Вы читаете журнал [info]catherine_catty

Previous Entry | Next Entry

Франция
В начале 80-х гг. XVIII века Л.-С.Мерсье в своей книге «Картины Парижа» сообщил читателям радостную новость: «кладбище Невинных в конце концов закрыли, — то самое кладбище, на котором хоронили покойников со времени Филиппа Красивого.
Тогда оно было далеко за городом; в наши дни оно оказалось в центре. Парламент, выслушав требование всех проживающих вблизи этого кладбища, обратился за советом к химикам и естественникам. Применив с пользой недавние открытия, касающиеся тлетворного воздуха, пришли к заключению, что воздух кладбища Невинных — самый нездоровый во всем Париже. В прилегающих к нему погребах атмосфера была такова, что пришлось замуровать все двери; опасность была велика,— кладбище закрыли 1 декабря 1780 года.
Выразим же благодарность усердию чиновника, который вел это дело с истинно патриотическим жаром; он, возможно, пресек в самом начале какую-нибудь заразную болезнь.»

Чуть позже кости с кладбища Невинных перенесли в катакомбы Парижа. Надо сказать, что город этот стоит на пустотах: веками дома строились из известняка, добываемого здесь же. Эта практика продолжалась до 1813 года, так что места хватило всем покойникам: сюда свозили останки с парижских кладбищ до середины XX века.

Живые тоже бывали здесь. Во время Французской революции под землей искали диверсантов. «Разве шесть месяцев назад не ходил упорный слух, что подземный Париж (ведь мы с риском стоим над каменоломнями и катакомбами, между небом и бездной, под нами все перерыто) наполнен порохом, который должен поднять нас на воздух. Слух держался, пока депутация кордельеров не произвела расследования и не нашла, что порох опять убрали!» (Кардейль) В 1848 году тут прятались повстанцы. Во время Парижской коммуны подземелья использовали для связи между фортами. Именно отсюда полковник Роль-Танги, командир парижских отрядов Сопротивления, в августе 1944 отдал приказ войскам Свободной Франции начать вооруженное восстание.

В начале прошлого века в катакомбы начали пускать экскурсантов и продолжают делать это в наши дни. Итак, если вы не боитесь призраков или мертвецов и не страдаете клаустрофобией, то я приглашаю на прогулку. Мы направимся к площади Данфер-Рошро, где можно увидеть Бельфорского льва. Вы тоже на него посмотрите, если заглянете сюда: http://oumnique.livejournal.com/746335.html?view=8072543#t8072543
Когда-то это была окраина Парижа, и в павильоне, воздвигнутым Н.Леду, располагалась таможенная застава. Заходим в это здание и через 20 метров (вниз, разумеется), попадаем в катакомбы. Не знаю, водят ли здесь экскурсии, я гуляла одна. В принципе, заблудиться невозможно. Тропа проложена так, что турист, даже отходя в боковые ходы, все равно вернется к главному. Но обычно люди, даже совершенно незнакомые, стараются держаться группками. Уж очень не по себе становится в этом царстве мертвых. Что же здесь можно увидеть?

Вот, например, те самые косточки с кладбища Невинных. Спокойно дожили до наших дней.


Идем дальше. Обратите внимание, из черепов выложен своеобразный узор: полукруги. Ну и эстеты эти французы!


Здесь можно встретить надписи на латыни, напоминающие смертным о вечном сне.


Саркофаг.


Насколько я понимаю, колодец.


Памятные знаки в честь значимых событий в истории Франции. Этот напоминает о взятии дворца Тюильри 10 августа 1792 года.


В конце экскурсии возникает странное впечатление. С одной стороны, тебя окружают кости и черепа. С другой – нет гниющей плоти, кости чистые, да и количество их таково, что вскоре перестаешь воспринимать их как останки. И все же кладбище, да еще подземное, – не самое приятное место. Спешим к выходу. 84 ступени вверх и мы готовы выйти на свет божий. Мы-то готовы, да кто нас выпустит? Нет, мертвецы-вампиры-вурдулаки здесь не при чем. Дело в том, что на выходе охрана в обязательном порядке проверяет сумки посетителей. А вдруг кому какая-нибудь косточка до того понравилась, что ее решили прихватить на память об этом приятном месте? Меня эта сцена поразила до глубины души. Клептоманией я не страдаю в принципе. А уж мысль о том, что можно свистнуть что-нибудь с кладбища мне вообще никогда в голову не приходила. Спасибо, не нужны мне ночные кошмары. Но, верно, некоторые думают иначе.

Да, кстати, выход находится совсем в другом месте, на улице Реми-Дюмонсель, поблизости от этой церкви Сен-Пьер де Монруж.


Картинки "кликабельны".

Comments

( 35 комментариев — Оставить комментарий )
[info]oumnique wrote:
15 Фев, 2008 05:00 (UTC)
Спасибо.
Можно добавить, что до конца этого года катакомбы закрыты и попасть туда сейчас невозможно.
[info]catherine_catty wrote:
15 Фев, 2008 17:00 (UTC)
Надеюсь, откроются когда-нибудь. А то я к башне Св. Якова не один год бегаю, а она все в лесах.
[info]oumnique wrote:
15 Фев, 2008 17:21 (UTC)
Думаю, в следующем году откроется.
А Сен-Жак, да... Он уже лет семь как на реставрации, и только макушку открыли.
[info]catherine_catty wrote:
15 Фев, 2008 17:26 (UTC)
Интересно, когда закончат. Я все-таки хочу на башню посмотреть когда-нибудь.
[info]oumnique wrote:
15 Фев, 2008 17:33 (UTC)
Видимо только через несколько лет...
Я-то ее видела все же. В 1995 г. Правда, наверх не взбиралась.
[info]wienta wrote:
15 Фев, 2008 05:22 (UTC)
Спасибо, не знала этого.

Прочитав о кладбище Невинных вспомнилась Трилогия о Екатерине Медичи Виктории Холт, когда после Варфоломеевской ночи весь королевский двор поехал на кладбище посмотреть как зацвел боярышник и король принял это за знак Божий, оправдывая свое решение о расправе с гугенотами.
[info]dagmara wrote:
15 Фев, 2008 10:52 (UTC)
этот эпизод еще у Дюма в "Королеве Марго" описан :-))
[info]wienta wrote:
15 Фев, 2008 14:40 (UTC)
Вы правы, просто Трилогия для меня свежее вот и вспомнилась, я ее недавно прочла, а Дюма как-то уже забылся, очень давно это было...
[info]michletistka wrote:
15 Фев, 2008 05:55 (UTC)
Недавно по ТВ видела репортаж об этих катакомбах. Кости переть с собой я бы, наверное, побрезговала. Но ведь там есть и весьма знаменитые кости! ;) Жаль, что опознать их в этих кучках уже невозможно.
[info]catherine_catty wrote:
15 Фев, 2008 16:56 (UTC)
Ну да, бирочек нет, к сожалению.
[info]marinka_lisa wrote:
15 Фев, 2008 06:47 (UTC)
"Эстетика" выкладывать кости "специфически" была присуща той эпохе... Взять, к примеру, ту же часовню "Всех святых" (или же Костницу), которая находится в Чехии. Подробнее о ней можно прочесть здесь (http://www.panoramix.ru/czech/kutna-hora-kostnice/ http://www.czechwalker.com/picture-gallery/?from=312 )
[info]catherine_catty wrote:
15 Фев, 2008 16:58 (UTC)
Да, я знаю про эту часовню, но там не была. Спасибо за ссылки.
[info]marinka_lisa wrote:
15 Фев, 2008 17:12 (UTC)
А мы этой осенью были... Впечатляет... А еще странное ощущение от всех этих людей барокко... Чего стоит один герб рода из человеческих костей...
[info]catherine_catty wrote:
15 Фев, 2008 17:29 (UTC)
Ну, да. Я еще понимаю, косточи в катакомбах сложить, пусть и фигурно. Но герб из них делать... Интересно, что изображали эти символы: птица, клюющая человеческую голову?
[info]oumnique wrote:
15 Фев, 2008 18:22 (UTC)
В 1598 г. один из Шварценбергов захватил венгерскую крепость Дьёр, благодаря чему надолго подорвал власть турок. Император Рудольф II наградил героя, дополнив его герб изображением отрубленной головы воина и ворона, выклевывающего его глаз.
[info]catherine_catty wrote:
15 Фев, 2008 18:24 (UTC)
Жизнерадостный герб такой...
[info]oumnique wrote:
15 Фев, 2008 18:27 (UTC)
Для воина в те времена, видимо, вполне естественный.
[info]maren_nareiel wrote:
22 Фев, 2008 17:42 (UTC)
Хм... Шверценбергов? Мы тут в прошлом году в Чешском Крумлове были и нам рассказывали про Рожмбергов.. И герб у них как раз дополнен той самой турецкой (а на самом деле головой казака с чубом) головой с вороном.
[info]oumnique wrote:
22 Фев, 2008 20:02 (UTC)
О, отрубленная голова турка и ворон - крайне популярные сюжеты для гербов у славянских народов. Не один род их имел в том или ином визуальном воплощении.
Так что не сомневайтесь - Шверценбергов.
Вот, например, статья из Википедии.
[info]marinka_lisa wrote:
15 Фев, 2008 19:04 (UTC)
А все не просто так: это типа голова турка, коих довольно много изображается в разных местах в виде... типичном для запорожских казаков :) Так что ;)
[info]catherine_catty wrote:
15 Фев, 2008 19:14 (UTC)
То есть, с чубом? Забавно!
[info]marinka_lisa wrote:
15 Фев, 2008 19:21 (UTC)
С чубом, в шароварах (весьма характерного покроя)
[info]oumnique wrote:
15 Фев, 2008 17:23 (UTC)
У меня тоже пост о ней есть - http://oumnique.livejournal.com/228246.html
[info]catherine_catty wrote:
15 Фев, 2008 17:31 (UTC)
Да, своеобразное понимание прекрасного было у чехов.
[info]oumnique wrote:
15 Фев, 2008 17:49 (UTC)
Мне этого тоже не понять.
[info]pan_kotsky wrote:
15 Фев, 2008 07:19 (UTC)
Очень интересно, спасибо!

Finereader часто вместо знака переноса ставит «¬».
[info]catherine_catty wrote:
15 Фев, 2008 17:01 (UTC)
Спасибо за информацию, я учту. Кстати, текст Мерсье уже не набран, а распознан.
[info]pan_kotsky wrote:
15 Фев, 2008 21:05 (UTC)
Это как раз хорошо заметно :)
[info]valeryanna wrote:
15 Фев, 2008 08:28 (UTC)
спасибо за экскурсию, а я никогда не была ни в пещерах, ни в катакомбах. Даже в Псково-Печерском монастыре и то не попала в пещеры...
[info]catherine_catty wrote:
15 Фев, 2008 17:02 (UTC)
Не то, чтобы я любитель подземелий, но в парижские катакомбы я очень хотела попасть. А так была еще в Величке, это соляные пещеры в Польше.
[info]ninette_b wrote:
15 Фев, 2008 09:47 (UTC)
Спасибо, давно хотела почитать про парижские катакомбы. Вы храбрый человек, если одна там бродили. Жутковато, должно быть... Я со своим интересом к ВФР бросилась бы там искать кости с кладбища Эрранси, Вы до них не дошли?
[info]catherine_catty wrote:
15 Фев, 2008 17:07 (UTC)
Ну, поскольку там цивилитзованная туристическая тропа, то не особо страшно.
Что касается Эрранси. Я обежала тот кусок, где было кладбище (Монсо и пр.). А вот с костями, боюсь, проблема. трупы засыпали негашеной известью. От тела ничего не оставалось.
[info]mlle_anais wrote:
15 Фев, 2008 12:20 (UTC)
Спасибо.
Не знала, что туда можно и одному, без экскурсии. Интересуюсь давно этими катакомбами, мысленно не раз уже прошла... благо, в сети нашлись виртуальные путеводители ;)
[info]catherine_catty wrote:
15 Фев, 2008 17:12 (UTC)
Легко. Вот только, как отметили в комментариях, сейчас катакомбы закрыты.
[info]b_a_n_s_h_e_e wrote:
16 Фев, 2008 04:50 (UTC)
Спасибо что показала, я бы никогда туда не полезла. Призраков не боюсь, зато низкие потолки внушают мне истерический ужас.
( 35 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

комментарии
[info]catherine_catty
Екатерина

Latest Month

Май 2012
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Разработано LiveJournal.com
Designed by [info]chasethestars