Екатерина (catherine_catty) wrote,
Екатерина
catherine_catty

Category:

Кино Пятой Республики: фильмы о войне в Индокитае

Как известно, в СССР кинематограф западных стран чехвостили, как могли, приписывая ему и те пороки, которых у него сроду не было. Я в начале 90-х брошюрки на тему выкинула, когда поняла, какой там лютый бред написан. Теперь жалею. К счастью по наводке dersteppenwolf7 нашелся перевод книги Ж.-П. Жанкола "Кино Франции. 1958-1978". На самом деле книга называется "Кино французов, Пятая Республика. 1958-1978" (Le Cinéma des Français, la Vème République. 1958-1978). Прочтите отрывок, касающийся фильмов о войне в Индокитае и вы поймете, почему книгу в СССР издали.

"Воспоминания о войне в Индокитае отодвинулись в глубину памяти. Дело не в давности события для французов она окончилась лишь четыре года назад, с возвращением к власти де Голля, но ее отодвинули на задний план североафриканские события. К тому же война в Индокитае была войной профессионалов, за которой средние слои общества следили мало и еще меньше ее понимали. Только коммунисты с похвальной решимостью осуждали ее вплоть до 1954 года.
Как мы уже упоминали, два фильма нарушили молчание по этому поводу в последние месяцы Четвертой республики: «Незаконная смерть» Марселя Камю и «Ударный взвод» Клода Бернар-Обера.

патруль.jpg

Изображение войны в Индокитае могло бы в последовавшие за ней годы послужить своего рода алиби дня фильмов о событиях в Алжире (на манер тех американских картин 1952 или 1953 года, которые использовали события войны 1945 года против Японии, чтобы разоблачать присутствие американских солдат в Корее). Ничего подобного не произошло. Фильмы об Индокитае редки, а те, что есть, представляют собой тяжеловесные повествования о войне, напыщенные по стилю и глупо напичканные расизмом (как, например, «Форт безумца» режиссера Лео Жоаннона, 1963 г.) либо направленные на восхваление примирения между французами и... немцами, ибо в Индокитае под трехцветным флагом сражался иностранный легион, говоривший преимущественно на языке Гёте (в фильме «Парии славы» Анри Декуэна с участием Курда Юргенса, 1964 г.). К тому же для этих фильмов характерно неправдоподобное воспроизведение событий среди рисовых полей Камарга. Ту же оплошность мы увидим спустя два года в комедии Клода Бернар-Обера «Почтальон из Дьенбьенфу» (На самом деле – «Почтальон идет на войну», я бы даже перевела как «Почтарь в поход собрался», тут аллюзия на песню про Мальбрука –К-К) с участием Шарля Азнавура. Фильм шел в прокате одновременно с «Жандармом из Сен-Тропе», и публика не делала между ними особого различия.

почтарь.jpg

Таким образом, эхо войны в Индокитае было бы весьма приглушенным, если бы не одно исключение, а именно: «Взвод 317» Пьера Шёндёрфера единственный фильм, попытавшийся передать, какой могла быть в действительности «грязная война».

Пьер Шёндёрфер был в те годы одним из немногих французских режиссеров, который придерживался откровенно правых позиций. Он сделал для кино две посредственные экранизации произведений Пьера Лоти («Исландские рыбаки» (На самом деле – «Исландский рыбак» -К-К) и «Рамунчо», 1959) и сотрудничал с Жаком Дюпоном в работе над фильмом «Дьявольский проход», снятым в 1958 году в Афганистане. Он работал также долгое время кинооператором в Армейской службе кино, попал в плен при Дьенбьенфу, затем стал ведущим репортером журналов «Лайф», «Пари-матч» и различных телевизионных компаний. Он был по крайней мере мастером своего дела. Его фильм не был ни разоблачением войны, ни ее восхвалением или оправданием. Шёндёрфер просто показал с точностью документалиста будни войны. Фильм был снят в Лаосе, в зоне, расположенной неподалеку от мест, где происходили события, о которых шла речь (бегство в джунгли соединения туземцев-индокитайцев под командой четырех европейцев после падения Дьенбьенфу); он отличался почти натуралистическим правдоподобием, что казалось в 1965 году весьма необычным. Хотя «Взвод 317» был снят спустя десять лет после действительного события, он не был произведением историка. Это фильм, созданный свидетелем, и свидетелем весьма достоверным.

парии славы.jpg

И еще один новый факт, не связанный с кино, как таковым, а именно возвращение к правым взглядам, вполне упрочившимся и свободным в своем выражении от злобной нечистой совести, которую после Виши распространяли во Франции консервативно настроенные интеллектуалы. «Главный барабанщик» (На самом деле – «Краб-барабанщик» -К-К) Пьера Шёндёрфера, вышедший в ноябре 1977 года, фильм о Франции старых вояк, где трезво подведен итог годам, прошедшим после событий в Индокитае: проигранные войны, разрыв, вызванный движением оасовцев, церковь, ставшая многим непонятой. «Заговор» Рене Генвиля (независимо от качества режиссерского почерка) нес в себе еще полемический запал. «Главный барабанщик» фильм безмятежный. Его главные действующие лица последние представители определенной правой части французского общества, которые знают, что они - последние. Все, на что они ссылаются, вся их система ценностей, их манера общения принадлежат иному времени. Они военные и католики... Разумеется, военные и католики продолжают существовать, но те-то были иными. На экране Шёндёрфера они становятся в позу в момент смерти. Они уходят примиренными, овеянными ароматом благородной смерти, которым пропитан весь фильм."

аф.jpg

Похоже, автор не в курсе, что "Рамунчо" - тоже фильм о войне в Индокитае, главный герой - парашютист, воевавший в Дьенбьенфу. Да, Шендерфер перенес действие в современность.

Картинки с сайта https://www.imdb.com/

P.S. Надо будет "Парии славы" поискать. Тем более, что там Морис Роне снялся.
Tags: Война в Индокитае, Кино и немцы
Subscribe

Posts from This Journal “Кино и немцы” Tag

  • "Такси в Тобрук"

    Ну что, очередной понедельник и очередной рассказ о фильме. На этот раз обратимся к ленте де Ла Пательера "Такси в Тобрук". Этот фильм я когда-то…

  • "Свобода. Ночь", или Ужас, как он есть

    Продолжаем разбираться с фильмами про Алжир и пр. Сегодня на повестке дня фильм Филиппа Гарелля "Свобода. Ночь". Начало 1960-х. Еще идет война в…

  • И о кино...

    Для тех, кому мало моих постов о кино в жж и хочется еще. "Воспоминания" (Reminiscence), или Нуар времен космической эры…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

Posts from This Journal “Кино и немцы” Tag

  • "Такси в Тобрук"

    Ну что, очередной понедельник и очередной рассказ о фильме. На этот раз обратимся к ленте де Ла Пательера "Такси в Тобрук". Этот фильм я когда-то…

  • "Свобода. Ночь", или Ужас, как он есть

    Продолжаем разбираться с фильмами про Алжир и пр. Сегодня на повестке дня фильм Филиппа Гарелля "Свобода. Ночь". Начало 1960-х. Еще идет война в…

  • И о кино...

    Для тех, кому мало моих постов о кино в жж и хочется еще. "Воспоминания" (Reminiscence), или Нуар времен космической эры…