения и пригласили сюда?
- Потому что вы Боэлдьё, кадровый офицер французской армии, а я - Рауффенштайн, кадровый офицер германской армии.
- Но мои товарищи - тоже офицеры.
- Марешаль и Розенталь? Офицеры?
- Они хорошие солдаты.
- Очаровательное наследие французской революции.
- Ни вы, ни я, мы не можем остановить ход времени.
- Боэлдьё, я не знаю, кто выиграет эту войну, но каков бы ни был исход, он будет означать конец Рауффенштайна и Боэлдьё.

ранен.jpg

Между тем, де Боэлдьё - хороший человек, патриот, отличный парень. Собственно, он практически жертвует собой, помогая бежать из лагеря Розенталю и Марешалю. Он сделает все для товарищей. Но он всегда будет помнить, что он выше них. По рождению, по воспитанию, по образованию... Еще один интересный диалог происходит уже между де Боэлдьё и Марешалем. Лейтенант Марешаль, узнав о плане побега, во время которого де Боэлдьё будет отвлекать немцев, приходит поблагодарить его. И наталкивается на ледяную стену. Его товарищу благодарность не нужна.

перч.jpg

- Боэлдьё, я хочу кое-что сказать. - Марешаль
- Полейте горячей воды мне на перчатки.
- Что бы ни случилось, я хочу, чтобы вы знали...
- Но я это делаю не лично для вас. Так что у нас нет необходимости быть приторными. Лейте.
- Но в жизни бывают такие моменты..
- Давайте избежим их, хорошо? Простите...
- Вы будете их носить?
- Безусловно.
- Нет, но это странно: белые перчатки в подобном месте.
- Каждому - свое.
- Вы не можете быть, как все. Мы были вместе полтора года, а вы все еще церемонитесь.
- И с моей мамой, и с женой я веду себя точно так же.

В лагере для пленных офицеров денщиков нет и каждый сам обслуживает себя. Но и здесь дворянин будет упрямо носить белые перчатки, пусть и стирать их приходится ему самому.

Лейтенант Розенталь (М. Далио).
розенталь.jpg

Еще один интересный момент - это отношение к евреям. Один из офицеров - лейтенант-артиллерист Розенталь. Он из семьи банкиров и очень богат, именно его посылки дают возможность пленным худо-бедно нормально питаться. Он щедр, он делится не только со своими соотечественниками, но и с русскими. Да, как и во многих фильмах 1920-1930-х гг. здесь есть русские герои (вспомним, что Париж был крупнейшим центром русской иммиграции), но об этом - позже. Он куда более свой, чем Боэлдьё. И, тем не менее, однажды у Марешаля вырывается "Еврейская морда!". Да, он был устал и голоден, да, это был нервный срыв. Но все равно: еврей - это еврей. Дело Дрейфуса явно возникло не на пустом месте.

негр.jpg

В одной из сцен мы видим негра. В офицерском лагере, да. Ну, собственно, тоже признак эпохи. Я как-то писала о Камиле Мартеноле, командире ПВО Парижа в годы первой мировой. Или про летчика-вьетнамца. Поэтому Ренуар нисколько не погрешил против истины. Надпись "француз" в паспорте означала и означает только гражданство, национальность тут не при чем. Кстати, играл этого негра сенегалец Хабиб Бенглиа. Сын караванщика, он оказался в Париже в 1912, потому что его отец сопровождал верблюдов, которых привезли в Ботанический сад. И вот этот мальчишка стал известным театральным актером, первым французским чернокожим актерам, сыгравшим классические роли. Карьера в кино была менее успешной. Хотя его фильмография насчитывает больше 30 фильмов, роли были в основном эпизодические.

Канкан.
канкан.jpg

В фильме неплохо показан и французский характер. Тут, как говорится, от великого до смешного... Легкость? Да. Легкомыслие? Возможно. Стремление смеяться даже в трудных обстоятельствах? А разве это плохо? Самая знаменитая сцена в "Великой иллюзии" - это эпизод в самодеятельном театре, когда пленные решили изобразить канкан. Ну, все люди молодые, чего бы не повеселиться, тем более что, посмотрите, какие красотки получились. Но в одну секунду танцовщицы снова стали офицерами и патриотами. Как только пришло известие о том, что французы отбили Дуамон.

Русские офицеры и французы.
рус.jpg

Я обещала рассказать про русских? Зрители встречаются с ними дважды. Первый раз в начале фильма, когда наш соотечественник объясняет кому-то падежи. И второй раз, когда русские получив посылку от императрицы Александры Федоровны, приглашают французских друзей на угощение, желая отплатит добром за добро. К сожалению, в ящике оказываются книги, а не продукты...

аф2.jpg

Фильм отличный, искренне рекомендую. И снимал его мастер, и снимались тут профессионалы своего дела. Один Габен чего стоит. А тут еще Пьер Френе (известный в 1930-х -1940-х) и Эрих фон Штрогейм (который ни полраза не фон и ни полраза не немец даже, но этот немецкий еврей так убедительно играл и в жизни, что полмира убедил в своем аристократизме). Правда, я бы закончила эту ленту смертью де Боэлдьё. Потому что это высшая точка фильма, дальше пошел спад. Но я - не Ренуар.

Немецкая афиша к фильму. Во прям очень чувствуется что германцы рисовали...
аф нем.jpg

Картинки с сайта https://www.imdb.com/ плюс скриншоты.

P.S. А почему фильм так называется? Потому что после первой мировой бытовала уверенность: война была настолько ужасной, что больше такое никогда не повторится. Но во второй половине 30-х уже было ясно, что это - иллюзия. Как выяснилось, эта версия устарела. И сейчас пишут, что потому, что в 1909-10 году вышла одноименная книга Н. Эйнджелла, в которой он утверждал, что войны не случится, ибо издержки будут огромными.
Tags: Кино и немцы, Первая мировая война
Subscribe

Posts from This Journal “Первая мировая война” Tag

  • Братство народов времен первой мировой

    Попался под руку интересный рисунок. Священный батальон. 1914. Музей истории цивилизаций Средиземноморья. Выпущен плакат в 1914 году, поэтому…

  • "Союзники".

    Союзники. 1 четверть XX века. А. Панн. Музей истории и искусства иудаизма. Я готова петь оды автоматизму. Признаюсь, фамилию художника Абеля…

  • "Дочь Райана".

    Я помню, что надо написать окончание рассказа об отступлении из Ту-Ле, но меня погода придавила. Выпила сегодня днем крепкий кофе, чтоб голова…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

Posts from This Journal “Первая мировая война” Tag

  • Братство народов времен первой мировой

    Попался под руку интересный рисунок. Священный батальон. 1914. Музей истории цивилизаций Средиземноморья. Выпущен плакат в 1914 году, поэтому…

  • "Союзники".

    Союзники. 1 четверть XX века. А. Панн. Музей истории и искусства иудаизма. Я готова петь оды автоматизму. Признаюсь, фамилию художника Абеля…

  • "Дочь Райана".

    Я помню, что надо написать окончание рассказа об отступлении из Ту-Ле, но меня погода придавила. Выпила сегодня днем крепкий кофе, чтоб голова…