Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Category:

Французская актриса для русского императра или Я советую вам поберечь здоровье

Сегодня будет очередной пошлый пост из серии «Любовница императора».

Александр I имел связь как минимум с двумя французскими актрисами, мадемуазель Жорж и мадемуазель Бургуан. Достоверных сведений об этом крайне мало, придется довольствоваться слухами. Впрочем, когда говоришь об интимных отношениях, чаще всего опираешься именно на сплетни и предположения. Ведь отнюдь не все брали пример с Пушкина и сообщали друзьям весьма исчерпывающую информацию типа «Безалаберный! Ты ничего не пишешь мне о 2100 р. мною тебе должных, а пишешь мне о Mde Kern (мадам Керн) которую с помощию божией я на днях в…б.». Письмо написано в феврале 1828 года, так что мы довольно точно знаем, когда произошло сие событие. К сожалению, Александр I был скрытным человеком и дневников не вел, а письма писал очень пристойные, ибо был чрезвычайно хорошо воспитан. Уж не знаю, как царь выражался в мужской компании, но в дамской он даже слово «любовница» не произносил, ибо неприлично… Правда, манеры джентльмена не мешали ему заводить романы.

Мария Тереза Этьеннетта Бургуан. Анри-Франсуа Ризенер.

Мда, похоже нашему императору и впрямь нравились не худые брюнетки.

Мария Тереза Этьеннетта Бургуан родилась в Париже в 1785 году. Она хотела «посвятить себя Терпсихоре», то есть, стать танцовщицей, но актриса Дюмений убедила девочку, что ее путь – поклонение Мельпомене и Талии. Та стала актрисой, а Дюмений – ее наставницей. В 1799 (по другим данным в 1800)году, в 14 лет, Бургуан дебютировала во Французском театре (Théâtre Français, в то время так называлась Комедии Франсэз). У нее было прелестное лицо и хорошая память (что крайне важно для актрисы). Начинала она с ролей Амелии в «Фенелоне» и Агнессы в «Школе женщин» Мольера. В газетах написали о блестящем дебюте молодой актрисы и … о протекции правительства. Мадемуазель была любовницей министра внутренних дел Шапталя. Через несколько лет Наполеон отобьет ее у своего министра, причем самым хамским образом. Девушку пригласили во дворец Тюильри как раз в тот момент, когда Бонапарт проводил совещание с Шапталем.
«Вдруг паж предстал на пороге, сообщая: «Она прибыла, сир». «Пусть войдет» – ответил император. Шапталь бросил взгляд на дверь, чтобы узнать, кем была эта ночная посетительница, что принимает Наполеон, и узнал мадмуазель Бургуан. Перо выпало у него из рук, он оцепенел, как будто обратившись в камень.
В это время актриса предстала перед императором, говоря, что она к услугам его величества. «Пройдите в спальню» - сказал Наполеон не удостаивая ее взглядом и показал на дверь, но не на ту, в которую она вошла, - «Ложитесь и подождите меня». Она исчезла и бедный Шапталь, покрытый холодным потом, был вынужден взять перо и продолжать работать еще два часа, которые показались ему двумя веками.» (Так драматично эта сцена описана в книге «Napoleon Bonapart peint par lui-memê. Extrait de veritable manuscript de Napoleon Bonapart par un américain. Londres, 1818. Наполеон, обрисованный им самим. Извлечение из настоящей рукописи Наполеона Бонапарта, сделанное одним американцем. Лондон, 1818. По словам издателя, рукопись была передана ему в 1814 году и автор ее американец, который как раз в этом году путешествовал по Франции и собрал материал, что называется, по горячим следам. Оригинал на французском, перевод мой, – К.К.).

В общем, Бургуан имела большой успех. Настолько большой, что в 1801 году она вошла в число социетариев (пайщиков) театра. Надо сказать, что социетариями становятся отнюдь не все актеры. Если мне память не изменяет, только те, кто отслужил в театре определенное время и чья кандидатура была одобрена коллегами. Бургуан пробует силы в трагедии, в «Заире» и в «Ифигении», но зрители находят, что она произносит текст несколько монотонно и актриса снова обращается к комедии. Она настолько преуспела в этом жанре, что ее прозвали «Богиней радости и удовольствий».

Наполеон I принимает барона Винсена, австрийского посла, в Эрфурте. Николя Госс.

Императоры работают. Наш – 4 справа, в профиль.

С мадмуазель Бургуан (1785 - 1833) Александр Павлович встретился в Эрфурте. Наполеон, желая поразить и развлечь царственного гостя, привез с собой первый состав Комедии Франсез, в который входила и эта актриса. Говорят, когда царь впервые увидел ее на сцене и высказал желание познакомиться поближе, Бонапарт пытался отговорить его. Слова французского императора очень афористичны, но обычно приводят сокращенный вариант. Тогда как полный, по мнению Ги Бретона, звучит следующим образом: «Но через день газетная хроника, а дней через пять весь Париж будет знать все детали Вашего телосложения с головы до пят, из деликатности не упоминая лишь одну из них… И потом, мой долг — заботиться о здоровье гостя…». Признаюсь: когда я прочитала не купированную версию, то была крайне удивлена. По моему мнению, сплетников должен был особо интересовать именно размер этого неупомянутого органа императора. А тут, оказывается, вон как все скромно!

Император Александр I. 1805-1808.Неизвестный художник, ранее портрет приписывался Щукину. Русский музей.


О том, что было дальше, мнения расходятся. Одни пишут, что царь пренебрег советом императора, другие - что внял ему. К числу первых относится Ги Бретон. По его словам обращение «кузен», которым императоры называли друг друга вполне оправдано, ибо они породнились через актрису: оба с ней спали. Так или иначе, но в 1809 году мадемуазель приехала на гастроли в Петербург и выступала с успехом. Поскольку Бретон соврет – не дорого возьмет, то веры ему нет никакой, но об этой истории пишет и вполне серьезный историк Вандаль. Правда, он считает, что царь все же поберег свое здоровье.

Наполеон и Александр в Эрфурте. Акварель.

Императоры отдыхают. Наш – на белой лошади. Подозреваю, что этот конь – знаменитый Эклипс, которого Наполеон подарил Александру.

Можно прочитать, что писали о мадмуазель наши соотечественники, например, Ф.Ф. Вигель. «Для забавы друга своего Александра в Эрфурте и на удивление толпы прибывших туда королей Наполеон выписал из Парижа труппу лучших комедиантов. Между ними русскому императору более всех игрой полюбилась девица Бургоэнь; заметив то, Наполеон велел ей отправиться в Петербург, чего сама она внутренне желала. Замечено, что парижские актеры охотно меняют его только на Петербург, и Россия есть единственная страна, которая оттуда умеет сманивать великие таланты. Щедрее ли других она платит, или, касаясь пределов Китая и Персии, по весьма извинительному честолюбию в артистах, надеются они, что через нее лишь слава их может достигнуть до концов вселенной? Публике мамзель Бургоэнь очень полюбилась; но царь и двор его не обратили на нее особенного внимания. Она также играла на обе руки молодых девиц и женщин в комедиях и трагедиях. Один из зрителей весьма энергически, совершенно по-русски, прозвал ее настоящею разорвой; и действительно, при милой ее рожице и отличном таланте, в ней было что-то чересчур удалое. Когда она играла пажа в «Фигаровой женитьбе», все были от нее без памяти; когда же хотела быть трогательною в «Ифигении», невольно располагала всех к смеху. Года полтора или два она оставалась в Петербурге, потом соскучилась о Париже и в него вернулась.»

Интересно, что французские зрители не разделяли мнения Филиппа Филиппыча: «Эта актриса прелестна в роли Керубино в "Женитьбе Фигаро", но ее почитатель мог бы упрекнуть ее в недостатке смелости, что нехарактерно для мужчины» (Les factes de la Comedie Française. T 2. Paris, 1822. Оригинал на французском, перевод мой, – К.К.)

Комедии Франсэз. Конец 18 в. Менье.

Обратите внимание на подъемный механизм. Кстати, театр и сейчас обретается в этом здании.

В следующий раз мы встречаемся с Бургуэн в Париже. По материалам, найденным severr, она присутствовала при прогоне русских пленных по Парижу в 1814 году. «Им бросили много хлеба на перекрестке улицы Наполеона. Прекрасная французская актриса мадмуазель Бургуан чтобы засвидетельствовать свою благодарность за радушие, с которым ее принимали в России, отправилась в своей карете на бульвар с провизией, которую раздавала лично.» (Revue britannique, 1840. Оригинал на французском, перевод мой, - К.К.)

Ударом для Бургуан стала смерть Тальма в 1826 году. Она потеряла не только друга, но и учителя, и защитника. Через некоторое время против актрисы начали строить интриги и в 1829 году она была вынуждена покинуть сцену. Это далось ей крайне тяжело, вся ее жизнь прошла в театре. «Меня убивает моя отставка» сказала она за несколько дней до смерти. Умерла Бургуан 11 августа 1833 года в Париже и была погребена на кладбище Пер Лашез.

Могила Бургуан.


P.S. Картинки кликабельны. Оцените мою настойчивость. Я перерыла пол французского Интернета, но все же нашла портрет Бургуан. К сожалению, во Франции сейчас популярна ее тезка, Луиза Бургуан, тоже актриса и «мисс метео» (Она вела прогноз погоды.) Так что, куда ни глянь, всюду видишь Бургуан, да не ту.
Фотография могилы взята отсюда: http://www.appl-lachaise.net/appl/article.php3?id_article=1485
P.P.S. Сначала я хотела написать сразу про обеих актрис, но когда начала собирать материал, поняла, что его слишком много для одного поста. Так что про Жорж – как-нибудь потом. И вообще, что бы нашему императору иметь поменьше любовниц? Ну ладно, не поменьше, но хотя бы соотечественниц? А то материал про Бургуан почти исключительно на французском и я замумукалась с ним разбираться.
P.P.P.S. "Когда-нибудь" для Жорж все же наступило. См здесь: http://catherine-catty.livejournal.com/147557.html
Tags: Александр I: биография, Любовницы императора
Subscribe

  • "Такси в Тобрук"

    Ну что, очередной понедельник и очередной рассказ о фильме. На этот раз обратимся к ленте де Ла Пательера "Такси в Тобрук". Этот фильм я когда-то…

  • "Большая тройка (Ялта-45)", или За кулисами великой игры

    Всем известна эта фотография, сделанная Борисом Косаревым 9 февраля 1945 года в Ливадии. Большая тройка опять собралась, на этот раз для того, чтобы…

  • Эвакуация жителей Тьонвиля, 1940

    Тьонвиль - это городок в Лотарингии. После франко-прусской войны он оказался в составе Германии. В 1918 снова стал французским. В июне 1940 попал в…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 120 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • "Такси в Тобрук"

    Ну что, очередной понедельник и очередной рассказ о фильме. На этот раз обратимся к ленте де Ла Пательера "Такси в Тобрук". Этот фильм я когда-то…

  • "Большая тройка (Ялта-45)", или За кулисами великой игры

    Всем известна эта фотография, сделанная Борисом Косаревым 9 февраля 1945 года в Ливадии. Большая тройка опять собралась, на этот раз для того, чтобы…

  • Эвакуация жителей Тьонвиля, 1940

    Тьонвиль - это городок в Лотарингии. После франко-прусской войны он оказался в составе Германии. В 1918 снова стал французским. В июне 1940 попал в…