?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Аноним: продолжение.

Продолжаю историю Анонима. Около года он прослужил в Европе, а в апреле 1956 его взвод высадился в Алжире, в Оранском регионе. Солдаты охраняли фермы. Помогало это не всегда: в книге описываются и пожары, и убийства. Интересно, что когда в августе-сентябре в полк Анонима прибыли призванные из резерва солдаты, среди них было много недовольных (Именно тогда по Франции прокатилась волна протестов. Правительство продлило срок службы срочников с 18 до 24-30 месяцев, призвало резервистов и начало массово отправлять солдат в Алжир.) но через полгода, когда опять пришло пополнение из резервистов, проблем не было: «К нашему удивлению, один за другим, все они выказывали замечательный боевой дух, чувство товарищества, дисциплины, безукоризненное профессиональное сознание. Разве у них не было веских причин бунтовать? Средний возраст - 24 года, часто уже женатые, крестьяне или ремесленники, все они бросили свои дела чтобы присоединиться к армии».

обл2

Так прошел год. Аноним завел знакомства, причем не только среди черноногих, но и среди арабов, благо он быстро выучил язык. «Я часто искал встреч с обитателями соседнего города. Принимал каждое приглашение и днем ходил без оружия. Будучи гостем в алжирской семье, я всегда свидетельствовал им свое доверие и преклонялся перед их храбростью. Приглашать в гости французского солдата было рискованно. Такое преступление как «коллаборационизм» часто каралось смертью. ФНО шутить не любил.» В то время он искренне восхищался работой сотрудников SAS и сам хотел бы заниматься их делом: помогать местным. Тогда же Аноним столкнулся с первыми случаями пыток. Нужно было чтобы пленные заговорили и они заговорили. Битва за Алжир подтвердила эффективность допросов с пристрастием.

Где-то в мае 1957 Анонима вызвал командир и сообщил, что организуются какие-то ССІ. Что это конкретно никто не знал, так как все происходило в обстановке строгой секретности, но от сухопутных войск, авиации и морфлота потребовали предоставить персонал. Решив, что там затеяли какое-то очередное мероприятие по умиротворению, Аноним согласился влиться в ряды ССІ. Его командировали в Оран, где он еле нашел месторасположение нужного бюро: дело было новое, никто ничего не знал. В бюро, как выяснилось, работали офицеры, носящие штатское платье. Аноним ответил на множество вопросов, получил документы и был отправлен в военный лагерь под городом Алжир с напутствием отдохнуть там пару недель. Постепенно в лагерь начали приезжать другие представители будущих ССІ, которые также были в полном неведении насчет их будущей деятельности. Наконец через 3 недели прибыли офицеры и разобрали предназначенных для них унтеров. Место службы Анонима оказалось опять-таки в Оранском департаменте. Вместе с ним отправились в путь еще 3 человека: аджюдан и 2 старших сержанта (один -бывший семинарист). И только на месте выяснилось: они будут вести допросы с пристрастием. Экс-семинарист заявил, что не сможет проявлять какой-либо жестокости по отношению к пленным, на что его товарищ-аджюдан ответил, что в таком случае ему надо было бы оставаться кюре.

По словам Анонима начало ССІ (Centre de coordination interarmées – Центр межармейской координации –К-К) было положено в 1956, когда группа офицеров предложила создать структуру, повторяющую структуру АНО. ФНО разделил Алжир на 6 вилайя (округов) - французы создали 6 генеральных штабов. На каждую роту АНО - отделение с офицером во главе и с обширной картотекой. Даже на каждый алжирский взвод французы организовали филиалы на местах. Полученные сведения предоставлялись всем трем родам войск, это была единая система. Но тут я хочу добавить свои 5 копеек. Как пишет Рафаэль Бланш, начало было положено еще в Индокитае при генерале Салане. Неудивительно что позже, в Алжире, при том же генерале в рамках CCI создали 18 Dispositif opérationnel de protection (Я не знаю как это точно перевести. Оперативная защитная группировка?) и 36 Dispositif de protection urbaine (Оперативная городская группировка?). У истоков этой организации стояли небезызвестные Годар, Тринкье и Леже. В этих центрах занимались отнюдь не только допросами, но также сортировкой пленных и их перемещением.

Продолжаю. Отделение Анонима располагалось на бывшей фабрике. Кабинет капитана. Комната, где хранилась картотека. Подвал, где проводились допросы с одной маленькой лампочкой под потолком и крошечной форточкой. Внутренний двор, в который выходили двери 12 камер, расположенных друг напротив друга. Персонал центра состоял из капитана, 4 унтеров, секретарши и нескольких солдат, выполняющих функции водителей, охранников и пр.

«Капитан Жерар (Все фамилии изменены. -К-К), которые командовал нами, созвал нас на первое совещание.
- Сначала учтите, что с террористами хороши все средства. Я сказал: «все»! Говоря, он наблюдал за нашей реакцией.
- Важны только результаты. Получая признания мерзавцев, противящихся умиротворению, мы спасаем жизни. Причем с обеих сторон. Мы также предотвращаем убийства, взрывы бомб, слепые теракты.»
Как и многие офицеры, стоящие у истоков этой системы, капитан Жерар прошел через лагерь для военнопленных во Вьетнаме, в полной мере оценив методы пропаганды Вьетминя. На основании собственного опыта люди создали систему допросных центров, в которых сочетались методы кнута и пряника: пытки и агитация. «Система контрастного душа - вот идеальный метод. Постарайтесь помнить об этом. Гораздо лучше убедительная аргументация, промывка мозгов, чем использование грубых методов. Индокитайцы знали это. И победили...

... Никогда не теряйте хладнокровия - советовал капитан. Симулировать гнев - согласен. Придти в ярость на самом деле - никогда. Это лучшее средство потерпеть неудачу... .. .Нам нужны только сведения. Мы должны оставаться хладнокровными и прекращать допрос тотчас же как заключенный заговорит... Я не потерплю никаких эксцессов, какими бы они ни были.
- Допросы с помощью электричества не несут никакого риска. После хорошего сна -никаких следов. Так что не нужно оплакивать судьбу человека, который кричит тем сильнее, чем больше он надеется этим вас разжалобить.
Мы слышали его и потихоньку приходили в себя.
- Но ведь мы пытаем человеческих существ? - пробормотал Ле Таур (экс-семинарист -К-К).
- Что? (В голосе капитана Жерара, как мне показалось, звучала сдерживаемая ярость). Кто говорит о пытке? Мы проводим допросы. Чтоб я больше этого слова не слышал.

Все пять последующих лет я ни разу больше не слышал этого слова. Может быть, тут дело в рефлексе самозащиты? Я думаю, скорее, в уверенности в том, что наши действия не имели ничего общего с пыткой.»
«Оставайтесь людьми, - рекомендовали нам. - Не опускайтесь до того чтобы полюбить допросы. Относитесь к ним как к необходимости. Если вам понравится быть жестокими только из-за жестокости, без всякой другой цели, вы никогда больше не переступите порога зала для допросов, как аджюдан Мюрли (один из первых коллег Анонима, бывший вместе с ним в военном лагере под Алжиром. -К-К.)
Сначала я думал, что эти слова продиктованы гуманизмом, потом понял истинную причину: те, кто вели допросы, получали лучшие результаты, оставаясь неподвластными гневу и равнодушными к жалобам пленных, они же были лучшими психологами.»
(Jean-Pierre Vittori "On a torturé en Algérie")

Начало см.: http://catherine-catty.livejournal.com/607340.html

Comments

( 32 комментария — Оставить комментарий )
nadie_escribe
2 фев, 2017 19:02 (UTC)
Возможно, войсковая оперативная группа (комендатуры?) города/района/округа? Наши структуры (у каждого ведомства свои) назывались так.
catherine_catty
2 фев, 2017 20:07 (UTC)
Спасибо. А эти группы разведкой занимались?
nadie_escribe
3 фев, 2017 03:26 (UTC)
Насколько я в курсе, да. Но занимались они практически всем, решая кроме специализированных вопросов ещё и выполняя дублирование/контроль гражданских административных функций. Т.е. Полноценная власть плюс специфические функции особого положения. Я с ними в части касающейся пересекался, потом потихоньку МО сдало позиции МВД

Edited at 2017-02-03 03:27 (UTC)
ugryumy
2 фев, 2017 19:57 (UTC)
спасибо
morra_winter
2 фев, 2017 20:11 (UTC)
Спасибо.
Да, материалец. Головой-то более-менее понятно, но на деле - звездец.
catherine_catty
2 фев, 2017 20:12 (UTC)
Бизнес, ничего личного.
morra_winter
2 фев, 2017 20:17 (UTC)
Если б чего личного, был бы звездец в кубе.
lesserh
2 фев, 2017 20:57 (UTC)

Очень интересно. Благодарю Вас.

bisey
2 фев, 2017 22:13 (UTC)
*** ... Никогда не теряйте хладнокровия - советовал капитан. Симулировать гнев - согласен. Придти в ярость на самом деле - никогда. Это лучшее средство потерпеть неудачу... .. .Нам нужны только сведения. Мы должны оставаться хладнокровными и прекращать допрос тотчас же как заключенный заговорит... Я не потерплю никаких эксцессов, какими бы они ни были.

Поповой бы надо показать. У неё инквизиторы именно так и работают :) Ну плюс ещё Стругацкие:

"Вы слишком эмоциональны. Вы слишком ненавидите. А вашу работу нужно делать по возможности сухо, казённо — за деньги. Это производит на подследственного огромное впечатление. Ужасно, когда тебя пытает не враг, а чиновник. Вот посмотрите на мою левую руку. Мне её отпилили в доброй довоенной охранке, в три приёма, и каждый акт сопровождался обширной перепиской… Палачи выполняли тяжёлую, неблагодарную работу, им было скучно, они пилили мою руку и ругали нищенские оклады. И мне было страшно. Только очень большим усилием воли я удержался тогда от болтовни."
catherine_catty
3 фев, 2017 05:24 (UTC)
Примерно так. Только оклады были неплохие.
tokurow
4 фев, 2017 20:27 (UTC)
Чем больше оклад, тем хладнокровнее сотрудник. :-D
catherine_catty
4 фев, 2017 20:51 (UTC)
А с большим окладом не будут нервничать в процессе, опасаясь потерять работу? Ну, сделаешь что не так - выгонят. Из центре Анонима аджюдана-садиста убрали.
tokurow
4 фев, 2017 21:12 (UTC)
Что делать, профессиональный риск.
Если сотрудникам не "втыкают" по мелочам, они обычно сохраняют хладнокровие.
crazykamcha
3 фев, 2017 03:50 (UTC)
Спасибо! Весьма интересно. А вот интересно, подобные допросы были эффективными (предотвращение засад и терактов и т.п.?)
catherine_catty
3 фев, 2017 05:22 (UTC)
Говорят, да. Битву за Алжир выиграли во многом благодаря этому.
abmtm001
3 фев, 2017 05:47 (UTC)
Большое спасибо.
Весьма интересно.
djek4
3 фев, 2017 06:46 (UTC)
очень правильный текст. Можно использовать как пособие для войскового разведчика, методичку по ведению допроса.
catherine_catty
3 фев, 2017 07:45 (UTC)
Ну, так речь идет о работе. Я циничная,я думаю, во всех армиях подобные центры были и есть.
djek4
3 фев, 2017 08:12 (UTC)
Совершенно верно. К этому действительно нужно относиться как к работе. И выбирать людей для такой работы по психотипу. Работа для флегматика.
dannallar
3 фев, 2017 06:57 (UTC)
Спасибо большое. На русском, я так понимаю, эту книгу не издавали?
catherine_catty
3 фев, 2017 07:12 (UTC)
Увы. Если бы издавали, я бы, скорее всего, не переводила. Хотя, "Допрос под пыткой" Аллега выходил на русском, так найти не могу. Проще было из Франции заказать.
dannallar
3 фев, 2017 07:27 (UTC)
Вот сейчас в очередной раз пожалел, что не знаю французского, хотя бы со словарем :(
catherine_catty
3 фев, 2017 07:43 (UTC)
Какие твои годы. Я за него всерьез взялась в 2002, когда съездила во Францию и у меня начался очередной рецидив интереса к ВФР.
glueckwunsch
3 фев, 2017 10:27 (UTC)
Занятно. Спасибо!
livejournal
16 фев, 2017 14:30 (UTC)
Аноним о методах ведения допросов и форме одежды.
Пользователь kneejnick1 сослался на вашу запись в своей записи «Аноним о методах ведения допросов и форме одежды.» в контексте: [...] http://catherine-catty.livejournal.com/608217.html [...]
livejournal
16 фев, 2017 15:56 (UTC)
Аноним о методах ведения допросов и форме одежды.
Пользователь x4l сослался на вашу запись в своей записи «Аноним о методах ведения допросов и форме одежды.» в контексте: [...] http://catherine-catty.livejournal.com/608217.html [...]
dargot
18 фев, 2017 15:49 (UTC)
Приветствую!

>Неудивительно что позже, в Алжире, при том же генерале в рамках CCI
>создали 18 Dispositif opérationnel de protection (Я не знаю как это точно
>перевести. Оперативная защитная группировка?) и 36 Dispositif de
>protection urbaine (Оперативная городская группировка?)

Dispositif в данном случае, как я понимаю, что-то вроде "учреждения"?
Тогда я бы перевл как ""Оперативное отделение безопасности" и "Городское отделение безопасности" соответственно.

С уважением, Dargot.
catherine_catty
18 фев, 2017 19:50 (UTC)
Спасибо. Наверное, так точнее всего.
( 32 комментария — Оставить комментарий )

Profile

комментарии
catherine_catty
Екатерина

Latest Month

Февраль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Метки

Разработано LiveJournal.com