В общем, сначала сообщаю, что вчерашний безногий генерал – это отчим Александры Осиповны Смирновой-Россет. Спасибо
«Наконец, настал великий день. Наша зала была освещена сальными свечами, а на этот случай купили стеклянные рожки. Три звонка, и вошла государыня со своей свитой. Она была decolletée (декольтирована), на шее у нее всегда были три нити крупного жемчуга. Она ходила на высоких каблуках, переваливалась и была очень крепко зашнурована. С ней была madame Catalani (мадам Каталани) в оранжевом платье и с пунцовой розой в волосах. При ней — фрейлины Екатерина Николаевна Кочетова и княжна Елизавета Григорьевна Волконская, барон Альбедиль, гофмейстер, и камергер князь Андрей Пав[лович] Гагарин, красавец.
Императрица Мария Федоровна. До 1828. Доу. Русский музей.
Обратите внимание: изображенной на портрете даме уже хорошо за 60. А как сохранилась! Многие современники отмечали моложавость вдовствующей императрицы.
Они все зашли за перегородку. Там стол стоял с разным угощением, все блестело золотом и серебром. Освещение было ослепительное.
Два звонка, и в залу впорхнуло прелестное существо. Молодая дама была одета в голубое платье, и по бокам приколоты маленькими букетами roses pompons (мелких роз) такие же розы украшали ее миленькую головку. Она не шла, а как будто плыла или скользила по паркету. За ней почти бежал высокий, веселый молодой человек, который держал в руках соболью палатину и говорил: «Шарлотта, Шарлотта, ваша палатина». За решеткой она поцеловала руку государыни, которая ее нежно обняла. Мы все сказали: «Medames, какая прелесть! Кто такая? Мы будем ее обожать!» Нам сказали: «Это в. к. Александра Федоровна и в. к. Николай Павлович».
Николай Павлович. 1825. Бовио. Частная коллекция.
Три звонка. Вошел Александр Павлович, тотчас повел рукой по своей лысине. Он был удивительно свежим и ходил прекрасно. Государыня пошла к нему навстречу, благодарила его за сделанную институту честь и сказала: «Дети мои, благодарите государя!», и раздалось громкое: «Мы благодарим ваше имп. величество».
Император Александр I. Доу. 1825. Русский музей.
Император, видимо, пошел в мать и тоже выглядел младше своего возраста. Его несколько старила лысина, но если ее прикрыть, смотрите, какой молодец получается!
Еще три звонка, и вошла маленькая дама в белом чепце, окутанная белым газом, в красных пятнах на лице. Она подошла к нам и спросила: «Где маленькая Радзивилл?» и сказала ей несколько слов. «Ах, medames, какая противная: кто это?» Дамы сказали, что императрица Елизавета Алексеевна. «Она точно старая гувернантка». За перегородкой ее приняли по холодку. В. к. Михаил Павлович тогда был за границей, где и обрел вюртембергское сокровище, которое отравляло его жизнь.»
Императрица Елизавета Алексеевна. Доу. 1825-1826. Русский музей.
Ну как? Остра дама на язык! Обозвать императрицу Елизавету Алексеевну гувернанткой, а великую княгиню Елену Павловну вюртембергским сокровищем! Зато образно.
P.S. Картинки кликабельны.
Journal information