Home

Реклама

Previous Entry | Next Entry

Романовы
Личная жизнь у брата императора Александра I, великого князя Константина Павловича, была довольно бурной. Впрочем, как у многих высокопоставленных лиц того времени.

Сначала послушаем В.Н.Головину:
«В средине зимы Великий Князь Константин приходил завтракать к своей невесте ежедневно в десять часов утра. Он приносил с собой барабан и трубы и заставлял ее играть на клавесине военные марши, аккомпанируя ей на этих шумных инструментах. Это было единственное изъявление любви, которое он ей оказывал. Он ей иногда ломал руки, кусал ее, но это было только прелюдией к тому, что ее ожидало после свадьбы.
В январе месяце я появилась при дворе и была представлена принцессе Юлии. Ее свадьба с Великим Князем была отпразднована в феврале 1796 года. Она получила имя Великой Княгини Анны. В день свадьбы был большой бал и иллюминация в городе. Их отвезли в Мраморный дворец, находившийся недалеко от Государыни, на берегу Невы. Императрица подарила Мраморный дворец Великому Князю Константину. Думали, что для него будет устроен Шепелевский дворец, примыкавший к Зимнему, но его поведение, когда он почувствовал себя на свободе, доказало, что за ним был нужен строгий надзор. Немного спустя после свадьбы он забавлялся в манеже мраморного дворца тем, что стрелял из пушки, заряженной живыми крысами. И Государыня, возвратясь в Зимний дворец, поместила его в боковых апартаментах Эрмитажа.»

В.к. Анна Федоровна. 1797. Ритт (возможно). Эрмитаж.


Ничего удивительного, что несчастная Анна Федоровна вскоре сбежала от своего благоверного и наотрез отказалась возвращаться обратно. Цесаревич, будучи соломенным вдовцом, ударился в любовные приключения. Иногда они заканчивались хорошо, иногда – не очень. В марте 1802 года в Петербурге произошла вот эта история.

«Сегодня умерла жившая в Большой Миллионной одна госпожа по фамилии Ааружи (На самом деле – Араужо – К-К). Вчера она выехала из своей квартиры после обеда совсем здоровою, а в первом или во втором часу ночи была привезена в наемной карете и внесена в ее квартиру и оставлена в первой комнате в совершенном бесчувствии в одной изодранной грязной рубашке. Эта женщина была в коротких связях с генералом Бауром, безнравственным подлым кутилою, фаворитом и другом великого князя Константина Павловича. Его высочество, узнав об этой связи и увидев Ааружи, пожелал ее иметь. Услужливый подлец охотно уступил ему свою любовницу, но она, любя Баура, с гордостию отринула предложение любви Константина Павловича, и что он ни делал, она не поддавалась. Озлобленный презрением к его страсти, великий князь придумал ужаснейшее наказание для Ааружи. Он приказал своему любимцу вчера пригласить эту несчастную женщину к себе на квартиру, где было приготовлено с дюжину конногвардейских солдат, которым по ее приезде приказано было поочередно изнасиловать эту жертву неслыханного зверства, исполненного, как утверждают, в присутствии самого изобретателя наказания. В городе всюду громко говорят об этом происшествии, жестоко негодуют, а оно остается без наказания.» (Ф.П.Толстой. Записки)

Цесаревич Константин Павлович. 1809. Рокштуль. Эрмитаж.


Продолжает Денис Давыдов.
«Хотя цесаревич не мог иметь детей по причине физических недостатков, но госпожа Фридрихс, муж которой возвысился из фельдъегерей до звания городничего, сперва в Луцке, а потом в Дубно, будто бы родила от него сына, названного Павлом Константиновичем Александровым. Хотя его императорское высочество лучше, чем кто-либо, мог знать, что это был не его сын и даже не сын г-жи Фридрихс, надеявшейся этим средством привязать к себе навсегда великого князя, но он очень полюбил этого мальчика; состоявший при нем медик, будучи облагодетельствован его высочеством и терзаемый угрызением совести, почел нужным открыть истину цесаревичу, успокоившему его объявлением, что он уже об этом обстоятельстве давно знал. Надобно отдать справедливость, что г-жа Фридрихс, не показываясь нигде с великим князем, вела себя весьма скромно; во время расположения гвардии в окрестностях Вильны пред самою Отечественною войною она появлялась на празднествах в сопровождении какого-либо угодливого штаб-офицера.

г. Жозефина Фридрихс (она же Ульяна Михайловна Александрова, она же г. Вейс) с сыном, Павлом Константиновичем Александровом. Ризенер.


Несколько лет она была любовницей великого князя и жила с ним не только в Петербурге, но и в Варшаве. В 1815 цесаревич встретил на балу Жанетту Грудзинскую и смертельно влюбился. Правда, при этом он продолжал состоять в связи с г-жой Фридрихс. Видно, одно другому не мешало.

Теперь в качестве рассказчика выступает Анна Потоцкая:
«Старшая из них, Жаннета, как наименее красивая, сначала обращала на себя мало внимания. Хорошо сложенная, хотя и небольшого роста, с белокурыми кудрями, с бледно-голубыми глазами, обрамленными более светлыми, чем волосы, ресницами, и кротким личиком, она напоминала портрет, сделанный пастелью. Она была необычайно грациозна, особенно в танцах, напоминая нимфу которая «скользила по земле, не касаясь ее». Остряки говорили, что, танцуя гавот, она проскользнула в сердце великого князя.

М-те Фридрихс, будучи хорошо осведомленной обо всем, что происходит в навсегда закрытом для нее светском обществе, сделалась ворчливой и ревнивой. Начались сцены, и тогда Константин стал скрывать свое новое увлечение, которое с каждым днем становилось все серьезнее и серьезнее."

Жанетта (она же Иоганна) Грудзинская 1810-е. Тропинин.


Цесаревич ухаживал за нею несколько лет, но стать его любовницей гордая полячка не соглашалась. В конце концов Константин добился развода со своей первой женой, Анной Федоровной, которая покинула его 20 лет назад, и женился на Жанетте.

Послушаем опять Потоцкую:
"На другой день (после свадьбы – К-К) великий князь отправился к своей прежней любовнице, только что вышедшей замуж за молодого офицера Вейса, и, явившись с ней к молодой жене, представил ее княгине, выразив при этом желание, чтобы между ними установились добрые отношения. Княгиня наотрез отказалась от этого знакомства, чем великий князь был очень рассержен; между ними возник разлад, который стал усугубляться с каждым днем. Общество приняло сторону законной жены. До сих пор ею не особенно интересовались, но теперь ее печальное положение вызвало у всех глубокое сострадание. Она чахла на глазах у всех, ее смертельная бледность, небрежная прическа прелестных белокурых локонов делали ее похожей на Офелию. Она тщательно скрывала свою печаль, но ее лицо и растерянный взгляд выдавали тайные страдания. Казалось, она не видит и не слышит ничего из того, что происходит вокруг нее.

Император, желая доставить удовольствие своей cвоячнице и видя, что у нее нет клавикорда, прислал ей самый лучший инструмент, какой только нашелся в Варшаве. В один из утренних визитов, которые великий князь особенно любил, госпожа Вейс (уже знакомая нам Фридрихс, она же Александрова, –К-К.), сумев проникнуть в будуар княгини, не без удивления заметила там великолепный клавикорд. Вообразив, что этот подарок сделан не кем иным, как самим великим князем, она устроила ему сцену ревности и, желая показать свою силу великой княгине, которую она беспрестанно оскорбляла, имела дерзость потребовать этот клавикорд себе.
Княгиня ответила гордым отказом. Произошла бурная сцена, но после энергичного отпора, оказавшегося для Константина полной неожиданностью, княгиня все же уступила, и чудесный инструмент с этого дня стал украшением салона госпожи Вейс.

Цесаревич Константин Павлович. 1819. Рокштуль по оригиналу Сливицкого. Музей Пушкина, Москва.


Случай, часто обнаруживающий самые сокровенные тайны, помог и здесь. Александр почти каждый день обедал у брата в Бельведере. Однажды после обеда он предложил своей своячнице пройти в ее будуар, уставленный цветами, и доставить ему удовольствие игрой на клавикорде.
Неизвестно, кто из супругов был более смущен этим предложением, но как бы то ни было, великий князь хотел обратить все в шутку, в то время как его жена, не говоря ни слова, залилась слезами.

С этого момента подозрения Александра обратились в уверенность. Он не хотел соглашаться на развод Константина с первой женой и на его второй брак с Жанной, но чтобы удалить Константина от трона, уступил, думая этим устроить ему счастье. Император, не сомневаясь более в причине разлада между супругами, приказал выслать госпожу Вейс из города. И тогда между супругами установилось полное согласие, княгиня ожила, страдания, так сильно ее старившие, вскоре бесследно исчезли с ее лица, а привязанность Константина к ней стала расти с каждым днем."

P.S. На всякий случай: я не знаю, кто был отцом или матерью Павла Константиновича Александрова, свечку не держала, генетической экспертизы не проводила. Но по слухам (Кстати, как видим, их не чуждался и наш прославленный поэт-партизан-гусар) там было не все так просто.
P.P.S. Картинки кликабельны, как обычно.

Comments

( 67 комментариев — Оставить комментарий )
[info]babs71 wrote:
2 Сент, 2008 06:45 (UTC)
>Немного спустя после свадьбы он забавлялся в манеже мраморного дворца тем, что стрелял из пушки, заряженной живыми крысами.

Гринпису на него нет! ;-)
[info]catherine_catty wrote:
2 Сент, 2008 06:50 (UTC)
Увы. Я не любительница крыс, но все же живые существа, все ж жалко.
[info]giulietta_s wrote:
3 Сент, 2008 11:06 (UTC)
Это у него наверное от дедушки. Тот тоже вроде любил демонстрировать крыс невесте своей, матушке императрице Екатерине.
(без темы) - [info]catherine_catty - 3 Сент, 2008 11:12 (UTC)
[info]valeryanna wrote:
2 Сент, 2008 06:51 (UTC)
ИМХО Константин изо всех детей Павла больше всего унаследовал его странности (а заставлять жену играть военные марши - так вообще даже от Петра III :))))
Про то, что Павел Александров мог быть вовсе не сыном и Константина, и Жозефины, слышу впервые. Интересно, а какие такие физические недостатки Давыдов имел в виду? Перенесенную в молодости дурную болезнь?
Кстати, я когда у Даниловой читала про Анну Федоровну, была очень удивлена тем, что у нее после того как разошлась с К.П., родились двое внебрачных детей :)))
[info]catherine_catty wrote:
2 Сент, 2008 07:12 (UTC)
То, что Константин - истинный сын своего отца, это верно. Не отвертится. Просто точная копия, то внешне, что внутренне. Правда, стоит признать, что с женщинами Павел обращался более любезно.

Насчет физических недостатков... Во-первых, про того же Константина говорили, что он болен сифилисом. Во-вторых, возможно, просто бесплодие. Если у мужчины куча любовниц, но ни одна не беременеет, окружающие делают соответствующие выводы.
(без темы) - [info]pan_kotsky - 2 Сент, 2008 08:04 (UTC)
(без темы) - [info]catherine_catty - 2 Сент, 2008 08:07 (UTC)
(без темы) - [info]pan_kotsky - 2 Сент, 2008 08:09 (UTC)
(без темы) - [info]valeryanna - 2 Сент, 2008 08:54 (UTC)
(без темы) - [info]catherine_catty - 2 Сент, 2008 17:23 (UTC)
[info]mitiaf wrote:
2 Сент, 2008 07:00 (UTC)
как-то у Тропинина на портрете ни белокурых локонов, ни бледно-голубых глаз не заметно.
[info]catherine_catty wrote:
2 Сент, 2008 07:08 (UTC)
Я тоже обратила внимание. И еще на одном портрете Жанетта темненькая. Краски потемнели со временем? Помнится, знаменитый "Ночной дозор" был изначально "Дневным дозором".

Edited at 2008-09-02 07:09 (UTC)
(без темы) - [info]mitiaf - 2 Сент, 2008 07:15 (UTC)
(без темы) - [info]catherine_catty - 2 Сент, 2008 07:19 (UTC)
(без темы) - [info]michletistka - 2 Сент, 2008 07:23 (UTC)
(без темы) - [info]catherine_catty - 2 Сент, 2008 07:32 (UTC)
(без темы) - [info]mitiaf - 2 Сент, 2008 07:24 (UTC)
(без темы) - [info]catherine_catty - 2 Сент, 2008 07:29 (UTC)
(без темы) - [info]_mjawa - 2 Сент, 2008 07:19 (UTC)
(без темы) - [info]catherine_catty - 2 Сент, 2008 07:22 (UTC)
(без темы) - [info]mitiaf - 2 Сент, 2008 07:23 (UTC)
(без темы) - [info]catherine_catty - 2 Сент, 2008 07:31 (UTC)
(без темы) - [info]_mjawa - 2 Сент, 2008 08:51 (UTC)
(без темы) - [info]mitiaf - 2 Сент, 2008 09:03 (UTC)
[info]_ksa wrote:
2 Сент, 2008 07:02 (UTC)
Милый мальчик:)затейник.
[info]catherine_catty wrote:
2 Сент, 2008 07:06 (UTC)
Ну просто лапочка!
[info]michletistka wrote:
2 Сент, 2008 07:21 (UTC)
Расскажи про слухи о Павле Константиновиче.
Б-р-р. Садист и извращенец - это мерзко.
[info]catherine_catty wrote:
2 Сент, 2008 07:27 (UTC)
Наталья, я это уже сделала. Читай третий кусок воспоминаний сверху (от Дениса Давыдова).
(без темы) - [info]michletistka - 2 Сент, 2008 07:52 (UTC)
(без темы) - [info]catherine_catty - 2 Сент, 2008 08:00 (UTC)
[info]baronet65 wrote:
2 Сент, 2008 07:31 (UTC)
Редкостным мерзавцем был Великий князь Константин. Эпизод с изнасилованием, это уже сильно за гранью, отделяющей человека от нечисти. Но одно доброе дело он все-таки сделал - когда отрекся от престола.
[info]catherine_catty wrote:
2 Сент, 2008 07:33 (UTC)
Похоже, он вообще трона боялся. "Удушат, как отца удушили". Чтобы сидеть на этой штуке, надо все же обладать немалой храбрость.
(без темы) - [info]baronet65 - 2 Сент, 2008 07:43 (UTC)
(без темы) - [info]catherine_catty - 2 Сент, 2008 07:50 (UTC)
(без темы) - [info]baronet65 - 2 Сент, 2008 10:03 (UTC)
[info]prime12 wrote:
2 Сент, 2008 07:35 (UTC)
да, милые шалости. Но, видимо, Александр и Константин как самые старшие больше других детей Павла испытали психологическое давление, пока росли. Вряд ли сложности в отношениях бабушки и отца не наложили отпечатка.
Но, судя по всему, семейные приключения и прочие развлечения не помешали КОнстантину Павловичу сохранить какую-то репутацию в обществе, иначе зачем декабристам требовать его восшествия на предстол, пусть и с конституцией в придачу.
[info]catherine_catty wrote:
2 Сент, 2008 07:38 (UTC)
Психологическое давление - да, безусловно. Но характер Константина разительно отличался от характера его старшего брата. Воспитывали их одинаково, а выросли совершенно разные люди. правда, стоит отметить, что Александру любви больше досталось. Его обожала бабка, а Константин был обделен теплом.

К моменту декабрьского восстания Константин много лет жил в Польше и про его подвиги в Петербурге успели несколько забыть. А в Польше и конституция была, и условия службы в армии были мягче, чем у нас, и крепостного права не было. Правда, Константин здесь совершенно не при чем, но в целом жилось там лучше.
(без темы) - [info]prime12 - 2 Сент, 2008 07:59 (UTC)
(без темы) - [info]catherine_catty - 2 Сент, 2008 08:17 (UTC)
[info]iskatel wrote:
2 Сент, 2008 08:29 (UTC)
Спасибо. Интересный был потенциальный император..
[info]ami_mercredire wrote:
2 Сент, 2008 09:47 (UTC)
Какой страшненький. И жестокий, к тому же, про эти похождения в Питере читать противно и мерзко. Не сравнить с Александром.
[info]il_ducess wrote:
2 Сент, 2008 12:27 (UTC)
Да, хорошенькая получилась "картинка" по воспоминаниям. Вообще Константин был неприятной личностью - ужасные выжимки со всем дурным от отца. И восстанием в Польше 1830 г. в большей степени мне кажется именно его заслуга.
[info]catherine_catty wrote:
2 Сент, 2008 17:37 (UTC)
Ну, он тоже руку приложил. То, как он с людьми обращался, ни в какие ворота не лезет.
[info]alisal wrote:
2 Сент, 2008 15:15 (UTC)
Как Александр мог любить такого брата - загадка
[info]catherine_catty wrote:
2 Сент, 2008 17:42 (UTC)
Они были равны. То есть Александр мог быть с ним человеком, а не императором. Мог выказать слабость, сомнение, грусть. Кроме того, любить брата и не доверять другим ему завещал Лагарп, а Александр очень уважал своего учителя.
[info]b_a_n_s_h_e_e wrote:
3 Сент, 2008 00:12 (UTC)
Да уж, очень понимаю его сбежавшую жену, ужасно жить с такой асоциальной личностью. И ведь брат Александра, да и воспитывались вместе. Удивительно какими разными бывают братья.
[info]catherine_catty wrote:
3 Сент, 2008 06:09 (UTC)
Да, но уж очень разными личностями были братья. Наверное, Константина надо было воспитывать по-иному, а никому в голову не пришло. Он был непослушным, порывистым и, конечно, в сравнении с тихим и воспитанным Александром в глазах воспитателей проигрывал.

Edited at 2008-09-03 10:04 (UTC)
[info]karen_gril wrote:
3 Сент, 2008 09:57 (UTC)
Ну надо же! А я все что помню из курса школьной истории, так что Константин был этакой романтической личностью: отказался от престола ради большой любви (так как надо было менять вероисповедание). А оказывается все гораздо печальнее...
Интересно, почему нам так на уроках рассказывали?
[info]catherine_catty wrote:
3 Сент, 2008 10:03 (UTC)
Что-то странненькое Вам на уроках рассказывали. Никто вероисповедование не менял, венчали сначала про православному, потом по католическому обряду и каждый оставался при своем. В общем, школа - это отдельная песня. Грустная.
[info]blancheflore wrote:
3 Сент, 2008 11:07 (UTC)
А Вы знаете,
нам веть тоже так примерно рассказывали, про любовь, и в учебниках школьных кажется так. не помню правда что в вузовских пишут на этот счет...
[info]catherine_catty wrote:
3 Сент, 2008 11:13 (UTC)
Re: А Вы знаете,
Да нет, любовь была. Но не все так однозначно. И сказать, к примеру, что ради Жанетты Константин от короны отказался, нельзя.
[info]diana_spb wrote:
3 Сент, 2008 19:12 (UTC)
в этом описании редкостный выродок получается.
[info]catherine_catty wrote:
9 Сент, 2008 06:52 (UTC)
Сложная была личность.
(без темы) - [info]diana_spb - 17 Сент, 2008 17:39 (UTC)
(без темы) - [info]catherine_catty - 17 Сент, 2008 18:20 (UTC)
(без темы) - [info]diana_spb - 17 Сент, 2008 18:52 (UTC)
(без темы) - [info]catherine_catty - 17 Сент, 2008 18:57 (UTC)
(без темы) - [info]diana_spb - 17 Сент, 2008 19:04 (UTC)
(без темы) - [info]catherine_catty - 17 Сент, 2008 19:29 (UTC)
(без темы) - [info]diana_spb - 17 Сент, 2008 20:53 (UTC)
[info]rostislava wrote:
16 Сент, 2008 05:59 (UTC)
Вы, случайно, не знаете, в каком году был написан этот портрет в.к. Анны Федоровны?
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/18/113/18113951_Anna_Fedorovna_zhena_Konstantina_Pavlovicha.jpg
[info]catherine_catty wrote:
17 Сент, 2008 18:10 (UTC)
Насколько я знаю, это портрет Беннера 1821 года.
(без темы) - [info]rostislava - 18 Сент, 2008 04:55 (UTC)
(без темы) - [info]catherine_catty - 18 Сент, 2008 15:58 (UTC)
( 67 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

комментарии
[info]catherine_catty
Екатерина

Latest Month

Январь 2010
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com
Designed by [info]chasethestars