?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Отряд "Жорж"

25 января 1959 Бижар был назначен командиром сектора Саида в Оранском департаменте. Почти сразу же в Саиде было создано 2 отряда «охотников»: «Кобра» (он состоял из европейцев) и «Жорж» (в основном в нем были бывшие солдаты ФНО). Командовал последним капитан Жорж Грийо, собственно потому отряд так и именуется. Обычно подобные соединения назывались по именам их первых командиров (или первых погибших командиров).

Вот Грийо в 1957 году во время «битвы за Алжир».
Грийо битва за Алж2
Не смотрите на мальчишеское лицо, этот человек успел повоевать в маки во время второй мировой, а затем поучаствовать в войне в Индокитае. Тогда он был еще сержантом.

Первые солдаты, 15 человек, были набраны по тюрьмам. Им выдали оружие и отправили в лагерь за город. Как потом вспоминал Грийо, поначалу он не был уверен, что утром проснется. Тогда он сделал просто: положил свой пистолет перед входом в палатку и сообщил, что, если кто-то хочет его убить, то он может воспользоваться случаем. Таковых не оказалось. Солдаты оценили доверие. Через 3 дня их было уже 40, неделю – 64, очень скоро – больше 200. Девизом отряда было «Chasser la misère» (Уничтожить нищету).

Эмблема

Солдат Бумедьен с флажком отряда. 1959-1960. А. Сме.
Солдат Бумедьен с флажком отряда 1959 1960 Артюр Сме

3 марта 1959 произошла стычка между отрядом ФНО с одной стороны и 1 ротой 8 полка моторизированной пехоты и отрядом Жорж с другой. Французскими солдатами командовал лично Бижар. Двум радистам удалось уйти от преследователей, но их обнаружил самолет. К тому моменту они успели сжечь коды и документы. Одного прошило автоматной очередью, второй поднял руки и закричал: «Не стреляйте. Я сдаюсь». В тюрьме юноша назвался секретарем, но кто-то из товарищей выдал его. Бижар сам допрашивал его: «Какие указания вы получили насчет меня?» Ответ был коротким и четким: «Уничтожить любой ценой».

Бижар с солдатами отряда Жорж.
Бижар ссолдатами Жорж

Военный псевдоним этого парня Смаин, настоящее имя долгое время было неизвестно. Сейчас мы его знаем: Ахмед Беттебгор. Он родился в многодетной семье (кроме него еще было 5 детей), получил неплохое образование (сдал даже «бак», чем мог похвастаться отнюдь не каждый француз). В 17 лет, в 1956, Смаин присоединился к ФНО. Он прошел обучение в военном лагере в Марокко, затем участвовал в нескольких операциях как радист. В плену Ахмеду предложили выбор: 15 лет тюрьмы или отряд Жорж. Юноша выбрал второе. Некоторое время он был радистом Грийо, потом командовал стиком (взводом), затем - ротой.

Смаин (второй справа).
Смаин 0

В отряде роты назывались "катибы", как в ALN. Отряд делился на 4 роты (первые их командиры: Юсеф, Бендида, Риге, Мохамеди) и 10-11 стиков. Заместитель командующего ротой выполнял еще и функции политкомиссара. Заместителем Грийо был лейтенант Арман Бенезис де Ротру. Европейцам приходилось решать множество проблем: учить своих людей пользоваться рацией, читать карты и пр.

Арман Бенезис де Ротру.
Арман Бенезис де Ротру зам Грийо2

Лагерь отряда Жорж.
В лагере2

Охотники занимались разведкой, получением информации, поиском тайников с оружием и боеприпасами, выслеживанием отрядов противника и сборщиков денег. За 3 года существования он уничтожил и взял в плен около 1800 мятежников, открыл десятки тайников, нашел тысячи единиц оружия. Его солдаты получили 26 военных медалей и почти 400 упоминаний в приказах по армии. Жорж ждала громкая слава. Его показывали по телевизору и в кино-новостях, его фотографии печатали в газетах, сам де Голль приехал для того, чтобы приколоть ордена на куртки его офицеров и унтер-офицеров.

Дефиле отряда Жорж в честь генерала Кармеля. Март 1961. А. Сме.
Дефиле Жорж в Саиде в честь генерала Сармеля команд авиацией в Оран март 1961 Артюр Сме

Де Голль награждает Си Меззиана.
Отряд Жорж де Голль нагр Си Меззиана бывш гл повст

Генерал Кудрон, полковник Бижар и капитан Грийо рассматривают фотографии, сделанные Артюром Сме. 1959. А. Сме.
Генерал кудрон Бижар Грийо рассм фото мус отр сделанные А Сме 1959 Артюр Сме

Почему эти люди перешли на сторону врагов? Кому-то показалось, что 15 лет заключения – это слишком много. Кому-то было все равно на какой стороне воевать, а в армии неплохо платили. Жалование унтер-офицеров в отряде Жорж составляло около 800 новых франков в месяц + премии. Средняя зарплата рабочего-мужчины в ту пору - меньше 500 франков в месяц. А кто-то думал, что так они действительно смогут достичь желаемого, построить новый Алжир, в котором французы и мусульмане будут равны, и где не будет тех жестокостей, которыми прославился ФНО: где бомбы не будут калечить мирных людей, где за курение не будут отрезать носы, где сборщики денег ФНО не будут отнимать последнее у бедняков.

Отряд Жорж
отряд Жорж

Рухнуло все в один момент. После подписания Эвианских соглашений о прекращении огня между правительством Франции и ФНО отряд Жорж был расформирован. Союзники были больше не нужны, как не к чему был и пример для подражания. Война закончена, французы собрались уходить.

В конце марта 1962 года капитан Грийо собрал свой отряд и положил на стол 2 берета: черный и красный. Его солдаты должны были выбирать свою дальнейшую судьбу: красный (они могли завербоваться во французскую армию (еще раз напомню, что у арки был другой статус) или черный (они должны были вернуться домой). По сути люди поставлены перед диллемой: либо они уедут в метрополию, но без семей, либо они останутся с родными в Африке, но в ту пору никто и ломаного гроша не дал бы за жизнь арки. Итоги голосования: 24 человека выбрали армию. 180 возвращались домой, на практике это означало верную смерть.

Капитан Грийо. Февраль 1962.
Грийо фев 1962

Тщетно Грийо пытался убедить командование как-то повлиять на ситуацию. Начальство вовсе не собиралось переправлять в метрополию 2500-3000 гражданских лиц, особенно, если учесть, что в большинстве своем это были люди неграмотные, не всегда знающие французский и принадлежащие к иной культуре и религии. В конце апреле стало понятно, что капитану нужно срочно уезжать: на него было организовано покушение. Но он медлил, стараясь хоть что-то сделать для своих людей. Неделей раньше он отправил во Францию семью, в последний момент успев запихнуть в вертолет и своего бывшего радиста, Смаина, под предлогом того, что нужно же кому-то охранять мадам Жизель с детьми. 30 апреля капитану удалось вытащить еще Юсефа и Дахо с семьями. Что до остальных...

Офицеры, командиры рот: Смаин, Хабиб, Бендида, Риге. Весна 1962.
4 оф Смаин Хабиб Бендида Риге

Многие поверили обещаниям представителей ФНО, которые клялись, что репрессий по отношениям к солдатам Жорж не будет. Риге и еще 20 человек из его взвода, равно как и Бендида и 15 его людей, забили насмерть. Их перевозили из дуара в дуар, подвергая всевозможным пыткам и унижениям. Хабиба приговорили к смерти. Он сам вырыл себе могилу и выбрал между пистолетом и ножом. Су-лейтенанта прикончили его собственным оружием.

Риге. Март 1961. А. Сме.
Риге ст адж март 1961 артюр Сме

9 мая 1962 года, когда больше 60 человек из отряда было убито, причем самыми жестокими способами, генерал Кантарель довел до сведения главнокомандующего, что «он рассчитывает отправить в метрополию столько, сколько сможет солдат и унтер-офицеров отряда Жорж», и что, по его мнению, люди этого отряда в силу своей исключительности могут рассчитывать на исключительные меры.

Часть солдат удалось вывезти благодаря генералу. Кому-то «повезло», он отделался парой лет тюрьмы. Кто-то сбежал от своих палачей. Кому-то помог Красный Крест. В конце концов большинство выживших солдат отряда Жорж собрались в двух лагерях во Франции: Ривезальт и Ардуаз. Армия (и лично капитан Грийо) помогала им как могла: предоставляла работу, еду, средства. Но многие арки были неграмотны, плохо знали французский, и вообще были мало адаптированы к жизни во Франции. Тогда парижский банкир Андре Вормсе, который в 50-е годы служил в Саиде в 5 бюро (пропаганда), купил на собственные средства ферму в Дордони, где бывшие солдаты могли найти убежище.

Ферма в Дордони.
ферма

А что же Смаин? Он остался в армии и даже дослужился до капитана. Особых проблем не было: молодой человек прекрасно говорил по-французски и был похож на европейца. Вот только его настоящего имени долгое время не знали, потому что много лет за ним охотились алжирцы. Смаина несколько раз переводили из части в часть, чтоб замести следы. Он также по мере сил старался помогать своим бывшим сослуживцам.

Смаин.
Смаин

Арман Бенезис де Ротру участвовал в путче в 1961 году. Чтобы не арестовывать, его перевели в медвежий угол в департамент Константины, где весной 1962 ему удалось вопреки полученным приказам спасти своих солдат-арки от расправы. Закончил военное училище (до этого он воевал как призывник), дослужился до подполковника. Умер в марте этого, 2012 года.

Арман Бенезис де Ротру зам Грийо3

Жорж Грийо стал генералом. Написал книгу «Умереть за Францию?». Получил Большой крест Ордена Почетного Легиона (это 4 степень). Вроде, еще жив, по крайней мере, был точно жив 2 года назад, он присутствовал на траурной церемонии по случаю смерти Бижара.

Грийо 2011

Меня всегда удивляло: насколько безжалостны политики и насколько могут быть благородны обычные люди.

Сын Риге и эмблема отряда Жорж.
Сын Риге и эмблема Жорж

Можно посмотреть документальные съемки, сделанные Шендерфером в октябре 1959 года. С героями отряда беседует военный корреспондент Жан Лартеги.
http://youtu.be/husHEd58hss

Или фотографии:
http://youtu.be/qbwI9LJpPik

Часть фотографий с сайта http://www.ecpad.fr.

P.S. Это мой 100-й пост на тему «Война в Алжире». А 2 года назад я искренне думала, что не буду ничего писать по этому вопросу.

© 2007-2012 catherine-catty
Использование любых текстовых материалов данного блога допускается при условии обязательного размещения гиперссылки http://catherine-catty.livejournal.com
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 70 комментариев — Оставить комментарий )
rottenshworz
8 дек, 2012 18:28 (UTC)
Похоже, традиция предавать своих военных, едва лишь те станут ненужными, у политиков не пресекалась добрых несколько тысяч лет...
catherine_catty
8 дек, 2012 18:56 (UTC)
Не знаю, как остальные, но Франция в этом деле особенно отличилась в 20 веке, мне кажется.
(без темы) - rottenshworz - 8 дек, 2012 19:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oberster - 8 дек, 2012 19:59 (UTC) - Развернуть
sovice_snezni
8 дек, 2012 19:11 (UTC)
Большое спасибо за текст. Не в тему - как-то совсем по другому начинаешь смотреть на мятеж армии в 61-м...
catherine_catty
8 дек, 2012 19:15 (UTC)
Так а многие офицеры, в частности де Сен Марк, так и объясняли свое участие в нем: мы однажды бросили союзников в Индокитае. Второй раз мы в этом участвовать не хотели. Если учесть, что в большинстве своем им лично от того, принадлежит Алжир Франции или нет, не было ни холодно, ни жарко, я верю, что это действительно было так.
anticiklon
8 дек, 2012 19:13 (UTC)
На первом снимке форма очень похожа на форму Советской армии в Афганистане т.н. "афганку"
Я даже сначала подумал, что это оттуда снимок)
catherine_catty
8 дек, 2012 19:27 (UTC)
А у наших не панамы были?
(без темы) - anticiklon - 8 дек, 2012 19:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 8 дек, 2012 19:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - captain_black - 8 дек, 2012 19:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 8 дек, 2012 19:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oberster - 8 дек, 2012 20:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 8 дек, 2012 20:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - roberto_pf - 8 дек, 2012 23:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oberster - 9 дек, 2012 18:00 (UTC) - Развернуть
antinormanist
8 дек, 2012 19:17 (UTC)
Спасибо за подробный рассказ. И поздравляю с 100-м постом по данной теме!
А предавать ставших ненужными союзников - не только французская традиция, к сожалению :(
catherine_catty
8 дек, 2012 19:34 (UTC)
Спасибо.

Наверное, не только французская, увы.
oberster
8 дек, 2012 19:57 (UTC)
С 100-ым постом поздравляю. Писать у Вас получается интересно.) И тема интересная.
catherine_catty
8 дек, 2012 20:00 (UTC)
Спасибо.
Тема и вправду интересная, я даже не ожидала.
(без темы) - oberster - 8 дек, 2012 20:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 8 дек, 2012 20:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kiwi_charlie - 8 дек, 2012 21:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 8 дек, 2012 21:20 (UTC) - Развернуть
major_p
8 дек, 2012 20:17 (UTC)
Спасиибо за пост
(без темы) - major_p - 9 дек, 2012 07:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 9 дек, 2012 07:35 (UTC) - Развернуть
yassena
8 дек, 2012 20:34 (UTC)


Поздравляю с юбилеем.

Эх, политики....ругательное слово...
catherine_catty
8 дек, 2012 20:37 (UTC)
Спасибо.

я тоже думаю, что ругательное.
morra_winter
8 дек, 2012 20:44 (UTC)
Спасибо за пост. Все уже сказали до меня, потому что первая и оригинальная мысль, когда читаешь такое: "Ненавижу политиков". Всюду они одинаковы.
catherine_catty
8 дек, 2012 20:50 (UTC)
Верный вывод. Потому что политики уже не люди, люди так не поступают.
red_atomic_tank
8 дек, 2012 21:08 (UTC)
Поздавляю :-)
Фотографии очень выразительные.
catherine_catty
8 дек, 2012 21:09 (UTC)
Спасибо.

Фотографии частично были сделаны армейским фотографом. А там явно были мастера этого дела. Я сколько не копаюсь на сайте Инф. службы Минобороны Франции, а все удивляюсь: какие классные работы.
zero2005
8 дек, 2012 21:41 (UTC)
Интересный у них был девиз... Двусмысленный какой-то.:)
catherine_catty
9 дек, 2012 06:58 (UTC)
Нет, все нормально. Там именно понятие, а не люди имелись в виду. Люди по-другому называются, вспомните о романе "Отверженные".
(без темы) - zero2005 - 9 дек, 2012 08:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 9 дек, 2012 08:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zero2005 - 9 дек, 2012 09:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 9 дек, 2012 09:41 (UTC) - Развернуть
amonov
8 дек, 2012 22:07 (UTC)
Штрафной батальон на французский лад.
catherine_catty
9 дек, 2012 07:03 (UTC)
Не совсем. Штрафные батальоны существовали, но там был ад кромешный: с солдатами общались свистками, не словами, за все проступки крайне жестокие наказания, головы штрафникам брили под ноль, практически никакого сообщения с внешним миром, письма раз в неделю только родным и от родных.

А использование перебезчиков в отрядах охотников - это нормальная практика, обычно они на треть состояли из таких элементов. Здесь необычно то, что бывших солдат ФНО было больше и практически не было европейцев.
thor_2006
9 дек, 2012 05:19 (UTC)
По поводу лозунга - misere разве только как нищета переводится? Я не знаю французский, но мне почему то кажется, что здесь какое-то иное значение этого слова...
catherine_catty
9 дек, 2012 06:55 (UTC)
Не только. Также это "ничтожество", "убожество", "несчастье", "невзгода" и пр. в том же духе. А также "мизер" в карточной игре и "традесканция" в ботанике. Но вряд ли охотники боролись за то, чтобы уничтожить безвредный цветок, правда?
(без темы) - thor_2006 - 9 дек, 2012 08:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - catherine_catty - 9 дек, 2012 08:39 (UTC) - Развернуть
moi_salon
9 дек, 2012 06:49 (UTC)
Поздравляю и спасибо за все посты по этой теме!

Всё-таки жизнь интереснее любых художественных выдумок, как я последнее время думаю.
catherine_catty
9 дек, 2012 07:12 (UTC)
Спасибо.

А я давно это говорю: читайте мемуары, никаких приключенческих романов не надо. Я, кстати, мало читаю худ. литературу. Мне не очень интересно, что там выдумали писатели. Ну, разве что если пишут знающие люди. Потому что, к примеру, романы Лартеги можно смело рекомендовать тем, кто интересуется войной в Алжире.
ecoross1
9 дек, 2012 08:18 (UTC)
Большое спасибо.

Интересно, что уже были радисты.

И судьба печальная.
catherine_catty
9 дек, 2012 08:20 (UTC)
Интересно, что уже были радисты.
Да были конечно, а как иначе связь держать? И в 1956 уже были. ФНО помогали многие, так что средства были.





alexispokrovski
9 дек, 2012 11:05 (UTC)
Почему же их бросили? Это чрезвычайно дуено сказалось и на имидже Франции, и на настроении внутри французской армии. Вопиющая некомпетентность. Кто же принял это решение?
catherine_catty
9 дек, 2012 11:07 (UTC)
Кто же принял это решение?
Де Голль.

И только когда во Франции начались протесты, мусульманам, верным Франции, было разрешено уехать в метрополию.

Edited at 2012-12-09 11:45 (UTC)
worden_archives
10 дек, 2012 07:51 (UTC)
Интересно, когда французы (не все, конечно, а те, кто принимал решения) стали такими.

Ведь еще в 20-е годы они принимали белоэмигрантов без вопросов, не сдавали их большевикам. А потом - Мюнхен, Виши, Индокитай, Алжир, мультикультурализм...

И спасибо Вам, что пишете про тех, кто шел поперек потока. Это очень важно.

Edited at 2012-12-10 07:52 (UTC)
catherine_catty
10 дек, 2012 17:56 (UTC)
И, кстати, эмигранты были очень благодарны и отплатили за помощь. Они воевали за Францию и в годы второй мировой, и в Индокитае, и в Алжире. Испанцы, русские, итальянцы, поляки шли на войну добровольцами.

Может, поворотная точка - Индокитай? Гибель империи?

Мне самой эти люди очень интересны. При всех их недостатках обычно это личности.
(без темы) - roberto_pf - 11 дек, 2012 05:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - roberto_pf - 11 дек, 2012 05:41 (UTC) - Развернуть
michletistka
10 дек, 2012 09:42 (UTC)
Ужасно. Умом понимаю, что проигравшие французы сами то еле-еле выползли из бывших колоний. Но участь тех, кого они "цивилизовали" слишком печальна.
catherine_catty
10 дек, 2012 18:03 (UTC)
В Алжире было много европеизированных арабов и кабилов. А после обретения независимости там шла обширная исламизация и арабизация. Алжирские писатели, которые писали на французском (а таких было много) не могли книги издать. Понятно, что на фоне всех смертей это мелочи, но все же...

Edited at 2012-12-10 18:08 (UTC)
marinka_lisa
13 дек, 2012 16:07 (UTC)
офф-топ: поняла, что ленту читать не успеваю, "иду" по всем постам в твоем ЖЖ, которые пропустила :)

Поздравляю с сотым постом!.. Жаль людей... Они поверили, что что-то смогут, и вот...
catherine_catty
13 дек, 2012 17:28 (UTC)
Спасибо.
Да, и солдат жалко, и офицеров. Последние нередко себя винили: мы им говорили, что Франция из Алжира не уйдет и они нам верили. А получилось...
livejournal
14 дек, 2012 12:57 (UTC)
Традиційний огляд...
Пользователь joanerges сослался на вашу запись в записи «Традиційний огляд...» в контексте: [...] – 64, очень скоро – больше 200. Девизом отряда было «Chasser la misиre» (Уничтожить нищету). ДАЛІ [...]
nikolauskass
19 дек, 2012 18:15 (UTC)
перепостить можно?
mondor_bear
20 дек, 2012 20:56 (UTC)
,,,,
солдаты революций и империй
чьи жизни дни уже сочтены
как вы могли , безумцы, свято верит
в величие предавшей Вас страны,,,,,,,
catherine_catty
20 дек, 2012 21:02 (UTC)
Re: ,,,,
Солдаты революций и империй,
Чьи дни, как капли в море, сочтены.
Как вы могли, безумцы, слепо верить
В величие предавшей вас страны?

Да, в тему. Люблю песни Хельги (хотя она сейчас просит называть себя Ян Лисица).
Re: ,,,, - mondor_bear - 21 дек, 2012 20:12 (UTC) - Развернуть
( 70 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

комментарии
catherine_catty
Екатерина

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com