Император принимает Абделькадера во дворце в Сен-Клу. 1897. Жан-Батист Карпё. Валансьен, музей ИИ.

Да, я тоже челюсть уронила. Низко-низко. И тут мне стало интересно. Понятно, что приближенные эмира не могли оставить рисунков с изображением этой встречи. А другие французские художники и скульпторы? Ведь унижать врага было как-то не в традициях французов, обычно они изображали своих соотечественников победителями, но победителями милосердными.
Вот еще раз этот барельеф.

А теперь смотрим дальше. Карпё изобразил прием, который происходил после того, как Луи-Филипп отпустил на волю эмира Абделькадера. Тот провел в плену 5 лет. Условия содержания были относительно мягкими. Но тот, кто был в Амбуазе, тот наверняка обратил внимание на памятник родным и приближенным эмира, умерших в заключении. Все же климат Франции был слишком суров для алжирцев. Так что же еще рисовал картины на этот сюжет?
Вожди арабов представляются принцу-президенту. Эмир Абделькадер в Сен-Клу 30 декабря 1852. Франсуа теофиль Этьен Гид. Аяччо, музей ИИ.

Хм... Похоже, похоже... Кстати, Луи-Наполеон в ту пору был уже императором Наполеоном III. А вот еще рисунок, тут ситуация совсем другая.
Прием Абделькадера во дворце в Сен-Клу. XIX век. Анри-Феликс-Эммануэль Филиппото. Национальная библиотека Франции.

Попробуем отмотать события чуть-чуть назад.
Луи-Наполеон объявляет Абделькадеру об освобождении 16 октября 1852 в Амбуазе. 1861. Анж Тиссье.

Здесь мы видим опять склоненную фигуру, целующую руку принца-президента, но тут это явно женщина. А еще назад?
Сдача Абделькадера 24 декабря 1847. Огюстен Режис. Шантийи.

Сдача Абделькадера. XIX век. Музей истории цивилизаций Европы и Средиземноморья.

Похоже, когда Франция была великой, ей не нужны были изображения коленопреклоненных врагов. Но после франко-прусской войны положение изменилось.
Картинки с сайта https://www.photo.rmn.fr/.
Journal information